Авиация
"Бычок"-неудачник
Когда в начале пятидесятых годов в Советском Союзе закладывались основы нового, океанского флота, встал вопрос о строительстве авианесущих кораблей и, соответственно, специализированного многоцелевого ударного самолета палубного базирования, который мог бы совмещать в себе качества истребителя, бомбардирощика-торпедоносца, штурмовика и разведчика.
Эта нелегкая работа была поручена конструкторскому коллективу под руководством А.Н. Туполева. Все работы на начальном этапе проектирования консультировал заместитель главного конструктора П.О. Сухой, с 1949 по 1953 год работавший в ОКБ А.Н. Туполева и имевший опыт работы над штурмовиками. Ведущими инженерами по новому самолету были назначены В.И. Богданов, М.Г. Пинегин и А.М. Шумов, ведущим конструктором - В.А. Чижевский. Остряки из ОКБ сразу же прозвали новую машину "Чиж-Пин-Бог - 15Ш" - по фамилиям ведущих. А когда новый аппарат выкатили из сборочного цеха, он получил новое, до сих пор распространенное прозвище - "Бычок", за характерные, напоминающие эту маленькую рыбку, обводы фюзеляжа. Ту-91 "Бычок" (Boot по классификации НАТО) имел поистине уникальную компоновку - сразу за двумя соосными, вращающимися в противоположные стороны винтами начиналась 2-х местная, с большой площадью остекления, кабина экипажа. В передней части кабины крепился редуктор винта, приводившийся во вращение с помощью длинного вала, проходившего через кабину экипажа между рабочими местами летчика и штурмана. Кабина представляла собой капсулу из алюминиевой брони, толщиной от 8 до 16 мм, и оргстекла со вставками специального триплексного стекла. Самолет был оснащен специальными креслами, позволявшими катапультироваться одновременно летчику и штурману.
Забор воздуха к двигателю был сделан в передней нижней части фюзеляжа. Сам двигатель - турбовинтовой ТВ-2М эквивалентной мощностью 7650 э.л.с. - крепился за кабиной экипажа над центропланом (по типу американского истребителя Р-39 "Аэрокобра"). Сосредоточение наиболее тяжелых деталей в районе центра тяжести позволило добиться невиданной для самолета этого класса маневренности.
Вооружался самолет тремя пушками ТКБ-945 А - две в консолях крыла для стрельбы вперед и одна, дистанционно управляемая, в кормовой шаровой установке. Под консолями и фюзеляжем на пилонах подвешивалось до 1600 кг бомбового, ракетного или торпедного вооружения.
Но к середине 1953 интерес к авианосцам пошел на убыль. Не жаловавший авиацию Н.С. Хрущев и к военно-морскому флоту относился не лучше. Началось повальное сокращение ВМФ, и самолет палубного базирования пришлось срочно переквалифицировать в сухопутный. И все же, нет худа без добра. Отказ от складывающихся консолей крыла, систем взлета катапультированием и посадки с применением аэрофинишера существенно упростили и облегчили конструкцию, увеличили ее прочность, что улучшило летные характеристики машины.
Несмотря на все сложности, самолет был спроектирован и построен в кратчайшие сроки. При испытаниях винтомоторной установки применили весьма необычную методику - на тяжелый бомбардировщик Ту-4 вместо внутренней мотогондолы установили фюзеляж Ту-91. На этой летающей лаборатории провели полный цикл проверки двигателя, соосных винтов, систем питания и управления. Параллельно велись работы и по другим системам.
И тут снова вмешалась судьба в лице первого руководителя государства - Н.С. Хрущева. Во время представления самолета руководству страны молодой офицер, представлявший "Бычка" растерялся и вместо того, что бы сказать, что ракетный залп самолета равен бортовому залпу тяжелого крейсера, брякнул: "Ту-91 заменяет тяжелый крейсер!" Импульсивный Хрущев мгновенно вспыхнул и выдал гневную тираду об авиации вообще и о Ту-91 в частности, мол все, что ему рассказывают, бред. "А этот самолет, о, с пропеллером, о, и крыло-то прямое, куда нам в ж... такие самолеты нужны. Нет, вы меня поправьте, может быть, я не то говорю. А какая у него скорость?" - "900 километров в час." - "А куда нам в ж... такой самолет, нам сверхзвуковые самолеты еще нужны...". Окружающие сановники подобострастно захихикали, а про себя сделали вывод - самолету в серии не бывать!
