Апрель 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2

Авиация

Ас, которого не знала история

Полковник в отставке Е.Г. Пепеляев родился 18 марта 1918 года в городе Бодайбо Иркутской области в семье рабочего-железнодорожника. Окончил школу ФЗУ и 1-й курс железнодорожно-строительного техникума в городе Омске. Затем переехал в Одессу к старшему брату - военному лётчику. Работал токарем в авиационных мастерских, учился в аэроклубе.

В Красной Армии с 1936 года. В 1938 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов. С декабря 1938 года служил на Дальнем Востоке, в 29-м Краснознамённом истребительном авиационном полку. В декабре 1940 года переведён в 300-й истребительный авиационный полк 254-й истребительной авиационной дивизии на должность заместителя командира эскадрильи.

В ноябре 1943 года Е.Г. Пепеляев был направлен на боевую стажировку в действующую армию в должности командира эскадрильи. В составе 162-го истребительного авиационного полка (1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) совершил 10 боевых вылетов. Однако в декабре 1943 года ему пришлось вернуться на Дальний Восток...

В августе 1945 года в должности заместителя командира 300-го истребительного авиационного полка Пепеляев принимал участие в войне с Японией.
В декабре 1947 года окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава в городе Липецке. С декабря 1947 года он - заместитель командира 196-го гвардейского истребительного авиационного полка (324-я Свирская истребительная авиационная дивизия) по лётной части. Освоил реактивные самолёты Як-15, Ла-15.

В декабре 1949 года Евгений Пепеляев был назначен заместителем командира 32-го гвардейского истребительного авиаполка. Это был тот знаменитый полк асов, которым в войну командовал В.И. Сталин. Здесь Евгений Георгиевич переучился на МиГ-15.

В октябре 1950 года подполковник Пепеляев был назначен командиром 196-го гвардейского истребительного авиационного полка. В декабре 1950 года полк был направлен в Северный Китай в составе 324-й авиационной дивизии (командир - полковник И.Н. Кожедуб). С апреля 1951 года полк перебазировался на аэродром Андунь, в район китайско-корейской границы, и приступил к боевым действиям.

В мае 1951 года Пепеляев открыл свой боевой счёт, сбив американский F-86.

В августе 1951 года подполковнику Е.Г. Пепеляеву было присвоено воинское звание полковник.

В октябре 1951 года он подбил новейший американский истребитель F-86 «Сейбр», который пошёл на вынужденную посадку. Почти не повреждённый трофейный самолёт был срочно вывезен в СССР. Всего же до 1 февраля 1952 года Пепеляев провёл в небе Кореи 108 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил более 20 самолётов противника (все они были истребителями: один F-80 «Шутинг Стар», два F-84G «Тандэрджет», два F-94 «Старфайр», остальные - F-86 «Сейбр»).

6 октября 1951 года полковник Пепеляев сбил «Сейбр» с тактическим номером FU-318. Вполне вероятно, что пилотом этого «Сейбра» был Джеймс Джабара, известный американский ас, второй по результативности американский ас в Корее. Самолёт этот не был засчитан Пепеляеву, его записали К. Шеберстову, с большой дистанции обстрелявшего уже падающий истребитель. Впоследствии самолёт был отправлен в Москву и подвергнут детальному обследованию.

Полковник Пепеляев стал самым результативным советским лётчиком Корейской войны и самым результативным асом реактивной авиации в мире, которым являлся до настоящего времени. Кроме того, он проявил себя и прекрасным командиром полка, добившись отличных слаженных действий своих подчинённых. Полк под его командованием сбил в небе Кореи 109 самолётов противника, свои потери составили 11 самолётов и 4 лётчика.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 апреля 1952 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении специального правительственного задания, полковнику Пепеляеву Евгению Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 9290).

После возвращения в Советский Союз дивизия вошла в состав ПВО страны, и полк полковника Пепеляева базировался под Калугой. С декабря 1952 года Евгений Георгиевич - заместитель командира 15-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. В начале 1954 года полковник Пепеляев переведён на работу в Управление боевой подготовки истребительной авиации ПВО страны в Москву.

С октября 1956 года по декабрь 1958 года он учился в Военной академии Генерального штаба. После её окончания был направлен в город Ярославль на должность командира 133-й истребительной авиационной дивизии.

С осени 1960 года полковник Пепеляев - начальник авиации Брянского истребительного авиационного корпуса ПВО. В 1961 году после полученной при аварии самолёта травмы он был списан с лётной работы, но продолжил службу на Центральном командном пункте Войск ПВО страны. Всего за свою лётную биографию налетал 2.020 часов, освоил 22 типа самолётов, среди них - реактивные истребители Як-15, Як-17, Як-25, Ла-15, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Су-9.

С 1973 года Евгений Георгиевич - в отставке. Работал в научно-исследовательском институте. Проживал в Москве.

За заслуги перед Отечеством Герой Советского Союза полковник Пепеляев был награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Красной Звезды, а также медалями.

Похоронили великого аса на Николо-Архангельском кладбище 6 января 2013 года.

Светлая память о прославленном боевом лётчике – Герое Советского Союза полковнике в отставке Евгении Георгиевиче Пепеляеве останется навсегда в наших сердцах. Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург