Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2

Авиация

МиГ-31

МиГ-31



Двухместный сверхзвуковой перехватчик МиГ-31 — первый советский истребитель четвертого поколения. Созданный 25 лет назад, он и сегодня является самым скоростным и высотным боевым самолетом в мире. До последнего времени МиГ-31 был и единственным в мире серийным истребителем, оснащенным бортовой радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой (лишь в 2000 г. к нему присоединился французский «Рафаль», также оснащенный ФАР). Он, а также американский палубный истребитель F-14, являются единственными в мире боевыми самолетами, несущими ракеты класса «воздух — воздух» большой дальности.

Работы по созданию дальнего перехватчика нового поколения, предназначенного для замены самолета Ту-128 и способного бороться не только с высотными, но и низковысотными целями, начались еще в середине 60-х годов, когда в США был принят на вооружение бомбардировщик средней дальности FB-111, который мог прорываться к цели на предельно малой высоте в режиме огибания рельефа местности, а также начались работы над стратегическим многорежимным самолетом AMSA — прообразом бомбардировщика В-1. Еще одной приоритетной целью для перспективного перехватчика ПВО должен был стать высотный скоростной разведывательный самолет Локхид SR-71, во второй половине 60-х гг. пришедший на смену печально известному U-2 при решении задач, требующих проникновения в воздушное пространство других государств.

В 1965 г. в ОКБ им. А.Н. Туполева был подготовлен эскизный проект дальнего перехватчика Ту-148 со сверхмощной (диаметр антенны 2 м) радиолокационной станцией «Смерч-100» и дальними ракетами Р-100, предназначенный в первую очередь для ПВО районов со слаборазвитой аэродромной структурой, а также для перехвата бомбардировщиков противника на большом удалении от границ страны (например, над Северным Ледовитым океаном).

Параллельно с этим в ОКБ А. И. Микояна с 1965г. прорабатывались проекты истребителей, способных прийти на смену самолету МиГ-25П. В частности, исследовался проект тяжелого перехватчика Е-155ПА с более мощными двигателями Р15БФ-300 и системой вооружения, включавшей БРЛС «Смерч-100», а также управляемые ракеты К-100. Предполагалось, что Е-155ПА сможет поражать цели, летящие на высотах от 100 м до 30 км со скоростями до 4000 км/ч. Проект тяжелого перехватчика предложило и ОКБ А.С, Яковлева.

Параллельно с разработкой перспективных истребителей ПВО и предназначенных для них бортовых радиолокационных станций с антеннами, имеющими механическое сканирование, коллектив ученых и инженеров под руководством профессора Б.И. Сапсовича приступил к исследованию путей построения фазированных антенных решеток (ФАР) для авиационных систем управления вооружением. В 1968 г. работы по созданию импульсно-доплеровской бортовой радиолокационной станции были переданы НИИ приборостроения, где к тому времени был накоплен значительный опыт по разработке ЗРК «Куб».

Научно-техническое руководство работами по созданию «Заслона» осуществлял заместитель генерального конструктора, а затем — генеральный конструктор объединения «Фазотрон» В.К. Гришин. Главным конструктором комплекса являлся А.И. Федотченко. В процессе разработки станции было спроектировано, построено и испытано семь вариантов ФАР. При этом были найдены оригинальные технические решения, созданы высокоэффективные методы проектирования и технологии изготовления, позволившие создать, отработать и организовать серийное производство ФАР. В 1970 г. в НПО «Геофизика» под руководством главного конструктора Д.М. Хорола началась разработка еще одного важного элемента информационного комплекса перспективного перехватчика — обзорно-следящего теплопеленгатора 8ТК.