Тем не менее, испытания продолжались. После завершения заводских самолет в сжатые сроки успешно прошел и государственные испытания. Был даже подписан положительный Акт с рекомендацией о серийном производстве. Началась подготовка к запуску самолета в серию на одном из заводов. Был выпущен новый комплект чертежей, а в цехе построен планер серийного самолета.
Решили еще раз показать самолет Н.С. Хрущеву во время очередной выставки военной техники - авось сменит гнев на милость! Экипаж перегнал машину со степного аэродрома буквально перед самым открытием выставки. Наземные службы даже не успели навести на нее выставочный глянец, когда к самолету, в сопровождении свиты, подошел Хрущев. Едва взглянув на запыленный самолет, мимоходом обронил: "Она еще здесь?" Этого оказалось достаточно, что бы "похоронить" уникальный самолет...
После закрытия темы Ту-91 еще некоторое время находился на стоянке Жуковской летно-испытательной базы, пока в один далеко не прекрасный день был утилизирован довольно оригинальным способом - по нему несколько раз проехались бульдозером...
А ведь по своим летно-тактическим данным самолет «91» полностью соответствовал самолету поля боя, который при нормальном стечении обстоятельств, в случае его поступления в войска, мог бы с успехом конкурировать с небронированными истребителями-бомбардировщиками в варианте использования для непосредственной авиационной поддержки сухопутных и морских сил.
Опыт локальных войн 60-х годов заставил военных вернуться к концепции хорошо защищенного и сильно вооруженного, сравнительно нескоростного самолета. В это время кому-то пришло в голову, что такая машина, как Ту-91 может быть полезна. Эта вспышка интереса была очень кратковременной - поворошили документацию, поговорили о возможности установки более мощного двигателя (НК-12). На этом дело и кончилось так как это было сделано уже в 70-е годы, когда появились штурмовики Су-25 и А-10, в какой-то степени развивавшие идеи, заложенные в «Бычке».
Краткое техническое описание самолета «91»
Общая концепция
Самолет «91» - двухместный пикирующий бомбардировщик-торпедоносец с одним ТВД типа ТВ-2М. Предназначался для действий с ограниченных взлетно-посадочных площадок в прибрежных районах, акваториях морей и океанов, окружавших СССР, по надводным кораблям и подводным лодкам противника, а также для отражения морских десантных операций.
В соответствии с этим самолет «91» мог выполнять:
бомбометание с пикирования по подводным и малоразмерным целям;
торпедометание по надводным кораблям;
штурмовые действия по живой силе десанта и по высадочным плавсредствам;
бомбометание с горизонтального полета по морским целям и целям во фронтовой полосе.
Ударное вооружение самолета, обеспечивавшее выполнение этих операций, размещалось на внешних узлах подвески под фюзеляжем и крылом. Система вооружения обеспечивала размещение 1200-1500 кг бомб в различных вариантах - трех реактивных торпед типа PAT-52 или одной обычной торпеды в низковысотном варианте типа 45-36МАН или в высотном варианте типа 45-36МАВ с парашютом. Предусматривалась подвеска авиационных морских мин массой 500 и 1500 кг.
Топливная система самолета вмещала в себя до 3410 кг топлива (керосин Т-1). Топливо размещалось в шести фюзеляжных и центропланных мягких топливных баках. Смазка двигателя осуществлялась масляной системой. Маслорадиатор с воздухозаборником находился в левой части центроплана.
Противопожарная система самолета включала в себя систему заполнения топливных баков нейтральным газом, системы тушения пожара в отсеках топливных баков и системы тушения пожара в отсеках двигателя. Системы автоматические углекислотные.
Самолет оборудовался катапультируемыми сиденьями экипажа, которые обеспечивали вертикальную скорость покидания самолета 20-22 м/с при перегрузке 16. Кресла имели защитные шторки, предохранявшие лицо летчика и штурмана от воздушного потока.
Пилотажно-навигационное оборудование самолета состояло из:
автоматического радиокомпаса АРК-5;
дистанционного гиромагнитного компаса ДГМК-ЗМ;
радиовысотомера малых высот РВ-2;
электрического гирополукомпаса ЭГПК-48;
двух авиагоризонтов АГИ-1;
указателей скорости КУС-1200;
указателей высоты ВД-17;
вариометра ВАР-ЗО-3;
навигационного индикатора НИ-50Б.
Радиосвязное оборудование самолета включало в себя:
KB радиостанции РСБ-5;
УКВ радиостанции РСИУ-3;
самолетное переговорное устройство СПУ-5.
Радиолокационное оборудование самолета было таким:
аппаратура опроса и опознавания «Узел»;
радиодальномер кормовой пушечной установки «Гамма»;
подвесная радиолокационная станция «Курс».
