Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Истории

«Серые волки» в отставке

Немецкий подводный флот Второй мировой войны пользуется большой популярностью у любителей военной истории. При знакомстве с деталями карьеры подводных асов Дёница, их громкими успехами и поражениями, часто возникают вопросы о жизни вчерашних командиров подводных лодок после войны. Как выживали и чем зарабатывали себе на хлеб насущный люди, топившие линкоры, авианосцы и торговые суда? Попробуем разобраться с одним из самых малоизвестных периодов в биографиях известных подводников – с первым десятилетием (1946–1956 гг.) послевоенной Германии.

«Это были 50-е – мы выживали, как могли»

После падения нацистского режима и капитуляции Германии военнослужащим вермахта, пережившим войну, предстояло выжить и в трудные послевоенные годы, когда их страна в буквальном смысле напоминала груду камней. Плата за проигрыш в тотальной войне, объявленной нацистами миру, была высока: не было жилья, работы, еды, а немецкая территория была занята победителями – войсками стран антигитлеровской коалиции.

Уцелевшие подводники, которым было позволено вернуться из плена в 1946–1947 годах, первым делом должны были разыскать своих родственников, многие из которых погибли во время войны, а затем адаптироваться к непростым условиям жизни в послевоенной Германии.

«Серые волки» в отставке



Слева победитель «Бархэма» Ганс-Дитрих барон фон Тизенгаузен. После войны он вернется в Германию, где будет работать столяром и сборщиком мебели. В 1951 году эмигрирует в Канаду (https://ru.pinterest.com). Справа лучший подводник Второй мировой войны Отто Кречмер. После освобождения из плена он начал изучать юриспруденцию в Кильском университете, но прервал свою карьеру юриста в 1955 году, связав дальнейшую жизнь с ВМС ФРГ (http://pantorijn.blogspot.ru)

Военно-морские офицеры не имели гражданских профессий. Они были не востребованы в своём качестве, так как побежденная Германия фактически не имела военно-морских сил до 1955 года, пока новообразованные ФРГ и ГДР не получили возможность создать свои ВМС. Не было вакансий и на торговом флоте, потому что немецкий торговый флот едва дышал после военных потерь и репараций. Судов было очень мало.

Бывшие офицеры ВМС пришли на флот, когда им было 17 лет, и получили очень хорошее военно-морское образование, но оно было практически бесполезно в мирной жихни. Разумеется, они также не успели получить какую-либо профессию до прихода на флот и не имели возможности вернуться к прежней работе – её попросту не существовало. Их длительное пребывание в плену было другой стороной «обоюдоострого меча» безработицы. Некоторые смогли освоить какую-либо профессию в плену, но, когда они вернулись в Германию, хорошие вакансии были уже заняты.

Несколько лучше, чем у командиров, обстояли дела офицеров и нижних чинов инженерного корпуса кригсмарине, потому что в рыночной экономике разрушенной войной страны их умения и навыки механиков были востребованы.

Немногие из доступных рабочих мест можно было получить при официальном устройстве на работу: в стране царил черный рынок. Но жить на что-то было нужно, и морякам приходилось хвататься за любую работу. К примеру, известному подводному асу Эриху Топпу (Erich Topp), удалось устроиться простым матросом на небольшой рыболовный траулер, а его коллега Эрнст Бауэр (Ernst Bauer) работал клерком в офисе небольшой фирмы.

«Серые волки» в отставке



Одни из лучших подводных асов Деница Генрих Леман-Вилленброк (в середине) и Эрих Топп (слева). После войны Топп станет архитектором, а затем уйдет служить в Бундесмарине, где выйдет в отставку адмиралом. Вилленброк выберет карьеру торгового моряка и впоследствии станет первым капитаном немецкого судна-атомохода «Отто Ган» (https://en.wikipedia.org)

Но не только отсутствие работы в Германии делало положение бывших подводников тяжелым. В течение нескольких лет после войны немцы были ограничены во многих свободах, включая и право покидать страну, что делало невозможным выехать за рубеж в поисках работы. Поэтому Германию часто покидали нелегально.