Для оснащения новых дальних перехватчиков системой «Заслон» в МКБ «Вымпел» в конце 60-х годов началась разработка новой ракеты большой дальности Р-33. Использование ФАР позволило оснастить УР относительно простой системой полуактивного радиолокационного самонаведения, что выгодно отличало ее от американского аналога — AIM-54 «Феникс», имеющей более сложную комбинированную, полуактивно-активную систему наведения. Особенностью УР являлось использование крыла малого удлинения и складывающихся рулей, что обеспечивало ее конформное размещение на подфюзеляжных нишах самолетов-носителей. Головка наведения Р-33 захватывала цель после пуска, до захвата наведение ракеты осуществлялось посредством инерциальной си- лее сложную комбинированную, полуактивно-активную систему наведения. Особенностью УР являлось использование крыла малого удлинения и складывающихся рулей, что обеспечивало ее конформное размещение на подфюзеляжных нишах самолетов-носителей. Головка наведения Р-33 захватывала цель после пуска, до захвата наведение ракеты осуществлялось посредством инерциальной системы (протяженность полета до перехода на самонаведение должна была составлять 10 — 20% траектории). В конструкции УР ее создатели широко использовали титановые сплавы. Была обеспечена способность поражать цели, летящие на скорости до 3700 км/ч на дальности до 120 км в диапазоне высот от 50 м до 28 км. Самолеты противника, маневрирующие с перегрузкой 3 — 4, поражались с вероятностью 0,6-0,8.

Во второй половине 60-х годов стало очевидно, что полностью удовлетворить растущие требования заказчика могут лишь БРЛС с ФАР. В результате ОКБ А.Н. Туполева был предложен проект Ту-148-33 с системой «Заслон» и УР Р-33. Комплекс предназначался для борьбы с летательными аппаратами противника, летящими со скоростью до 3500 км/ч на высотах 26 — 28 км. В число потенциальных целей входили крылатые ракеты различных типов, а также аэробаллистические ракеты типа SRAM. В 1968 г. был построен натурный макет самолета Ту-148-33, однако в начале 70-х годов приоритет был отдан проекту глубокой модернизации истребителя-перехватчика МиГ-25П с системой «Заслон».

Рекомендации ЦАГИ по этому самолету были выданы в 1968 г., а в 1972 г. в ОКБ им. А.И. Микояна начались полномасштабные работы по созданию машины. В тактико-технических требованиях основной акцент заказчик делал на увеличение дальности полета и времени барражирования. Требования к скоростным и высотным характеристикам перехватчика, рассматривавшегося как глубокая модернизация МиГ-25П, остались по сравнению с предшественником практически без изменений. Истребитель, получивший обозначение МиГ-25ПМ (Е-155ПМ), должен был иметь рубеж перехвата 700 км при крейсерской скорости 2500 км/ч (М = 2,35) и 1200 км — на дозвуковой скорости.

В связи с тем что перед МиГ-25МП ставились задачи поражения не только высотных, но и низколетящих целей с возможностью одновременной атаки нескольких самолетов (или крылатых ракет) противника, а также ведения полуавтономных групповых действий, самолет предстояло оснастить принципиально новой системой вооружения. Предполагалось, что автоматизированная система обмена информацией между самолетами группы позволит контролировать значительные пространства Севера и Дальнего Востока с неполным радиолокационным полем. Состав экипажа увеличили до двух человек, введя штурмана-оператора.

МиГ-31



В группу сотрудников генерального конструктора Р.А. Белякова, ответственных за выполнение программы создания нового истребителя-перехватчика, входили Г.Е. Лозино-Лозинский, В.А. Архипов, К.К. Васильченко и А.А. Белосвет. Самолет (впервые применительно к истребителям советских ВВС) было решено оснастить двухконтурными форсированными турбореактивными двигателями Д-ЗОФ, разработанными Пермским ОКБ под руководством П.А. Соловьева. Так как перехватчик должен был базироваться на арктических(в том числе и ледовых) аэродромах, максимально выдвинутых в направлении ожидаемого появления бомбардировщиков противника, потребовалось применение тележечного шасси принципиально новой конструкции, обеспечивающего возможность эксплуатации истребителя с аэродромов II класса.

Постройка первого опытного истребителя — Е-155МП-831 — завершилась весной 1975 г., а 16 сентября летчик-испытатель А.В. Федотов совершил на нем первый полет. В следующем году на летные испытания вышла вторая опытная машина, Е-155МП-831, оснащенная комплексом «Заслон». Разумеется, наибольшую сложность в процессе испытаний составляла отработка бортового радиоэлектронного комплекса самолета. Для натурных испытаний аппаратуры системы «Заслон» НПО «Взлет» были созданы две летающие лаборатории на базе самолетов Ту-104. На первой из них (начавшей полеты весной 1973г.) отрабатывалось управление ФАР, а также процессы поиска и обнаружения целей, а на второй, начавшей «работу» осенью 1975 г., отрабатывалась система в целом (впрочем, первоначально на ней также отрабатывались конкретные радиотехнические вопросы, например — захват цели и ее дискретное сопровождение). В дальнейшем проводилась отработка «Заслона» с реальными пусками ракет, подвешивавшихся под крылом Ту-104ЛЛ. Однако, несмотря на высокую степень отработки налетающих лабораториях, аппаратура «Заслона», установленная позже на опытных истребителях, оказалась на первых порах практически неработоспособной. Как выяснилось, большое значение имело размещение блоков на борту конкретного типа самолета.

В начале 1978 г. один из опытных самолетов МиГ-31 совершил испытательный полет, в ходе которого осуществлялось обнаружение и одновременное сопровождение 10 воздушных целей. Для испытаний и отработки «Заслона» потребовалось переоборудование полигона в Ахтубинске с тем, чтобы на встречных курсах цели и истребителя дальность начального их вывода составляла более 200 км. Устанавливалась новая телеметрическая аппаратура внешнетраекторных измерений положения сближающихся объектов. Потребовали решения и вопросы предотвращения столкновения перехватчика и мишени, так как в ходе испытаний оценивались характеристики сопровождения цели на минимальной дальности (менее 1 км). В 1977 г. на стендовые испытания поступили опытные образцы теплопеленгатора 8ТК. В 1980 г. по этому изделию был выполнен весь объем испытаний.

Летом 1977 г. на авиазаводе в Горьком были изготовлены два самолета первой установочной партии. После окончания первого этапа государственных испытаний, в 1979 г., был развернут серийный выпуск перехватчиков, получивших новое обозначение — МиГ-31. Полностью государственные испытания истребителя МиГ-31 были завершены в конце 1980 г. Были достигнуты практически все заявленные характеристики. В частности, была подтверждена возможность группы из четырех самолетов МиГ-31 контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800—900 км.

В 1981 г. истребитель-перехватчик МиГ-31 был принят на вооружение авиации войск ПВО СССР. Страна получила мощное оборонительное оружие, появление которого оказало заметное стабилизирующее влияние на ситуацию на воздушных границах Советского Союза.

Поступление на вооружение МиГ-31 совпало с началом развертывания в США стратегических авиационных крылатых ракет ALCM. Новый истребитель явился своевременным и адекватным ответом на новую американскую угрозу. Он стал фактически единственным средством, способным перехитрить самолеты-носители B-52G и В-52Н на большом удалении от границ Советского Союза до того, как они запустят свои ракеты (а каждый «Стратофортресс» нес 12—20 КР). МиГ-31 с многоканальным комплексом «Заслон» мог бороться и с самими крылатыми ракетами (не только ALCM, но и «Томагавками», запускаемыми с борта атомных многоцелевых подводных лодок), которые были «не по зубам» другим перехватчикам ПВО.

В ходе летных испытаний в конструкцию самолета был внесен ряд существенных изменений: на передней кромке крыла по всему размаху установили четырехсекционные отклоняемые носки, для обеспечения полета на больших сверхзвуковых скоростях конструкцию крыла усилили третьим лонжероном; полностью было изменено расположение аэродинамических тормозов, которые вынесли из зоны каналов воздухозаборников.