Системы самолета питались от двух генераторов постоянного тока типа ГСР- 12000В, в буфер к генераторам была включена аккумуляторная батарея 12САМ-25. Переменный ток обеспечивали два преобразователя ПО-1500, один основной, второй - резервный. Самолетная сеть выполнялась однопроводной.
Для контроля результатов бомбометания в хвостовой части фюзеляжа на качающейся установке монтировался аэрофотоаппарат типа АФА-БА/40Р.
Самолет оборудовался кислородной системой высокого давления. У летчика и штурмана имелись кислородные приборы типа КП-16 и парашютные приборы типа КП-23. Системы питались от шести баллонов, установленных в хвостовой части фюзеляжа.
Передние кромки крыла, оперения и воздухозаборники двигателя имели воздушно-тепловую противообледенительную систему с отбором горячего воздуха от компрессора двигателя. Передние смотровые стекла летчика и штурмана, а также нижние стекла оборудовались электрообогревом. Лопасти винтов защищались от обледенения жидкостной системой. На переднем смотровом стекле летчика стоял «дворник», на который подавался антифриз.
Пушечное вооружение самолета состояло из трех пушек ТКБ-495А (АМ-23). Две пушки для стрельбы вперед устанавливались в консолях крыла, боезапас - 200 снарядов на ствол. Управление огнем и прицеливанием с помощью прицела типа ПБП-6М производил летчик. Одна пушка размещалась в кормовой дистанционной установке с боезапасом 300 снарядов. Управление и прицеливание пушкой осуществлял штурман с помощью перископического прицела ПП-2 и дальномера «Гамма».
Бомбардировочное вооружение самолета обеспечивало наружную подвеску бомб различных калибров в нормальном варианте до 1040 кг, в перегрузочном - до 1500 кг. Как уже было сказано выше, помимо бомб предусматривались различные варианты минно-торпедной нагрузки. Под фюзеляжем по оси самолета на центральной балке подвешивались бомбы ФАБ-1500, БРАБ-1500, торпеды ТАН, МАН и МАВ, а также мины в габаритах 1500 кг бомбы.
Под каждой отъемной частью крыла на пилонах крепились балки в следующих двух вариантах:
однозамковые балки для подвески ФАБ-500 или РАТ-52, или АМД-500;
четырехзамковые балки под четыре бомбы ФАБ-100 или на две ФАБ-250. Балки этих двух вариантов могли подвешиваться под фюзеляж.
Бомбометание с горизонтального полета осуществлялось штурманом при помощи векторно-синхронного прицела типа ОПБ-11Р. Бомбометание с пикирования производилось летчиком, который прицеливался с помощью прицела ПБП-6М.
На самолете устанавливалось мощное реактивное вооружение. Одноразовые направляющие для неуправляемых реактивных снарядов соединялись группами и помещались в специальные контейнеры, имевшие обтекаемую форму. Два контейнера подвешивались на пилонах на каждую отъемную часть крыла. При переходе с одного калибра НУРС на другой производилась замена контейнеров. Варианты загрузки НУРС были описаны выше. Прицеливание и стрельбу реактивными снарядами вел летчик с помощью прицела ПБП-6М.
Размах крыла, м 16,4
Длина самолета, м 17,7
Высота самолета, м 5,06
Площадь крыла, м2 47,48
Взлетная масса, кг
нормальная взлетная 12850
максимальная взлетная 14400
Тип двигателя 1 х ТВД ТВ-2М
Мощность, э.л.с. 1 х 7650
Максимальная скорость, км/ч 800
Практическая дальность, м 2190-2350
Практический потолок, м 11000
Экипаж, чел. 2
Вооружение:
3 х ТКБ-495А (АМ-23) - две пушки для стрельбы вперед в консолях крыла, боезапас - 200 снарядов на ствол, и одна пушка в кормовой дистанционной установке с боезапасом 300 снарядов,
Бомбовая нагрузка 1050-1500 кг - по оси самолета на центральной балке бомбы ФАБ-1500, БРАБ-1500, торпеды РАТ-52 или 45-36МАН или 45-36МАВ, мины в габаритах 1500 кг бомбы,
На пилонах:
в двух подвесных контейнерах НУРСы: 8хТРС-212 или 36хТРС-132 или 120хТРС-85, однозамковые балки для подвески ФАБ-500 или РАТ-52, или АМД-500; четырехзамковые балки под четыре бомбы ФАБ-100 или на две ФАБ-250.