Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Истории

История «Быка Скапа-Флоу»

Благодаря известному фильму «Лодка» (Das Boot), снятому по одноименному роману Лотара-Гюнтера Буххайма, «смеющаяся рыба-пила» стала самой известной эмблемой подводной лодки в мире. Однако не многие догадываются, что если бы режиссер «Лодки» Вольфганг Петерсен следовал исторической канве, то новый виток мировой славы получила бы совсем другая эмблема – «Бык Скапа-Флоу» U 47 Гюнтера Прина. Как появилась на свет эмблема U 47, что она означала и почему стала самой многочисленной среди эмблем, украшавших рубки немецких субмарин?

«Чемберлен»

До самых последних мирных дней августа 1939 года рубки немецких подлодок выглядели очень однообразно. С двух сторон белой краской на них был нанесен тактический номер субмарины, а середину рубки украшал герб Третьего рейха – Имперский орел со свастикой в когтях. Лишь одна субмарина несла отличную от других эмблему – это была U 9, на рубке которой красовался «Железный крест» Отто Веддигена (Otto Weddigen). В память о знаменитом подводнике этот знак был официально закреплен за лодкой специальным распоряжением командующего кригсмарине гросс-адмирала Эриха Редера (Erich Raeder). Поэтому «семерка» U 47 обер-лейтенанта цур зее Гюнтера Прина (Günther Prien), вступившая в строй флота 17 декабря 1938 года, мало чем отличалась в этом плане от других лодок – ее рубка несла «орла» и цифры «47».

История «Быка Скапа-Флоу»



Слева довоенный снимок лодок U 46 и U 47. На бортах их рубок видны номера, нанесенные белой краской, и имперский орёл. Позже обе лодки сменят их на «Быка Скапа-Флоу». Справа групповое фото экипажа U 47. В черной шинели командир лодки Гюнтер Прин. Слева от него, вероятно, штурман лодки Вильгельм Шпар, справа первый вахтенный офицер Энгельберт Эндрасс. Фото сделано 16 ноября 1939 года, перед выходом лодки в третий боевой поход. Это был последний выход Эндрасса в качестве вахтофицера U 47.

Однако в конце августе 1939 года перед выходом в море со всех подлодок в целях затруднения идентификации возможным противником сняли все опознавательные знаки и закрасили номера на рубках. Экипажи после возвращения из первого похода разрисовали рубки лодок различными эмблемами. Выбор эмблемы для экипажа подлодки был частью неофициальной жизни субмарины и являлся, если так можно выразиться, интимным моментом, который касался только её команды. По словам известного подводного аса Отто Кречмера (Otto Kretschmer), эмблема отражала энтузиазм, оптимизм и жизнерадостность подводников, присущие им несмотря на все трудности и опасности их специфической службы.

Первой эмблемой U 47 стал рисунок черепа в цилиндре с перекрещенными костями и зонтом, который вызывал прямые ассоциации с тогдашним премьер-министром Великобритании Невиллом Чемберленом (Neville Chamberlain). Стоит отметить, что подобные карикатуры на главу английского правительства были очень популярны в вермахте – так, их намалевали на рубках экипажи еще шести подлодок.

История «Быка Скапа-Флоу»



Первая известная эмблема U 47 – череп в цилиндре с перекрещенными костями и зонтом, карикатура на премьер-министра Великобритании Невилла Чемберлена. Снимок сделан 8 октября 1939 года, перед выходом U 47 в поход к Скапа-Флоу.

На известном снимке U 47, сделанном 8 октября 1939 года перед выходом Прина в поход к Скапа-Флоу, эта эмблема хорошо видна на правой стороне рубки. Любопытно, что снимок стал предметом дискуссий о том, была ли эта эмблема на рубке в момент, когда Прин совершил прорыв в главную базу британского флота? В качестве аргумента в пользу того, что ее не было, высказывается мнение, что рисунок нанесли мелом и, вероятно, его смыло водой при первом же погружении. Оппоненты утверждают, что «Чемберлен» был нанесен краской и, соответственно, уцелел. Однако оба мнения остаются лишь предположениями, единственным же бесспорным фактом остается то, что 8 октября эмблема с черепом присутствовала, а 17 октября на её месте уже красовалось другое изображение.