Первые полеты истребителя с установленной ФАР Б 1.01 состоялись в 1976 г. 15 февраля 1978 г. впервые был выполнен полет с обнаружением и сопровождением 10 воздушных целей. Программа госиспытаний была полностью завершена осенью 1980 г., когда первые серийные самолеты уже начали поступать в строевые части авиации войск ПВО. Самолет МиГ-31 с СУВ «Заслон» официально был принят на вооружение авиации ПВО в 1981 г. (УР Р-33 приняли на вооружение в 1980 г.). В строевых частях МиГ-31 начали заменять, в первую очередь, дальние перехватчики Ту- 128 (перевооружение полностью завершилось к концу 80-х годов). В конце 80-х годов начался серийный выпуск варианта МиГ-31ДЗ, оснащенного убираемой штангой топливоприемника системы дозаправки в полете и имеющего ряд других усовершенствований (построено более 100 самолетов).

С конца 1990 г. в Нижнем Новгороде приступили к серийному выпуску модернизированного самолета МиГ-31Б с усовершенствованными комплексами вооружения, навигации и связи. Истребитель получил аппаратуру радиотехнической системы дальней радионавигации А-723, усовершенствованные средства РЭБ, а также доработанные ракеты Р-ЗЗС. Данные об обнаруженных истребителем целях теперь могли в автоматическом режиме передаваться наземным средствам ПВО для обеспечения стрельбы ЗРК.

Часть ранее построенных самолетов МиГ-31 на авиаремонтных предприятиях ВВС доработана до уровня МиГ-31Б (истребители получили обозначение МиГ-31 БС). Появление модификаций МиГ-31Б и БС было в значительной степени обусловлено утечкой секретной информации о МиГ-31 на Запад: в 1985 г. в Москве был арестован агент иностранной разведки А. Толкачев, который, как установило следствие, передал «потенциальному противнику» ценные сведения о характеристиках оборудования и вооружения перехватчика.

Серийный выпуск МиГ-31Б завершился в 1994 г., построено несколько десятков самолетов этого типа, официально принятых на вооружение российских ВВС 25 октября 1999 г. А всего до 1994г. выпущено более 500 МиГ-31 различных модификаций. В составе ВВС России к концу 2000 г. имелось около 300 истребителей типа МиГ-31 (из них 220 -в европейской части страны). Самолеты МиГ-31 и МиГ-31ДЗ на авиаремонтных предприятиях ВВС дорабатываются до уровня МиГ-31Б (МиГ-31БС). Около 30 МиГ-31 имеется и в составе ВВС Казахстана.

В начале 90-х годов из-за нехватки средств у МО России закупки истребителей МиГ-31 были прекращены. Построено более 500 перехватчиков, более 350 из которых в настоящее время находятся на вооружении ВВС России. Несколько десятков МиГ-31 имеется также в ВВС Казахстана.В 1997 г. был предложен экспортный вариант МиГ-31, получивший обозначение МиГ-31 Э (самолет имеет упрощенный состав бортового радиоэлектронного оборудования).

МиГ-31




МИГ-31 В СРАВНЕНИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ АНАЛОГАМИ

Все шансы стать реальным американским аналогом МиГ-31 имел высотный скоростной истребитель-перехватчик Локхид F-12A — модификация разведывательного самолета SR-71, разработка которого началась в 1959 г., практически одновременно с началом работ над самолетом МиГ-25. Первый полет опытного разведчика состоялся 26 апреля 1962 г. Машина с нормальной взлетной массой 63500 кг, оснащенная двумя ТРДФ Пратт-Уитни J58 (2x14740 кгс), обладала максимальной скоростью 3220 км/ч и практическим потолком 24 400 м и дальностью полета без дозаправки в воздухе, равной 4200 км.

Следует заметить, что, несмотря на резкое сокращение в Советском Союзе работ по созданию стратегических бомбардировщиков и крылатых ракет (в 1960 г. были прекращены программы сверхзвуковых самолетов с межконтинентальной дальностью М-50, М-52 и М-56, а также по межконтинентальной «трехмаховой» крылатой ракете «Буря»), продолжалась разработка стратегического носителя Ту-135, да и эффектная демонстрация на воздушном параде в Москве в 1960 г. самолетов М-50 и Ту-22 сеяла среди руководителей ВВС США сомнения в достоверности разведывательной информации об отказе Советов от продолжения работ в области сверхзвуковой бомбардировочной авиации.

В начале 1963 г. ВВС США вышли с предложением создать на базе самолета SR-71 пилотируемый перехватчик со скоростью, соответствующей М = 3, предназначенный не только для борьбы с самолетами противника, но и для перехвата орбитальных боевых блоков. Несмотря на то, что программа нового перехватчика встретила весьма скептическое отношение министра обороны США Роберта Макнамары, все же были выделены средства для постройки трех опытных самолетов YF-12А. Однако эскалация войны во Вьетнаме требовала все новых средств, что повлекло за собой отказ от ряда программ. Были прекращены работы и по YF-12А.

Другим американским самолетом, в некоторой степени близким МиГ-31, стал палубный многоцелевой истребитель Дженерал Дайнэмикс F-111B, предназначенный для ПВО авианосных групп и соединений. Эта многорежимная, ограниченно маневренная машина с крылом изменяемой стреловидности, должна была нести мощный комплекс вооружения, включающий многоканальную систему управления вооружением, а также ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности. Первый полет самолета F-111B состоялся 18 мая 1965 г. Было построено пять опытных и четыре предсерийных самолета. Но в феврале 1968 г. программа F-111B была прекращена – разработчики так и не сумели уложиться в весьма жесткие ограничения по массе, установленные для палубного базирования. Однако бортовой комплекс вооружений, созданный для F-111B решено использовать на другом тяжелом истребителе ВМС США – F-14 «Томкэт», разработка которого началась в 1969 г.

«Томкэт» стал единственным серийным зарубежным аналогом МиГ-31. Оба самолета предназначены для перехвата воздушных целей на большом удалении от места взлета, они способны выполнять продолжительное патрулирование и (единственные в мире) несут ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности. Серийный выпуск обеих машин был начат в 70-Х годах, в настоящие время они стоят на вооружении.

По сравнению с F-14 российский истребитель обладает значитительно лучшими высотными характеристиками (практический потолок его на 1,5…2,5 км больше) На малых высотах скоростные характеристики самолетов приблизительно одинаковы. На высоте 5—13 км преимущество имеет американская машина, а на высоте более 13 км преимущество переходит к МиГ-31. На высоте 17 км разница в скоростях составляет 670 км/ч.

Располагаемые перегрузки и максимальные угловые скорости неустановившегося разворота у F-14 выше практически на всех режимах. Маневренные характеристики установившихся виражей и наборов высоты на сверхзвуковой скорости выше у МиГ-31, на дозвуковых скоростях они приблизительно равны. Скорости установившегося разворота МиГ-31 на скоростях, соответствующих М= 1,0— 1,2 и высотах 5—10 км у «МиГа» в 1,5 — 2 раза выше, чему его американского соперника. На дозвуковых скоростях преимуществом обладает «Томкэт». В наборе высоты при постоянной скорости МиГ-31 превосходит «Томкэт» по максимально допустимым углам крена, углу наклона траектории, располагаемым величинам установившейся скорости разворота и энергетической скороподъемности.

Предельные рубежи перехвата МиГ-31 значительно (в 2 — 2,5 раза) больше, чем у F-14. При скорости, соответствующей М=2,35 у российского самолета он составляет 720 км, а у американского (при М= 1,5) -лишь 250 км. На дозвуковой скорости, соответствующей М=0,8, рубежи перехвата равны соответственно 1250 и 800 км. Истребитель МиГ-31 достигает заданных рубежей перехвата за значительно более короткое время.

