Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Истории

Авиабомбы для президента

Утром 27 февраля 1962 года южновьетнамские лётчики Фам Фу Куок и Нгуен Ван Кы отправились на бомбардировку. Не то чтобы в Южном Вьетнаме 60-х годов бомбёжки были чем-то из ряда вон выходящим. Но эти два пилота выбрали мишенью ни много ни мало дворец президента страны в Сайгоне. Почему они решились на такой шаг и что предшествовало этим событиям?

Цель — дворец

Штурмовики AD-6 «Скайрейдер», пилотируемые заговорщиками, находились на авиабазе Бьенхоа неподалеку от столицы. Согласно плану, в этот день лётчики должны были оказывать поддержку своим наземным войскам. Однако вместо рутинной работы самолёты резко развернулись и полетели к столице.

В 7 часов утра президент Нго Динь Зьем на втором этаже дворца Независимости мирно читал биографию другого президента — Джорджа Вашингтона. Внезапно снаружи раздался рев моторов. Зьем и другие обитатели дворца тут же повыскакивали на балконы.

Зрелище оказалось невиданным даже для бурной истории Южного Вьетнама. В небе над дворцом неторопливо описывали круги два штурмовика, сбрасывая бомбы, пуская ракеты и штурмуя здание из пушек. Полтора года назад Зьема уже пытались убить традиционными способами — в ходе очередного мятежа, но бомбили его впервые. Президент бросился в укреплённый подвал.

Авиабомбы для президента



«Скайрейдеры» в небе над Сайгоном

Авиабомбы для президента



Штурмовики «Скайрейдер» лётчиков южновьетнамских ВВС первого лейтенанта Фама Фу Куока и второго лейтенанта Нгуена Ван Кы снижаются над рекой Сайгон, готовясь к бомбардировке Дворца Независимости, резиденции президента Республики Вьетнам Нго Динь Зьема. 27 февраля 1962 года

За полчаса, никем не тревожимые, самолёты израсходовали четыре бомбы и восемь ракет, не считая пушечных снарядов. Лётчикам помогла плохая погода и низкая облачность, спрятавшие их от возможного перехвата истребителями.

На земле, тем временем, творился полный хаос. Войска, думая, что началась революция, окружили президентский дворец кольцом из танков и джипов с пулемётами. По реке Сайгон носились корабли. Наконец, штурмовик Фам Фу Куока был сбит корабельным огнём. Нгуен Ван Кы улетел в сторону Камбоджи — граница находилась всего в сорока милях. Там он попросил политического убежища. По горячим следам Харкинс, глава советников США во Вьетнаме, ошибочно сообщил наверх, что дворец бомбили сразу четыре самолёта.

Левое крыло дворца было уничтожено пятисотфунтовыми (230-кг) бомбами. Погибло трое вьетнамцев и Сидни Амброз — контрактник из США, который вылез на крышу посмотреть, что происходит, сорвался и умер от полученных травм в госпитале. Первая леди и еще несколько человек были ранены. Нго Динь Зьем чудом остался жив.

Авиабомбы для президента



Дворец после атаки

К удивлению властей выяснилось, что сбитый лётчик Фам Фу Куок — не какой-нибудь коммунист, а опытнейший пилот, которого тренировали ещё французы. До того, как переметнуться, он совершил сотни вылетов против партизан и был лично отмечен Зьемом. С Нгуеном Ван Кы всё было проще — его отца бросили в тюрьму «за антиправительственную деятельность», и это могло объяснить его неприязнь к президенту. Но Куок?!

Авиабомбы для президента



Фам Фу Куок (крайний слева). 1959 год.

Почему же элита армии, опора и надежда правящего режима, регулярно восставала против своего же президента? Была ли бомбёжка частью большего заговора?

Расколотая страна

После того, как Женевские соглашения 1954 года разделили страну на Северный и Южный Вьетнам, следующая пара лет (1955–1956 годы) прошла на юге сравнительно мирно. Власти посчитали, что сторонники коммунистов слабы и разобщены, поэтому обращать на них внимания не стоит.

Но с конца 1957 года представители власти в провинции всё чаще становились жертвами партизанской резни. Коммунисты бросили призыв убивать «ворующих землю» — т. е. всех сторонников режима. К 1960-му количество убиваемых деревенских старост, мэров и других чиновников достигало нескольких тысяч в год.

Для ведения партизанской войны у вьетконговцев имелось немало козырей. По оценке аналитиков из США, порядка 70% партизан были местными жителями, еще 25% — уроженцами Южного Вьетнама, обученными на севере и вернувшимися обратно. И лишь 5% представляли собой северян. Таким образом, партизаны состояли из местного же населения и пользовались его большой поддержкой.

В то же время, даже многие ведущие дипломаты США испытывали стойкую неприязнь к Зьему, упорно отказывавшемуся следовать советам реформировать правительство. Американцы отмечали двойной кризис доверия среди местных жителей. Во-первых, вьетнамцы сомневались, что США действительно заинтересованы в спасении Юго-Восточной Азии от страшных коммунистов. Во-вторых, не верили, что методы Зьема действительно эффективны против партизан.

Авиабомбы для президента



Нго Динь Зьем на обложке журнала Time. http://chauxuannguyen.org/

Многие армейские офицеры, вплоть до генералов, открыто высказывали американским дипломатам недовольство правительством вообще и особенно обширной семьёй Зьема, вмешивавшейся почти во все сферы управления страной. При этом сам Зьем, по отзывам некоторых знавших его советников, был честен и не запускал руку в государственную казну.

Армии, между тем, было тяжело даже без недовольных властями офицеров. Южновьетнамским войскам катастрофически не хватало разведданных, снаряжения и просто солдат. В центре Южного Вьетнама одной дивизии в 6500 человек (на 3000 человек меньше штатной численности) приходилось как-то защищать четыре провинции площадью более 44000 квадратных километров. Дорога в 10 миль (порядка 16 км) из-за непреодолимой даже для джипов грязи занимала три часа.

С учетом обстоятельств Зьем стал просить прислать солдат из-за океана, хотя первоначально выступал против этой идеи. Вскоре для этого представился удобный случай — наводнения в дельте Меконга породили замысел послать войска под видом охранников гуманитарной миссии.

22 декабря во Вьетнаме был убит первый американский солдат: грузовик, где вместе с южновьетнамскими солдатами ехал специалист первого класса Джеймс Дэвис, попал в засаду. Все, кто был внутри машины, погибли. К концу 1961 года группа военных советников США во Вьетнаме (Military Assistance Advisory Group, MAAG) уже превышала 2000 человек. А 13 января 1962 года своим коллегам из Южного Вьетнама начала тайно помогать американская авиация. Формально пилоты обучали местные кадры, а на практике совершали боевые вылеты.

Чем сильнее было давление «бледнолицых» чиновников, требующих от Зьема реформ, тем больше правитель Вьетнама становился похоже на марионетку в руках США — и этим небезуспешно пользовалась коммунистическая пропаганда. При этом сам Зьем в ответ на требования Госдепа США отвечал, что Южный Вьетнам протекторатом быть не хочет.

Надо сказать, что идеи американских советников временами были весьма необычными. Например, они предлагали послать в районы с большим влиянием коммунистов китайских рабочих-националистов. Под защитой южновьетнамских войск они должны были валить деревья, дающие защиту партизанам — своеобразная альтернатива гербицидам, которые позже все-таки пойдут в ход. Так что, возможно, Нго Динь Зьем, отказывающийся от таких советов, был не настолько туп и упрям, как о нем принято думать.

Развязка

За три недели до налёта на дворец Зьема произошло событие, повлиявшее на дальнейших ход войны не менее существенно. 9 февраля 1962 года было создано Командование по оказанию военной помощи Вьетнаму (Military Assistance Command, VietNam — USMACV), что открыло ворота уже откровенно прямому вмешательству США в конфликт — хотя и необъявленному. Правительство Южного Вьетнама все сильнее утрачивало контроль над собственной страной.

В обстановке такого противоречивого хаоса бомбардировка собственного президента вьетнамскими лётчиками уже не кажется столь удивительной. Как выяснилось впоследствии, Фам Фу Куок и Нгуен Ван Кы действовали по собственной инициативе, без поддержки других военных, и надеялись с помощью налёта поднять восстание против неэффективного руководства. Инициатором выступил Нгуен Ван Кы. Показывая сослуживцу американскую прессу с критикой президента, он убедил Куока, что даже США не против смены Зьема.

Несложно представить реакцию Зьема после того, как он узнал подробности заговора. Теперь чиновники его администрации наотрез отказывались даже говорить о свободе прессы и прочих реформах. В то же время, бомбёжка показала полную уязвимость режима — с этого момента строить заговоры принялись все, кому не лень. К власти примеривались многие, включая включая брата президента и армейских генералов.

Роль американской прессы в заговоре не остановила заокеанских журналистов — опираясь на факты новых поражений, они принялись критиковать Зьема ещё сильнее. Масла в огонь подлил и старший брат Зьема, католический архиепископ: он спровоцировал конфликт еще и с вьетнамскими буддистами, запретив им отмечать флагами публичные торжества по случаю дня рождения Будды. Хотя формально по закону власти были правы, при разгоне протестующих погибло девять невооруженных человек. После этого контроль над ситуацией окончательно был утерян.

1 ноября 1963 года президент Зьем был свергнут. Фам Фу Куок вернулся в ряды обновленных ВВС и дослужился до подполковника. 19 апреля 1965 года при атаке позиций зенитной артиллерии в Северном Вьетнаме его «Скайрейдер» будет сбит.

Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург