Истории

Когда противник ни при чём

Даже в наше время современной электроники, навигационных систем, компьютеров, радаров и прочего, что сделало авиаперелёты максимально безопасными, ряд людей, включая автора, продолжают страдать аэрофобией. В годы же Второй мировой войны летать приходилось очень много, а условия полётов, помимо несовершенства систем обеспечения, отягощались высокими физическими и психологическими нагрузками. Поэтому множество авиационных аварий и катастроф не были напрямую связаны с военными действиями. Иная авиакатастрофа могла унести жизнь настолько значимой персоны, что эффект от её гибели, без преувеличения, влиял на ход всей войны.

Пристегните ремни и берегитесь столба

Любителям военной истории хорошо известны обстоятельства охоты американцев за адмиралом Ямамото, в конечном итоге его самолёт был сбит американскими истребителями в результате грамотно проведённой спецоперации. Однако мало кто знает, что его оппонент, командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Честер Нимиц, едва не погиб в катастрофе, ставшей возможной благодаря разгильдяям в американских ВВС.

Когда противник ни при чём



Адмирал Честер Нимиц, командующий Тихоокеанским флотом США

30 июня 1942 года летающая лодка XPBS-1 разбилась при посадке на воду на базе гидросамолётов Аламеда, пилот лейтенант Томас Руск погиб. Перед посадкой самолёта по инструкции требовалась очистка акватории от плавающего мусора, однако самолёт из-за попутного ветра прибыл раньше времени. Пилоты решили, что «и так сойдёт», самолёт напоролся на плавающий телеграфный столб (!!!), который распорол днище летающей лодки. От удара она перевернулась.

На борту самолёта находился триумфатор Мидуэя адмирал Нимиц со своим штабом. Когда самолёт начал снижаться, никто из пассажиров даже не потрудился пристегнуть ремни безопасности. Нимиц и начальник штаба кэптен Маккормик играли в карты, адъютант адмирала коммандер Мерсер сидел у иллюминатора и охранял чемоданчик, в котором лежал отчёт о действиях центрального командования Тихоокеанского флота в битве при Мидуэе.

Когда противник ни при чём



​Обломки летающей лодки, едва не ставшей могилой адмирала Нимица

Маккормик разбил голову и сломал несколько позвонков. Нимиц и Мерсер избежали серьёзных ранений, так как сидели спиной по движению самолёта. Однако адмирал всё же получил несколько ушибов и был слегка контужен, а Мерсеру на живот приземлился кто-то из экипажа; после этого коммандеру несколько дней было трудно дышать. Только благодаря тому, что авария произошла на базе, экипаж и пассажиров удалось спасти.

Подводники гибнут и в небе

Командующему подводным флотом США контр-адмиралу Роберту Инглишу повезло меньше, во время катастрофы другой летающей лодки он погиб.

Когда противник ни при чём



​Контр-адмирал Роберт Инглиш

В 1935 году по заказу авиакомпании «Пан Американ» фирмой Гленна Мартина были разработаны и построены три специализированных пассажирских самолёта — летающие лодки Мартин М-130, которые получили собственные имена: «Китайский клипер», «Филиппинский клипер» и «Гавайский клипер». Каждый самолёт мог принять на борт до 48 пассажиров, при необходимости салон мог быть переоборудован для полётов в ночное время с установкой спальных мест на 18 пассажиров. На тот момент это были самые большие самолёты, построенные в США. «Клиперы» совершали регулярные рейсы до Гонконга, на Гавайи и Филиппины. В 1938 году «Гавайский клипер» с 15 пассажирами и членами экипажа пропал над Тихим океаном, но в целом машины считались весьма надёжными.

Когда противник ни при чём



​Летающая лодка «Филиппинский клипер»

После нападения Японии на Перл-Харбор обе уцелевшие летающие лодки были мобилизованы в ВВС США, однако управлялись гражданским персоналом. К этому моменту «Филиппинский клипер» уже успел поучаствовать в боевых действиях, когда попал под налёт японских бомбардировщиков на остров Уэйк 8 декабря 1941 года.

20 января 1943 года «Филиппинский клипер» вылетел из Перл-Харбора в Сан-Франциско, имея на борту девять членов экипажа и 10 пассажиров. Все они были офицерами ВМФ США, наиболее высокопоставленным пассажиром был контр-адмирал Роберт Инглиш, командующий подводным флотом США. Он со своим штабом направлялся для инспекции военно-морской базы и верфи Мар-Айлэнд. Кроме того, на борту находился кэптен Роберт Смит, назначенный командующим 2-й эскадрой подводных лодок на Тихоокеанском театре военных действий.