В целом системы управления вооружением обоих самолетов имеют приблизительно равные возможности. СУВ AN/AWG-9, установленная на самолете F-14, обладает лучшими энергетическими характеристиками, чем СУВ «Заслон». Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР = 3 м2 у F-14 составляет 130—140 км в передней и 60 км — в задней полусферах. У МиГ-31 этот параметр составляет соответственно 120-130 и 45-60 км. Однако использование фазированной антенной решетки с электронным сканированием позволяет фактически уровнять дальности захвата и сопровождения целей.

Щелевая антенна БРЛС AN/AWG-9 с механическим сканированием по углу места не позволяет осуществлять одновременный подсвет нескольких целей, что потребовало оснащения УР AIM-54 «Феникс» сложной и дорогостоящей пассивно-активной радиолокационной головкой самонаведения. Накладываются серьезные ограничения и на зону возможного одновременного пуска ракет по нескольким целям, которая для F-14 ограничена величиной 420 кв. град., тогда как МиГ-31 может одновременно наводить четыре ракеты в зоне 18 200 кв. град.

Точность определения координат цели у СУВ «Заслон» в несколько раз выше, чем у американской системы. Возможности американской оптико-электронной системы JR, установленной на самолете F-14A, несколько лучше, чем у отечественной 8ТК (в частности, JR обеспечивает автоматическое определение числа целей в пределах разрешения БРЛС, чего не может делать российская система). Вычислительные характеристики американской БЦВМ CDC-5400B, входящей в состав СУВ AN/AWG-9, также выше, чем у компьютера «Аргон-15». МиГ-31 превосходит F-14 по скоростям перехватываемых целей, тогда как американский самолет, за счет лучших перегрузочных характеристик ракеты «Феникс», обладает преимуществом по высотам целей.

В целом, как авиационная система обеспечения ПВО обширных территорий, МиГ-31 значительно превосходит самолет F-14, который создавался для решения несколько иных задач (противовоздушная и противоракетная оборона корабельных группировок и соединений, эскортирование палубных ударных самолетов. При ведении встречного воздушного боя (например, в ходе отражения налета группировки ударных самолетов, прикрываемых «Томкэтами») возможности МиГ-31 приближаются к возможностям истребителя F-14.

На больших высотах полета, когда ни одна из сторон не имеет превышения, американская машина будет обладать некоторым преимуществом, обусловленным более высокими характеристиками ракет «феникс». При достижении МиГ-31 превосходства по высоте и выдерживании необходимой величины пеленга «дуэльные» возможности самолетов выравниваются.

ВООРУЖЕНИЕ

Состоит из ракет «воздух — воздух» и встроенной пушечной установки. Основным вариантом вооружения самолета являются четыре ракеты Р-33 (Р-ЗЗС), размещаемые конформно парами одна за другой под фюзеляжем на авиационных катапультных устройствах. Ракета Р-33, специально созданная для самолета МиГ-31 с системой «Заслон», оснащена твердотопливным двухрежимным двигателем. Она имеет инерциальное наведение на маршевом участке траектории и доплеровскую полуактивную радиолокационную головку самонаведения с углами целеуказания + / - 60 град. После старта УР совершает полет в заранее заданную точку, в которой производится включение системы самонаведения. При этом начальное положение антенны в момент включения (угловое целеуказание) прогнозируется на самолете-носителе перед пуском ракеты.

Для ведения ближнего воздушного боя под крылом возможна подвеска четырех ракет малой дальности Р-6ОМ с ТГС. Пушечная установка с шестиствольной пушкой ГШ-6-23М (23 мм) с боекомплектом 260 патронов размещена в обтекателе на правом борту фюзеляжа.



Новость отредактировал Коммунист - 24-02-2012, 14:51Причина: Добавил статью про вооружение Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург Яндекс.Метрика