Некоторые из офицеров-подводников, – к примеру, Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен (Hans-Diedrich Freiherr von Tiesenhausen), – сумели эмигрировать в США, Англию, Канаду и другие страны. Но сделать это можно было только в то случае, если за будущего эмигранта мог поручиться какой-нибудь гражданин этой страны, друг или родственник. Некоторые подводники, находясь в плену, сумели обзавестись знакомыми из местных жителей, которые оформляли им вызов, или имели родственников, которые проживали там еще до войны. Определенное количество подводников решили связать свою дальнейшую жизнь с французским Иностранным легионом.

Помимо отсутствия работы, другим мотивом для отъезда из страны было тяжелое положение с продовольствием. Счастливчиками в Германии считались те, кто получал посылки с продуктами от друзей и родственников из других стран.

Как бы парадоксально это ни выглядело, но бывшие противники и даже жертвы немецких подводников в буквальном смысле подкармливали последних. Так, немецкий подводный ас Отто фон Бюлов (Otto von Bülow) получал посылки с продовольствием от членов экипажа американского судна, которое он потопил. Командир британского корвета «Крокус» (HMS Crocus) Джон-Фердинанд Холм (John Ferdinand Holm), чуть не потопивший U 333 Петера-Эриха Кремера (Peter-Erich Cremer) в жестоком бою у Фритауна 6 октября 1942 года, посылал в Германию матери последнего посылки с продуктами.

Наиболее удачливые из офицеров-подводников, которые нашли работу, старались продолжить свое образование и сделать себя более востребованными на рынке труда. Так, тот же Эрих Топп изучал архитектуру и работал по профессии до 1958 года. Эрнст Бауэр и несколько других командиров подлодок вернулись на флот в 1955 году. Но свежесозданные ВМС ФРГ были крошечными, и количество офицеров, желающих в них служить, заведомо превышало потребность в личном составе. Поэтому на службу пригласили очень немногих, а остальные должны были продолжать реализовывать себя на «гражданке» и пришли в бундесмарине гораздо позже.

«Серые волки» в отставке



Слева: Отто Итес стал после войны дантистом, но затем ушел служить в созданные ВМС ФРГ (http://pantorijn.blogspot.ru). В центре Вернер Хартман, который являлся одним из самых опытных командиров подлодок кригсмарине. Во время войны он сделал карьеру дослужившись до капитана цур зее и должности командующего подводными силами на Средиземном море. После возращения из плена в Германию работал в сиротском приюте Св. Петра и секретарем в церкви. В 1956 году снова связал свою судьбу с флотом (https://ru.pinterest.com). Справа аристократ Отто фон Бюлов, который после освобождения из плена занимался сельским хозяйством, но после создания бундесмарине продолжил служить на флоте. Любопытно, что фон Бюлов после войны получал посылки с продовольствием от американских торговых моряков, судно которых он потопил в 1942 году. Вероятно, это было связано с тем, что командир U 404 вел себя достаточно гуманно со своими жертвами, оказывая спасшимся различную помощь, передавая на шлюпки воду, еду и одежду (https://ru.pinterest.com)

Отдельным моментом выживания подводников в послевоенной Германии стала флотская взаимовыручка, сформированная еще в годы учебы будущих офицеров в Военно-морском училище в Мюрвике. Особо чувство товарищества проявлялось среди офицеров-одногодков по призыву. Так называемые «экипажи» для службы на флоте формировались еще в довоенной Германии по годам призыва, и офицеры из одного призыва были наиболее сплоченными.