«Бык Скапа-Флоу»

В ночь с 13 на 14 октября 1939 года U 47 совершила дерзкий прорыв в святую святых британского флота – главную базу в гавани Скапа-Флоу. Прину удалось проникнуть туда и выйти обратно через узкую и мелководную лазейку, пролив Кирк-Саунд, и во время нахождения на внутренней стоянке торпедировать и потопить линкор «Ройал Оук» (HMS Royal Oak). Своими действиями Гюнтер Прин заслужил высокую оценку даже у противника. Так, Уинстон Черчилль дал этому событию следующую характеристику: «Этот эпизод, который можно с полным основанием рассматривать как воинский подвиг командира немецкой подводной лодки, потряс общественное мнение».

История «Быка Скапа-Флоу»



Главные «действующие лица». Слева командир подлодки U 47 Гюнтер Прин (1908–1941), справа его первый вахтофицер Энгельберт Эндрасс (1911–1941), впоследствии командир лодок U 46 и U 567, автор «Быка Скапа-Флоу».

Когда U 47 вернулась в Вильгельмсхафен 17 октября, её рубку украшала новая эмблема – бегущий бык, из раздувающихся ноздрей которого валил пар. Новая эмблема логично получила собственное имя «Бык Скапа-Флоу» (Der Stier von Scapa Flow). Её придумал первый вахтофицер U 47 обер-лейтенант цур зее Энгельберт Эндрасс (Engelbert Endrass). По его мнению, эмблема символизировала командира подлодки – Гюнтера Прина. Навела же его на эту идею целая цепочка размышлений.

Как вспоминал штурман U 47 Вильгельм Шпар (Wilhelm Spahr), во время нахождения U 47 во внутренней гавани Скапа-Флоу, когда лодка искала цели для своих торпед, на мостике случился маленький инцидент. Прин, всматривавшийся в темноту через бинокль, вдруг обнаружил, что его второй вахтофицер Амелунг фон Фарендорф (Amelung von Varendorff) спустился с мостика и разгуливает по верхней палубе. Командир отчитал молодого офицера за самовольный уход и прогулку по палубе.

Когда фон Фарендорф вернулся на мостик, он с юмором отрапортовал: «Герр калойт (Kaleut – сокращение от Kapitänleutnant – прим.авт.), с ареной для боя быков всё в порядке, но где же боевые кони?» Эндрасс, находившийся на мостике рядом с Прином, услышал реплику фон Фарендорфа. В тот момент ему вспомнился персонаж из британского журнала комиксов «Хотспур», который был популярен среди экипажа – бык Гарри, который бил копытом землю, и из его ноздрей шел пар. Сопоставив слова второго вахтофицера с быком из комикса, Эндрасс счёл, что именно такая эмблема лучше всего передаст агрессивный характер и боевой дух Гюнтера Прина.

История «Быка Скапа-Флоу»



U 47 после своего знаменитого похода в Скапа-Флоу с первым вариантом эмблемы. Видно, что бык с правой стороны развернут влево, к корме. Все последующие быки на этой стороне рубке были повернуты вправо. Снимок может быть датирован концом октября 1939 года – лодку еще не перекрашивали на верфи.

Можно сказать, что идея новой эмблемы U 47 была рождена Эндрассом на мостике лодки прямо посреди якорной стоянки британского флота. Эта мысль не отпускала Эндрасса, и как только лодка начала возвращение на базу, он немедленно решил воплотить ее в жизнь. Вот как описывает этот момент в своей книге французский исследователь Александр Корганов:

«Эндрасс зашел в кают-компанию унтер-офицеров и обратился к Шпару, лежавшему на койке, заложив руки за голову.