Утром следующего дня на подлёте к Сан-Франциско в условиях ливня, сильного ветра, низкой облачности и темноты пилот принял решение продолжить полёт на малой высоте. В 07:30 самолёт врезался в гору, взорвался и загорелся; все находившиеся на борту погибли. Место катастрофы в течение недели было оцеплено войсками: местность прочёсывали в поисках перевозимых на борту секретных документов. Причиной катастрофы, установленной расследованием Совета по гражданской авиации США, стала ошибка пилота.

Последняя летающая лодка из троицы, «Китайский клипер», погибла 8 января 1945 года, разбившись при посадке на воду.

Невезучие триумфаторы «Оверлорда»

Самая грандиозная десантная операция в истории человечества — высадка в Нормандии — требовала чёткого взаимодействия между ВВС, флотом и сухопутными войсками. Поэтому для командования этими видами войск союзники собрали своих лучших военачальников: маршала Монтгомери, маршала авиации Ли-Мэллори и адмирала Рамсея. Несмотря на высокий ранг, гарантирующий относительную безопасность, до конца войны дожил лишь Монтгомери, Ли-Мэллори и Рамсей погибли в авиакатастрофах.

Когда противник ни при чём



Адмирал Бертрам Рамсей

К началу войны карьера Бертрама Рамсея, казалось, уже была закончена. Он не снискал особой славы за долгие годы службы в британском флоте, продвигаясь по штабной линии, и в 1938 году вышел в отставку. С началом войны он вновь вышел на службу и получил незаметную должность командующего военно-морской базой в Дувре.

Всё в одночасье изменилось, когда немцы разгромили Францию. Необходимость организовать эвакуацию с континента британского экспедиционного корпуса внезапно вывела Рамсея на первый план — именно тогда оказались востребованными его организаторские навыки. Руководя операцией «Динамо», Рамсей успешно провёл эвакуацию из Дюнкерка, что, по оценкам современников, казалось невозможным. Для организации высадки на Сицилии Рамсея вызывали уже целенаправленно. После её успешного завершения он, обладая уникальным опытом, с головой погрузился в подготовку «Нептуна» — морской составляющей «Оверлорда».

Высадка в Нормандии стала высшим достижением в жизни адмирала. 6 июня 1944 года во Франции высадился миллионный контингент солдат союзников. Флот обеспечил высадку, огневую поддержку десанта, отбил все немецкие попытки сорвать операцию, организовал снабжение высаженных войск.

Когда противник ни при чём



​Маршал авиации Ли Мэллори

2 января 1945 года адмирал Рамсей вылетел из Парижа в Бельгию, где вместе с фельдмаршалом Монтгомери должен был обсудить вопросы снабжения левого крыла войск союзников в ходе Великого наступления. Самолёт упал сразу же после взлёта, по оценке комиссии, из-за отказа одного из двигателей. Экипаж и пассажиры погибли.

Маршал авиации Ли Мэллори в Первую мировую воевал рядовым лётчиком. В ходе Битвы за Британию он командовал 12-й истребительной группой Королевских ВВС, с ноября 1942 года возглавлял истребительную авиацию Великобритании, а в 1943 году стал командующим союзными ВВС в Северо-Западной Европе, обеспечивавшими в 1944 году высадку и наступление во Франции. В октябре 1944 года Ли Мэллори был назначен командующим объединёнными союзными ВВС в Юго-Восточной Азии. 14 ноября 1944 года он вылетел к месту нового назначения в Бирму, но в условиях плохой видимости самолёт с маршалом врезался в гору в Альпах, недалеко от французского Гренобля.

Когда противник ни при чём



​Генерал Эндрюс

В 1943 году союзники должны были принять решение, где в дальнейшем будут прилагать свои основные усилия: в Италии или во Франции. Командующим американскими войсками в Европе был назначен генерал Эндрюс, на его штаб было возложено планирование всей операции по высадке во Франции. 3 мая 1943 года самолёт В-24, на борту которого находился генерал со своим штабом, в условиях плохой видимости врезался в гору в Исландии.

Погибло 14 человек, уцелел лишь хвостовой стрелок. Операция по высадке во Франции оказалась обезглавленной, новому командующему ещё только предстояло войти в курс дела. Во многом именно это событие повлияло на выбор Италии как следующего после захвата Сицилии объекта приложения сил союзников.

Неудачливые пассажиры по другую сторону фронта

По другую сторону фронта также не всё было гладко с безопасностью полётов. Вальтер фон Рейхенау был одним из тех немецких военных, которых безо всякой натяжки или оглядки можно смело именовать убеждёнными нацистами. Он храбро сражался в годы Первой мировой, а после её окончания остался в рядах рейхсвера. В 1932 году через своего дядю — отставного дипломата и ярого поклонника нацистов — познакомился с Гитлером и стал его активным сторонником, а вскоре взял на себя роль главного связующего звена между армией и нацистской партией. Пользовался большим доверием и поддержкой Гитлера и к концу 1941 года был фельдмаршалом, командующим группой армий «Юг» на Восточном фронте.

Когда противник ни при чём



​Вальтер фон Рейхенау

14 января 1942 года у фельдмаршала фон Рейхенау случилось кровоизлияние в мозг. На фронт срочно были вызваны начальник медслужбы 6-й армии доктор Фладе и личный врач Рейхенау доктор Хохрейн. Они постановили, что больному необходима госпитализация в Лейпциг. Имеется несколько версий дальнейшего развития событий. Самолёт с больным фельдмаршалом и доктором Фладе в ходе перелёта Полтава – Львов при заходе на посадку потерпел крушение. Доктор Фладе получил перелом ноги, а Рейхенау, по некоторым данным, погиб в авиакатастрофе, по другим сведениям — получил дополнительную черепно-мозговую травму. В конечном итоге он то ли был уже мёртвым погружен в самолёт, вылетавший в Лейпциг, то ли умер в полёте. В пользу того, что в падении самолёта фельдмаршалу досталось, говорит тот факт, что хоронили его в закрытом гробу.

Ганс-Валентин Хубе воевал ещё в Первую мировую войну. В 1914 году он был тяжело ранен с последующей ампутацией руки, однако не оставил военную службу. Талант однорукого генерала как танкового командира раскрылся в войне с СССР: его 16-я танковая дивизия принимала участие в окружении советских войск под Уманью, в районе Киева. В 1942 году воевала под Харьковом, дошла до Сталинграда. В сентябре 1942 года Хубе принял командование 14-м танковым корпусом, в составе которого и попал в котёл под Сталинградом, откуда вылетел по личному приказу Гитлера.

Когда противник ни при чём



Ганс-Валентин Хубе

15 октября 1943 года Хубе был назначен командующим 1-й танковой армией, действовавшей на южном участке Восточного фронта. 27 марта 1944 года она была окружена в районе Каменец-Подольска, однако 15 апреля 1944 года смогла выйти из окружения. За это достижение 20 апреля 1944 года Хубе был произведён в генерал-полковники и награждён Бриллиантами к Рыцарскому кресту с Дубовыми листьями и Мечами. По традиции, новоиспечённый генерал-полковник должен был встретиться с главнокомандующим. 21 апреля 1944 года Хубе на «Хейнкеле» He 111 вылетел из Зальцбурга в Берлин. Вскоре после взлёта самолёт по невыясненным причинам рухнул на землю и взорвался — генерал-полковник Хубе погиб.

8 февраля 1942 года с аэродрома Растенбург в Восточной Пруссии, находившегося рядом со ставкой Гитлера «Волчье логово», поднялся другой He 111. Не успев набрать высоту, самолёт рухнул на землю, и все находившиеся на борту погибли. Наиболее значимой фигурой среди погибших был Фриц Тодт, министр вооружения и боеприпасов, уполномоченный по реализации четырёхлетнего плана по строительству, руководитель одноимённой строительной организации Германии, глава всех водных путей Рейха.

Когда противник ни при чём



Похороны Фрица Тодта

Основным достижением Тодта было создание одноимённой организации, осуществлявшей стратегические строительные проекты. Тодт создал её на основе опыта, полученного в ходе строительства автобанов. В разбившемся самолёте должен был лететь и будущий преемник Тодта на посту министра вооружений и боеприпасов, Альберт Шпеер, однако в последний момент он отказался лететь. По понятным причинам это послужило причиной возникновения конспирологических теорий о смерти Тодта — её приписывали рукам Гитлера, Геринга и Шпеера.

Генерал Александру Иоанниту, начальник штаба армии Румынии, — самый высокопоставленный румынский генерал, погибший в ходе Второй мировой войны. Одновременно он сумел отличиться самой, пожалуй, нелепой смертью среди высшего генералитета, не связанной с действиями противника. 17 сентября 1941 года Иоанниту завершал свой визит в румынские войска, осаждавшие Одессу. Упорная оборона города, тяжёлые потери так его озадачили, что в раздумьях генерал шагнул под винт собственного самолёта, который и зарубил его насмерть — авиационные происшествия происходят и на земле.

Когда противник ни при чём



​Генерал Александру Иоанниту

Будьте бдительны и осторожны, и удачных вам полётов.

Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург