Появление бассейна
В 1880 г. профессор Андрей Петрович Шимков на заседании городской Думы ознакомил присутствующих со своей статьей «Во что обходится городу Харькову его неблагоустройство». Городское управление вновь подняло вопрос о водоснабжении, итогом обсуждения которого стало важное событие в истории города. В 1881 году была введена в действие первая линия водопровода, сооруженного по проекту и под руководством инженера Н.Г. Малишевского.
Головной резервуар объемом 1000 кубических метров располагался на вершине Холодной горы. В том же году в конце Немецкой улицы (ныне Пушкинской) был установлен уравнительный резервуар объемом 120 кубических метров, или на 10 000 ведер воды. Он служил главным образом для регулирования напора воды в этой части города и был связан с общей системой водопровода. Окрестные жители называли резервуар бассейном. В те годы северная часть Немецкой (Пушкинской) улицы, особенно в районе бассейна, усиленно застраивалась. В ноябре 1888 года городская Дума утвердила план застройки земельного участка напротив бассейна и прокладки новой, Юмовской улицы. Для лучшей связи Нагорного района с Журавлевкой необходимо было продолжить Юмовскую улицу дальше на запад. В октябре 1893 года началась прокладка Бассейного переулка. В конце XIX века улицы Немецкая и Сумская были объединены, и весь нынешний участок улицы Петровского получил название Бассейной улицы и Бассейного переулка, которые вобрали в себя Юмовскую улицу. В начале ХХ века улица в основном застроилась.
В 1912 году уравнительный бассейн заменили высокой металлической водонапорной башней системы Шухова с баком на 750 кубических метров. Находилась эта башня около городского парка вблизи ипподрома. В 1947 году ее перевезли в Полтаву, где она, кстати, служит и ныне. Развитие водопровода
Город быстро разрастался, и к вопросу водоснабжения снова вернулись на заседании очередного состава Думы в 1914 году. Тогда должность «городской главы» занимал Дмитрий Иванович Багалей. Из его программной речи следует, что городской водопровод уже служил основным источником обеспечения населения доброкачественной питьевой водой.
«Заботы Думы 1910-1914 гг., — докладывал Дмитрий Иванович, — в отношении водопровода были направлены к его расширению, к увеличению его дебета, что вызывалось как ростом населения, так и возрастающим в связи с увеличением числа благоустроенных домов потреблением воды. Потом прибавился еще один новый и чрезвычайно важный фактор: потребность в воде для нужд канализации. В 1912 г. был принят обширный план расширения водопровода, рассчитанный на 15-20 лет вперед, когда в Харькове будет вместо нынешних 250 тыc. — 400 тыс. жителей, для коих понадобится при норме в 5 ведер на душу не 1250000 ведер, как ныне, а 2 миллиона ведер. Эту норму признаю приуменьшенной, ибо в основании ее лежит нынешняя душевая потребность, которая, в связи с развитием культуры, конечно, должна повыситься. И ныне действующий водопровод, и план его будущего расширения базируется главным образом на подмеловой артезианской воде, к которой может быть допущена, согласно сделанному опыту, и вода не столь глубоких слоев — меловых и фосфоритовых; утилизация вод, прежде столь высоко стоявших по своей репутации Павловских и Богомоловских грунтовых источников, теперь допускается только при условии санитарного контроля над ним. Но в будущем прирост дебета подземных вод может не оказаться достаточным, и потому явилась мысль об использовании для питья воды р. Донца. Количество ее, конечно, более чем достаточно, качество в общем признано удовлетворительным, но при условии хорошей фильтрации. Во всяком случае, в Донецкой воде мы имеем резерв для будущего и потому должны продолжать разработку как финансовой, так и технической стороны будущего Донецкого водопровода, тем более что с ним может быть связана и поливка городских улиц».
К сожалению, водопровод требовал очень дорогостоящих сооружений и расходов по эксплуатации и потому удешевление здесь возможно было только при условии привлечения к их пользованию максимального количества населения. Ведь кто бы ни создавал все эти проекты — осуществлял их народ. Его трудом, потом и кровью создавались предметы и ценности материальной культуры. Неведомые крепостные инженеры, художники и строители, искусные мастера и простые рабочие были задействованы в застройке уплотняющихся центральных районов. А вот и трамвай, и тот, кто в нем ехал
В то время одна из трамвайных линий, вокруг которой в наши дни разгорелись горячие споры о том, сносить ее или не сносить, проходила практически по тому же маршруту, а также по упомянутым Юмовской улице и Бассейному переулку. Вопрос качества трамвайной линии также затронул в своем докладе Багалей. Позже эта трамвайная линия свяжет различные районы города с парком имени А.М. Горького.
После 1917 года на улице Бассейной велось значительное строительство. По обеим сторонам были возведены доходные жилые дома в стиле модерн, характерном для того времени. Уменьшение свободных, пригодных для застройки территорий на одной из лучших по благоустройству частей города приводит к увеличению цен на участки. Для экономии территории здания прижимаются друг к другу. Архитектура начинает приобретать плоскостной характер с ярко выраженным парадным фасадом.
Фасады жилых домов украшали самыми различными формами: выложенными из кирпича деталями — рустами, пилястрами, карнизами произвольного очертания или уподоблявшимся определенным историческим стилям.
Хранительницей памятных событий почти 80-летней давности до сих пор является каменная нимфа, помещенная на постамент в нишу стены дома № 32. Она наверняка помнит, как в 1919 году в одной из солидных новостроек по улице Бассейной, № 24 поселился на несколько лет выдающийся советский композитор Исаак Осипович Дунаевский. О его пребывании свидетельствует мемориальная доска, установленная в 1993 году. Строили, строили…
5 ноября 1935 года в здании нынешнего Электротехнического техникума была открыта Украинская картинная галерея. В трех ее залах были представлены художественные полотна, гравюры, скульптуры и другие произведения изобразительного искусства русских, украинских и западных мастеров. Фонды картинной галереи насчитывали 70 тысяч экспонатов. По этому адресу галерея находилась до 1941 года. Во время Великой Отечественной войны здание картинной галереи было разрушено, большая часть собрания утрачена. На этом месте теперь находится Компьютерный колледж.
В 1934-1936 годах на углу улиц Артема и Бассейной было построено здание Автомобильно-дорожного института, основанного в 1930 году.
Рядом с Автодорожным институтом расположен кардиоревматологический диспансер. Здесь решаются проблемы сердечно-сосудистых заболеваний у детей. В послевоенный период на улице построен ряд новых зданий, часть зданий реконструирована.
В 1958 году улица Бассейная была переименована в улицу Петровского.
Проходят годы, меняются стили, но улица по-прежнему выглядит благородно и аристократично. И многих тянет прикоснуться к истории, ощутить ее величие... Здесь и ресторан «Париж» с изысканными декорациями, и кафе «Наполеон» с натянутой треуголкой.
Вот вам и Бассейная… и трамвай... и очень важные персоны…
Источник |