Авиация
Неизвестный штурмовик. Як-35Д
В начале 1968 года Советское министерство обороны приняло решение о разработке специализированного бронированного штурмовика для поддержки войск на поле боя.
Идея создания такого самолета появилась после анализа применения штурмовиков во время второй мировой и во время военных конфликтов в 50-х и 60-х годах. Советские разрабатываемые или состоящие на вооружении самолеты того времени такие как Су-7, Су-17,М иГ-21 и МиГ-23 не совсем соответствовали требованиям к самолету непосредственной авиационной поддержки войск на поле боя. Им не хватало бронирования для защиты пилота и жизненно важных частей самолета. А высокие скорости полета затрудняли визуальное обнаружение и опознавание целей на поле боя, так как РЛС в этой роли оказались малоэффективны. Вес боевой нагрузки и большое время реагирования на угрозы или по вызову передовых авианаводчиков так же было недостаточным.
И так, в 1969 году был объявлен конкурс на создание нового самолета непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск по новым требованиям для Советских ВВС.
Он должен быть простой по конструкции, чтобы его можно было просто и с минимальными затратами производить, ремонтировать в полевых условиях, а также иметь малое время реакции по вызову.
Самолет должен был быть оснащен двумя турбовентиляторными двигателями Ивченко АИ-25Т без форсажа тягой по 1750кгс., разработанными для Як-40 и УТС Л-39 "Альбатрос".
Самолет должен был иметь встроенную пушку и применять только неуправляемое вооружение : НУР и бомбы калибром до 500 кг. Прицельные приспособления самые простые — коллиматорный прицел и лазерный дальнометр.
Нормальная боевая нагрузка должна была составить 1500 кг, с увеличением до 2500 кг в перегрузе. Нормальный взлетный вес - 8200 кг, максимальный взлетный вес - 10000 кг.
В конкурсе приняли участие основные КБ того времени: Сухого, Яковлева, Ильюшина, Микояна. Все ОКБ представили свои проекты, но в ходе их рассмотрения решено было расширить требования по созданию более сложного самолета с большими боевыми возможностями.
В конкурсе лидировали Илюшин со своим Ил-42, позднее превратившийся в Ил-102 и Сухой со своим проектом Т-8, позже получившим название Су-25. В итоге победили Сухие.
ОКБ Яковлева опоздал с подачей своего проекта, известного как Як-35 и оказалось, что он уже не удовлетворяет измененным требованиям. Он затачивался под первоночальные требования и был самым легким среди конкурентов. Но ОКБ Яковлева продолжило развивать проект в расчете на его экспортный потенциал.
В конце концов до мая 1970 г. было построено и успешно испытано три прототипа. Это был компактный самолет, в нем нашло применение много из опыта создания УТС Як -30/32 (код НАТО "Magnum/Mantis"), но он не повторял его конструктивную схему. Самолет имел крыло небольшой стреловидности и крестообразное хвостовое оперение, два двигателя АИ-25Т были установлены рядом в хвостовой части.
Пилот сидел в бронированной кабине, бронирование которой выдерживало попадания 20мм снарядов. Весь его дизайн несколько напоминал шведский УТС СААБ-105 или первоначальный вариант штурмовика ОКБ Сухого Т-8.
Самолет имел прочное шасси с односкатными пневматиками низкого давления убираемыми в фюзеляж, был вооружен двумя пушками Нудельмана–Рихтера НР-30 со 100 выстрелами на ствол, имел 7 узлов внешней подвески (три под каждым крылом и один под фюзеляжем)для НУР и бомб.
Внутренняя пара пилонов была "мокрой" — на ней могли подвешиваться ПТБ объемом 600литров. Снаружи фюзеляжа могли устанавливаться в контейнерах разведовательное оборудование, оборудование постановки помех и контейнеры наведения ракет воздух-земля. Для самообороны на внешних пилонах могли подвешиваться ракеты с ИК-системами самонаведения типов Р-3С, Р-13, а позже и Р-60.
Авионика включала активную станцию постановки помех Сирена-10 в сочетанием с блоками тепловых ловушек и дипольных отражателей. Лазерный дальнометр был установлен в носу фюзеляжа. Имелся радиовысотомер и бомбардировочный прицел.
Запад впервые узнал о новом Советском самолете во время Октябрского парада 1972года в Москве, когда первые три Як-35 сделали один проход на средней высоте. Самолет сразу же получил в НАТО кодовое имя "Мошенник".
Прототипы и два планера для статиспытаний использовали для неспешного продолжния программы. Никаких серьезных проблем не выявилось. Як-35 оказался очень надежным и простым в управлении самолетом и заслужил положительные отклики и похвалу у летчиков. Самолет оказался очень гибкой платформой.
Шло время и все говорило в пользу Як-35, который в итоге и получил свой шанс. Поскольку программа Су-25 столкивалась с большими задержками, а новый штурмовик был срочно нужен ввиду обострения напряженности с Китаем, было решено запустить Як-35 в серию.
С 1974 года самолет стал применяться совместно с Су-17. Его радиооборудование было обновлено и он стал называться Як-35Д (в НАТО "Мошенник-В"). Cамолет теперь мог применять ракеты Х-25 — пара этих ракет могла подвешиваться на внутренних пилонах. Система наведения подвешивалась под фюзеляжем.
В общей сложности до 1979 года были построены 110 Як-35Д. Все они служили в Советских ВВС в Забайкалье и не применялись в Афганистане, так как довольно слабый движок не позволял эффективно применять их в высокогорном разреженном воздухе.
С 1982г Як-35 были быстро заменены на наконец доведенный Су-25 и отводились во вторую линию применения. Большинство из оставшихся Як-35Д держали для обучения применению оружия и как мишени для обучения пилотов МиГ-21 до 1990года. Некоторые служили как буксировщики мишеней на Дальнем Востоке для тренировки фронтовых подразделений.
Самолет никогда не поставлялся на экспорт.
Характеристики:
Экипаж - 1 человек
Длинна с трубкой Пито(ПВД)- 14,54 метра.
Размах крыла — 9,52 метра
Высота — 4,6 метра
Вес пустого — 6,525 кг
Нормальный взлетный — 8,750 кг
Максимальный взлетный вес — 11,400кг
Двигатели 2хАИ-25Т без форсажа тягой по 1.750 кг
Скорость максимальная — 1050 км/час (без внешних подвесок)
Дальность полета —2500 км
Практический потолок — 14000 метров
Скороподьемность — 76 м/сек
Тяговооруженность — 0.54
Вооружение:
2х30 мм пушки с 100 выстрелами на ствол
7 узлов подвески — общий вес боевой нагрузки — 2500 кг
в том числе 2 УР воздух-воздух, бомбы обычные и кассетные, контейнеры с пушками, НУР, УР воздух-поверхность Х-23 и Х-25.