Выжившие однокашники помогали друг другу, чем могли. Согласно флотской традиции, самый старший по званию из своего призыва был обязан организовывать помощь своим товарищам и их женам, вдовам, детям. Поэтому, как только офицеры одного «экипажа» встречались, они пробовали по возможности помочь друг другу: извещали о появившихся вакансиях, находили жилье, писали рекомендации и прошения и т.п. Если кто-то был болен или оказывался в бедственном положении, весь его «экипаж» спешил к нему на помощь и старался оказать поддержку.

Кто кем стал

В первом издании книги Харальда Буша «Такова была подводная война» от 1952 года был опубликован список бывших подводных асов Германии с перечислением их тогдашних профессий. Он интересен тем, что позволяет хотя бы частично ознакомиться с тем, чем были заняты бывшие подводники до 1955 года. На основании современных данных этот список был пополнен также другими офицерами-подводниками, что позволило расширить его почти до 30 человек:

Генрих Бляйхродт (Heinrich Bleichrodt) – собственное дело, бизнесмен;
Альбрехт Бранди (Albrecht Brandi) – архитектор;
Отто фон Бюлов (Otto von Bülow) – фермер, с 1956 года на службе в бундесмарине;
Карл Эммерман (Carl Emmermann) – архитектор, писатель;
Петер-Отмар Грау (Peter-Ottmar Grau) – собственное дело, бизнесмен;
Фридрих Гуггенбергер (Friedrich Guggenberger) – архитектор, с 1956 года на службе в бундесмарине;
Роберт Гизе (Robert Gysae) – служащий в управлении внутренним судоходством, с 1956 года на службе в бундесмарине;
Райнхард Хардеген (Reinhard Hardegen) – собственное дело, бизнесмен;
Вернер Хартман (Werner Hartmann) – церковный служащий, с 1956 на службе в бундесмарине;
Гюнтер Хесслер (Günther Hessler) – фабричный инженер;
Отто Кречмер (Otto Kretschmer) – юрист, с 1955 года на службе в бундесмарине;
Ганс-Гюнтер Ланге (Hans-Günther Lange) – торговый представитель по продаже техники, с 1957 года на службе в бундесмарине;
Георг Лассен (Georg Lassen) – собственное дело, бизнесмен;
Генрих Леман-Вилленброк (Heinrich Lehmann-Willenbrock) – капитан торгового флота;
Карл-Хайнц Марбах (Karl-Heinz Marbach) – журналист;
Карл-Фридрих Мертен (Karl-Friedrich Merten) – служащий в пароходной компании;
Герман Раш (Hermann Rasch) – журналист;
Райнхарт Рехе (Reinhart Reche) – инженер-гидротехник;
Райнхард Зурен (Reinhard Suhren) – собственное дело, бизнесмен;
Адальберт Шнее (Adalbert Schnee) – торговый представитель по продаже текстиля;
Клаус Шольц (Klaus Scholtz) – штабс-капитан в морской пограничной страже, с 1956 года на службе в бундесмарине;
Герберт Шульце (Herbert Schultze) – собственное дело, бизнесмен, с 1956 года на службе в бундесмарине;
Рольф Томсен (Rolf Thomsen) – служащий в департаменте, занимавшемся созданием бундесвера;
Ганс-Рутгер Тиллессен (Hans-Rutger Tillessen) – собственное дело, бизнесмен, с 1960 года на службе в бундесмарине;
Гельмут Витте (Helmut Witte) – собственное дело, бизнесмен;
Эрих Топп (Erich Topp) – архитектор, с 1955 года на службе в бундесмарине;
Ганс-Дидрих фон Тизенгаузен (Hans Diedrich von Tiesenhausen) – столяр, в 1951 году эмигрировал в Канаду;
Отто Итес (Otto Ites) – дантист, с 1956 года на службе в бундесмарине;
Август Маус (August Maus) – собственное дело, бизнесмен;
Курт Добратц (Kurt Dobratz) – юрист.


Примечательно, что среди этих людей, мастеров разрушения на войне, были популярны такие сферы деятельности, как строительство и архитектура. Впрочем, это не должно вызывать удивления: в разрушенной войной Германии строительные специальности были очень востребованы.

«Серые волки» в отставке



Карл Дёниц вместе со своим зятем Гюнтером Хесслером (на заднем сиденье авто, в белой фуражке). Хесслер был задержан англичанами в плену и привлечен ими для написания исследования о действиях немецких подлодок в Битве за Атлантику. После возвращения в Германию он работал инженером на фабрике и вскоре открыл собственную фирму (http://waralbum.ru)

Многие стали на путь частного предпринимательства, и некоторые достигли на этом поприще неплохих успехов. Не стоит воспринимать слово «бизнесмен» как обозначение крупного воротилы или промышленника: в послевоенной Германии многие считались «бизнесменами», торгуя шнурками от ботинок. Вот как в 1982 году охарактеризовал свой извилистый путь предпринимателя бывший герой «Паукеншлага» Райнхард Хардеген:

«После войны моя семья без средств существования находилась в разрушенной бомбежками Германии. Нам негде было жить. Мы замерзали. Я был безработным. Я начал с нуля как бизнесмен; сначала ездил на велосипеде, затем на мотоцикле, наконец, в автомобиле. В 1952 году я открыл мою собственную нефтяную компанию, в которой я все еще работаю сегодня. Эта работа дала мне и моей семье прекрасный дом и безопасность. Я горжусь этим».

Подводный ас из ГДР

Не все известные подводники остались после капитуляции Германии в её западной части. Как выяснилось, один из них оказался на востоке и доживал свою жизнь гражданином ГДР. Это Генрих Либе (Heinrich Liebe), занимающий четвертую строчку в списке наиболее результативных подводных асов нацистской Германии.

Став военнопленным в мае 1945 года, он был освобожден союзниками в 1947 году. По одним данным, затем он был репатриирован союзниками на восток, по другим – сам вернулся на территорию Восточной Германии, в зону советской оккупации. Там он оказался на своей родине, в городке Гота в Тюрингии, где проживали его родители.

После установления «железного занавеса» Либе оказался в ГДР. Нетрудно предположить, что столь известная фигура не могла остаться без внимания новых властей. По непроверенным данным, бывший ас неоднократно получал предложения вступить в вооруженные силы ГДР, но неизменно отвечал отказом. В наказание за это Либе «взяли на карандаш» и не давали ему какой-либо нормальной работы в гражданской сфере. Ему было позволено выполнять самую низкооплачиваемую работу без перспектив карьерного роста.

«Серые волки» в отставке



Слева подводный ас Генрих Либе – четвертый в списке самых результативных немецких подводников Второй мировой. После войны оказался в советской оккупационной зоне Германии, позднее став гражданином ГДР (https://ru.pinterest.com). Справа Райнхард Хардеген – единственный здравствующий и поныне немецкий подводный ас. После освобождения из плена Хардеген занимался частным предпринимательством и основал свою нефтяную компанию. (http://www.faz.net)

Имеются сведения, что Либе работал уборщиком, садовником и даже пономарем местной церкви. Практически всю оставшуюся жизнь Либе прожил при социализме, будучи гражданином ГДР, но пережил падение Берлинской стены и скончался в июле 1997 года уже в объединённой Германии.

Любопытно, что его коллега, бывший вахтенный офицер лодок U 1206 и U 3514 обер-лейтенант цур зее Фридрих Эльхлепп (Friedrich Elchlepp) сделал карьеру в фольксмарине, став контр-адмиралом и заместителем командующего ВМС ГДР.

В завершение хотелось бы отметить, что подводники являлись людьми, прошедшими строгий интеллектуальный, физический и психологический отбор, умеющими выстоять в условиях сильнейшего стресса. Те, кто сумел выжить под глубинными бомбами в Атлантике, не спасовал и перед разрухой, голодом и безработицей первого послевоенного десятилетия.

Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург Яндекс.Метрика