– Вилли, можешь дать мне какую-нибудь карту?

– Зачем?

– Нужно сделать эскиз, – без особого желания ответил Эндрасс.

– Какой еще эскиз?

Старпом на мгновение задумался, но решил, что проще рассказать о своем замысле.

– Ладно, в память об этом походе я придумал эмблему для нашего корабля и хочу изобразить ее на рубке. Мне нужен большой лист бумаги, чтобы сделать полномасштабный шаблон, и белая краска, чтобы закрасить контур.

– Мы можем взглянуть на эту эмблему? – осторожно спросил Шпар.

– Когда у меня будет карта, я нарисую ее на обратной стороне.

Сгорая от любопытства, Замман, Бём, Штрунк и Ромер повскакивали с коек, засыпав Эндрасса вопросами, но тот оставался непреклонным. Шпар сбросил ноги с койки и отправился за картой. Эндрасс расстелил ее на палубе и несколькими карандашными штрихами воспроизвел быка c раздувающимися ноздрями.

– Как вам? Это – Бык Скапа-Флоу!

Новая эмблема была встречена экипажем с большим одобрением. Сообща было принято решение сделать трафарет и нанести рисунок на рубку втайне от командира».


Боцман Ганс Замман (Hans Sammann) и старший матрос Петер Диттмер (Peter Dittmer) увеличили рисунок Эндрасса и изготовили трафарет для нанесения рисунка краской на обе стороны рубки. Заговорщики составили план действий и решили ждать удобного момента.

Если верить Корганову, то «Бык Скапа-Флоу» появился на рубке U 47 между 07:00 и 08:00 17 октября, когда командир лодки ушел с мостика. Трафарет держали Шпар и фон Фарендорф, а Эндрасс закрашивал контур, нанося краску на металл. Прин появился на мостике неожиданно и застал всю компанию прямо «на месте преступления»: рисунок уже красовался на рубке, но кисти и краску спрятать не успели. Командир был удивлен сборищем своих офицеров на палубе, и они были вынуждены признаться в содеянном. Шпар доложил о том, что у лодки теперь новая эмблема: «Бык Скапа-Флоу». Прин изъявил желание на нее посмотреть:

«Прин начал спускаться по трапу. Четыре пары глаз нацелились на него в ожидании реакции.

Эндрасс, фон Фарендорф и Шпар подошли к борту ограждения рубки. Они видели, как командир подошел к орудию, развернулся на пятках и поднял глаза. Уставившись на быка, он разразился громким смехом.

– Хорошо, – это я, что ли?.. И что, я действительно выгляжу свирепым? – воскликнул он, сердечно смеясь.

– Не свирепым, а решительным, – поправил Эндрасс.

– Невозможно найти, что лучше бы символизировало U 47 и её доблестный экипаж, – сказал Прин уже совершенно серьезно».


История «Быка Скапа-Флоу»



Торжественная встреча U 47 в Киле 23 октября 1939 года. Лодка вернулась из похода к Скапа-Флоу и обходит рейд, где её приветствуют экипажи всех военных кораблей. Справа показан момент, когда лодка проходит мимо крейсера «Эмден», экипаж которого выстроен вдоль всего борта корабля.

Много быков, хороших и разных

За время службы субмарина отправлялась на верфь для ремонта после каждого похода, где обычно ее заново красили в сухом доке. Поэтому жизнь эмблемы подводной лодки была коротка, и после очередной покраски подводникам приходилось наносить её заново. «Бык» в этом плане тоже не был исключением: эмблема, нарисованная Эндрассом 17 октября, просуществовала не более двух недель, так как 23 октября U 47 была отправлена на верфь для ремонта и покраски.

13 ноября 1939 года, когда лодка вернулась из ремонта, для «Быка Скапа-Флоу» начался новый период. С этого момента эмблема периодически закрашивалась на верфи после похода и заново рисовалась на рубке. Так как трафарет не сохранился, а Энгельберт Эндрасс покинул U 47 в декабре 1939 года в связи с повышением, экипажу лодки приходилось рисовать «Быка» от руки и по памяти.

История «Быка Скапа-Флоу»



Слева U 47 в Киле по возвращении из шестого похода, июль 1940 года. Рядом с «быками» с обеих сторон присутствует надпись «66587 to.», обозначающая тоннаж, потопленный Прином в этом походе. Число несколько преувеличено — в реальности Прин потопил в этом походе восемь судов на 51 189 брт, но в любом случае это был самый успешный поход с точки зрения набора тоннажа. Справа U 47 в Лориане осенью 1940 года.

Это привело к тому, что в общей сложности по сохранившимся фотографиям U 47 исследователи насчитали восемь версий «Быка Скапа-Флоу». Новые эмблемы отличались друг от друга не только местом расположения и деталями рисунка, но и направлениями. Так, когда 13 ноября 1939 года лодка вышла из ремонта после похода в Скапа-Флоу, её рубка была модифицирована. По бортам установили рейлинг (поручень) как раз по тому месту, где изначально располагалась центральная часть эмблемы, и «быков» пришлось перерисовать. В изначальной версии эмблемы, которую рисовал Эндрасс, оба «быка» смотрели влево, то есть, с одной стороны рубки на нос, с другой на корму. После ремонта они повернули свои головы в сторону носа лодки. С таким вариантом эмблемы U-47 вышла в следующий поход, третий по счету. Все последующие эмблемы имели точно такое же направление, то есть смотрели вперёд.

«Бык» как общее достояние

Со временем эмблема «Бык Скапа-Флоу» стала самой распространенной за всю историю подплава Германии: во время Второй мировой это изображение украшало рубки в общей сложности 58 подводных лодок. Их можно разделить на две группы.

К первой группе относятся четыре субмарины, командиры экипажей которых выбрали её самостоятельно. Это U 47 Прина, две лодки Эндрасса (U 46 и U 567) и U 213 фон Фарендорфа. Бывшие вахтенные офицеры U 47, став командирами собственных лодок, поместили на них «быков».

Вторая группа более многочисленна и насчитывает целые 54 субмарины 7-й подводной флотилии, символом которой и стал «Бык Скапа-Флоу». Начало было положено в марте 1941 года после того, как U 47 Гюнтера Прина не вернулась из похода. И хотя легендарного подводного аса официально признали погибшим только 23 мая, для подводников 7-й флотилии это не было какой-либо тайной и ранее. Так как U 47 входила в состав флотилии, её командир капитан-лейтенант Герберт Золер (Herbert Sohler) приказал считать эмблему Прина официальной как для самой флотилии, так и всех её подлодок. Исключением из правил стала U 69, которая вместо официального символа флотилии несла на своей рубке рисунок с коробки французского сыра, за что получила прозвище «Смеющаяся корова».

История «Быка Скапа-Флоу»



Процесс нанесения эмблемы: под наблюдением офицера два подводника набивают «Быка Скапа-Флоу» на рубку лодки U 46.

Стоит отметить, что и настоящая U 96, ставшая всемирно известной благодаря творчеству Буххайма и Петерсена, также несла на своей рубке эмблему Прина, так как принадлежала 7-й флотилии. Когда на её борт поднялся военный корреспондент лейтенант Буххайм, он попросту не мог видеть на рубке «смеющуюся рыбу-пилу», так как ранее до этого командир флотилии приказал убрать все индивидуальные эмблемы и оставить только общую. Поэтому Буххайма на U 96 встретил именно «Бык Скапа-Флоу».

В самом появлении эмблемы на U 47 нет ничего удивительного, но слова Гюнтера Прина, что она символизировала подлодку и экипаж, можно счесть справедливыми. В конце концов, именно они сделали свою эмблему знаменитой.

Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург