Военная техника
Самые большие пушки в истории. Морские калибры
Вторая половина XIX века была своеобразной репетицией гонки вооружений, кульминацией которой стала Первая мировая война. В этот период военные инженеры разрабатывали всё более совершенные и мощные орудия, в том числе и для флота. В конце XIX века в Великобритании и Италии было создано несколько проектов кораблей, основной упор в которых делался именно на калибр используемой артиллерии.
На распространение на флоте артиллерии крупных калибров заметно повлияла гражданская война в США, во время которой стороны конфликта массово применяли артиллерию, в том числе достаточно разрушительные и монструозные образцы. К таким орудиям относили, например, колумбиаду Родмена. Изготовленное в 1863 году орудие имело калибр 381 мм и вес в 22,6 тонны. Также в гражданской войне в США отметились 13-дюймовые (330 мм) мортиры «Диктатор», которые устанавливались даже на железнодорожные платформы.
Внесла свою лепту и Франко-прусская война 1870-1871 годов. Опыт гражданской войны в США был использован на этот раз уже в Старом свете. При осаде Парижа прусская армия также использовала железнодорожные платформы для размещения орудий особой мощности и обстрела города с разных сторон.
Следующим логичным шагом стало размещение артиллерии крупных калибров на кораблях. В этом плане можно выделить британский броненосец 1876 года Temeraire. На корабле разместили четыре нарезных дульнозарядных 25-тонных орудия RML 11 inch 25 ton Mark II. Эти орудия калибра 280-мм в XX веке уже вряд ли могли кого-то удивить, но на тот момент на боевом корабле они смотрелись очень внушительно.
280-мм орудия на HMS Temeraire
Тем удивительнее, что всего через несколько лет на броненосцах Великобритании и Италии появились орудия ещё большего калибра, превосходящие по данному показателю главный калибр большинства будущих линкоров обеих мировых войн.
Броненосец со знакомым каждому, кто читал в детстве роман Роберта Стивенсона «Остров сокровищ», названием адмирал «Бенбоу» получил в качестве основного вооружения два разрушительных по силе орудия. Это был последний из шести построенных барбетных броненосцев Королевского военно-морского флота типа «Адмирал». От пяти кораблей предшественников «Бенбоу» отличался наличием двух громадных 110-тонных 413-мм орудий, которые и являлись его главным калибром.
Корабль HMS Benbow был полностью идентичен броненосцам HMS Camperdown и HMS Anson, отличаясь от своих систершипов лишь вооружением. Вместо четырёх 343-мм орудий конструкторы разместили на нём два 413-мм орудия – по одному на носу и корме судна. Считается, что изменения в конфигурации и составе орудий главного калибра броненосца были связаны с возникшим дефицитом 343-мм пушек. Такая версия выглядит немного странно, если учесть, что сами по себе 413-мм орудия были куда более дефицитной вещью.
По другой версии, на адмирале «Бенбоу» британский флот хотел отработать новую концепцию боевых кораблей, а также применения сверхмощной артиллерии. Так называемую «идею нокаутирующего удара» по кораблю противника из сверхмощного орудия. Идея заключалась в поражении корабля противника и выводе его из строя всего одним попаданием. Также данный корабль представлялся логичным ответом на итальянские эксперименты с морской крупнокалиберной артиллерией.
Броненосец адмирал Бенбоу в одном из портов на Средиземном море
Данная теория себя никак не оправдала, но в конце XIX века у неё было ещё немало сторонников. В действительности же выбор в пользу двух 413-мм орудий, расположенных в одиночных барбетных установках, вместо четырёх 343-мм орудий повлиял на боевую ценность броненосца только отрицательным образом.
Британцы разработали 413-мм орудия на базе заказанных ранее итальянцами орудий калибра 432-мм, которые предназначались для броненосца Andrea Doria. Созданием пушек занимались инженеры компании Armstrong Whitworth. Всего было произведено 12 уникальных орудий, получивших обозначение 413-мм/30 BL Mk I. Практически каждое из орудий изготавливалось по отдельным чертежам, по этой причине многие элементы пушек не были унифицированными. Все они имели те или иные конструктивные отличия друг от друга, при этом основные характеристики орудий почти не отличались.
Для того чтобы избежать путаницы, каждое орудие имело свой собственный номер от № 1 до № 12. На броненосце Benbow разместили два первых собранных орудия. Они были установлены в барбетах размерами 18,29 на 13,72 метра. Помимо этого, существовал вариант размещения данных орудий в двухорудийной башенной установке. Барбеты на броненосце «Бенбоу» представляли собой укреплённые сооружения грушевидной формы, на каждом из которых устанавливалось только одно орудие.
Сами орудия размещались на вращающейся платформе и были оснащены гидроприводом. Гидравлический привод отвечал за наведение орудий в вертикальной плоскости. Горизонтальное наведение на цель обеспечивалось поворотом платформы. В теории скорострельность монструозных орудий составляла 0,29-0,33 выстрела в минуту, однако на практике этот показатель не превышал одного выстрела раз в 4-5 минут.
Орудие 413-мм/30 BL Mk I на испытательном лафете
Стволы 413-мм орудий были рассчитаны на 104 выстрела, однако на практике их геометрия начинала нарушаться после осуществления буквально нескольких залпов. Максимальная дальность стрельбы из орудий составляла 11 340 метров при начальной скорости снаряда 636 м/с. В арсенале орудий были не только бронебойные и фугасные снаряды, но и шрапнель. К примеру, бронебойные снаряды Паллисера отличались корпусом, изготовленным из калёного чугуна весом 816,46 кг. Такие боеприпасы снабжались разрывным зарядом весом 13,38 кг, подрыв которого производился донным взрывателем.
Орудия 413-мм/30 BL Mk I, вошедшие в историю также под обозначением Elswick 110 ton gun (по названию верфи Elswick Ship Building Yard), по праву считаются одними из самых крупнокалиберных и мощных пушек в истории не только Королевских военно-морских сил, но и всей мировой артиллерии. Несмотря на внушительный калибр, орудия отличались крайне ограниченными возможностями и потенциалом по причине слишком большой массы и низкой надёжности конструкции.
К недостаткам орудий относили также высокую сложность обслуживания и низкую скорострельность. Хотя на дистанции 910 метров снаряды, выпущенные из этих пушек, могли пробить 810 мм брони, бронепробитие орудий на тот момент было абсолютно невостребованным. По этой причине они существенно уступали более простым и скорострельным 305-мм и 343-мм орудиям, дальность стрельбы которых непрерывно росла.
Ещё до появления британского броненосца адмирал Бенбоу, который был введён в строй в 1888 году, итальянский флот получил корабль с гораздо более монструозными орудиями. По калибру с ним смог бы соперничать только знаменитый линкор «Ямато». Речь идёт о броненосце Caio Duilio (Кайо Дуилио), который был спущен на воду 8 мая 1876 года.
Итальянский эскадренный броненосец Caio Duilio
Броненосец, ставший головным в серии из двух кораблей, был построен для военно-морских сил Италии по проекту инженера Бенедетто Брина. Своё название корабль получил в честь известного римского флотоводца Гая Дуилия, на счету которого была первая морская победа в истории римского флота. В рамках данного проекта итальянцы старались реализовать свою доктрину «индивидуального превосходства», которую продолжали реализовывать и в других своих проектах.
Концепция заключалась в строительстве таких кораблей, которые гарантировано бы оказывались сильнее противника. Для Италии, не обладавшей большим промышленным и финансовым потенциалам и не способной конкурировать на море с Великобританией, такой подход со ставкой на качество, а не количество кораблей выглядел оправданным.
Добиваться «индивидуального превосходства» итальянские адмиралы рассчитывали за счёт мощнейших орудий. На вооружении броненосца Caio Duilio имелось четыре 450-мм орудия RML 17.72 inch gun, располагавшихся попарно в двух башнях. Весившие практически 100 тонн орудия являлись самыми мощными дульнозарядными нарезными орудиями в истории.
Восемь заказанных в Британии орудий для двух кораблей проекта Caio Duilio обошлись итальянцам в очень приличную по тем временам сумму – 4,5 миллиона лир, что было сопоставимо со стоимостью полностью снаряжённого и укомплектованного броненосца предыдущих серий.
Башня броненосца Caio Duilio с 450-мм орудиями
В арсенале данных орудий были бронебойные, осколочно-фугасные снаряды и шрапнели. При этом скорострельность орудий совсем не впечатляла. Максимальная скорострельность не превышала одного выстрела раз в шесть минут и это при наличии расчёта в 35 человек. Это существенно ограничивало боевые возможности корабля.
При этом начальная скорость снаряда весом примерно 910 кг составляла 472 м/с. Орудия отличались небольшой максимальной дальностью стрельбы – не более 6000 метров. Хотя на этой дистанции бронебойный 450-мм снаряд всё ещё мог пробить до 394 мм брони. На дистанции 1800 метров бронепробитие составляло 500 мм. При калибре в 450 мм длина орудия составляла всего 9953 мм, что не лучшим образом сказывалось именно на дальности стрельбы.
Броненосец Caio Duilio удивительным образом сочетал в себе ряд совершенно новаторских идей (полный отказ от парусного вооружения, наличие в корме дока-ангара для миноноски, сильный броневой пояс), которые в совокупности давали не положительный, а отрицательный результат. Проектировщики броненосца в стремлении довести концепцию боевого корабля до совершенства довели её в итоге до абсурда.
Орудия-монстры были размещены в прогрессивных закрытых башнях главного калибра, но заряжались они с дула с внешней стороны башни и обладали чудовищно низкой скорострельностью. По этой причине у впечатляющих по размерам 910 кг снарядов в бою было бы немного шансов поразить противника. В свою очередь, вражеские корабли, обладающие скорострельной артиллерией, достаточно быстро превратили бы итальянский броненосец в дуршлаг.
450-мм орудия RML 17.72 inch gun в Гибралтаре
К слову, практически неуязвимая для артиллерии 550-мм броня корабля размещалась достаточно узкой полоской вдоль ватерлинии на протяжении 52 метров, то есть прикрывала половину от длины судна. От обстрела более совершенными скорострельными орудиями даже при встрече с крейсером не спасли бы ни эта броня, ни разделение корпуса корабля на 83 водонепроницаемых отсека.
Правда, хоть какой-то плюс в таком необычном выборе итальянцами вооружения при желании можно было найти. Британцы были шокированы итальянским заказом и новыми броненосцами и сами начали тратить деньги на подобную артиллерию. В частности, аналогичные орудия они построили и разместили в береговых батареях для защиты Мальты и Гибралтара.