Апрель 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2

Авиация

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса

Самолеты бизнес-класса — это отдельный мир роскошных авиалайнеров, предназначенных для полетов ограниченного круга пассажиров по любым маршрутам без официального расписания.

Dassault Falcon 7X — это реактивный самолёт бизнес-класса, выпускаемый французской авиакосмическай компанией Dassault Aviation (Дассо авиасьон). Производственные цеха и конструкторские бюро Dassault разбросаны по всей Франции.

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Проектируют самолеты под Парижем в Сен-Кло, кабины Фальконов и Рафали собирают здесь же, крылья делают в Мартиньясе в 10 километрах от Бордо, начинку для них везут почти что из Швейцарии, а цех окончательной сборки находится практически в самом в аэропорту Бордо, на противоположной стороне от пассажирского терминала — Мериньяке. Есть также цех доводки в США для американских заказчиков.

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



В основном речь пойдет о производстве Falcon 7X — это модифицированный вариант 900-й серии Фальконов, который поставляется с 2007 года. Вывеска при входе на инженерном корпусе в Saint-Cluod, Paris:

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Самое потрясающее в проектировании то, что оно целиком и полностью происходит не на бумаге, а в 3D-модели, которая выполнена с высочайшей точностью, вплоть до последней заклепки. То есть у самолета не было прототипов и первых «твердых» испытательных экземпляров. Спроектировали, построили и сразу полетели!

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Специалисты по сертификации присутствовали на всех стадиях проектирования и сертифицировали самолет поэтапно, используя 3D-модель. Все испытания прошли штатно.

На фото: путешествует по виртуальному салону Фалькона, который находится в полёте. Поднимает полочки, открывает двери и даже выходит наружу.

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



На Falcon 900 поставили третий двигатель, удлинили кабину, модифицировали крыло и получили 7X. Разработкой занимались те же инженеры, что проектируют военные и учебно-тренировочные самолеты, и они рассчитали все так, чтобы при минимальном весе самолета получить максимальную производительность.

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Для нас показ процесса сборки начали с кабины. Когда скрепляют первые ее детали, она похожа на ощетинившегося ежа. Эти дырки и швы рассверливаются под рабочие размеры, потом обрабатываются антикоррозийкой и где надо крепятся заклепками и болтами:

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



В компании Dassault работают около 11 000 человек, которые очень тесно общаются, практически все друг друга знают. Здесь практикуется семейная преемственность профессии. 2007 год стал рекордным по продажам, но расширять производство не стали, и поэтому кризис 2008-го пережили относительно без потерь кадров.

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



По всему миру эксплуатируется 1925 самолетов Dassault Falcon. Они летают в 80 странах, из которых 65% – это США, 26% – Европа и по 1-3% – остальные страны.

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



В президентском авиаотряде России есть два Falcon 7X с бортовыми номерами RA-09009 и RA-09007:

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Завершающая стадия сборки кабины. Вскоре после этого ее отправят в город Бордо на юго-западе Франции в цех окончательной сборки. Мы тоже перелетаем туда:

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Сначала в городок Мартиньяс, где идет сборка крыла. Фотка не моя, переснята с висящей в коридоре:

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Перемещаемся в «крылатый» цех. Каждая линия заклепок выполняется специально обученным роботом-клепальщиком компании ABB и Dassault:

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Рядом со сверлом прикреплена видеокамера, через которую можно проследить за качеством отверстий. Дырки сверлятся под рабочие размеры и робот сразу вычисляет, на каком последующем участке сборки сколько заклепок или болтов понадобится сотруднику сборочной линии для дальнейшей работы:

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Здесь два оранжевых робота круглосуточно раскладывают по коробочкам тысячи винтиков, шпунтиков и заклёпок, которые автоматически распределяются на каждую линию сборки под определенного работника. Парень справа раскладывает, а парень слева забирает и ставит коробочки на линию. И так без перерыва на обед и перекуры уже лет 10.

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Дальше крыло скрепляют «ежами» на стапелях вручную. В первую очередь – основные узлы, потом все остальные:

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Когда крыло полностью собрано, в нем оставляют дырочки размером 2 мм, через которые заполняют оставшиеся пробелы герметиком, который также придает прочности. Герметик выходит через следующую дырку, и так поэтапно заполняются все пустоты. В дырки в конце процесса ввинчивают винтик. Готово!

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Все собранные крылья промываются потом под давлением, чтобы не осталось ни микрона-пылинки-соринки или не дай бог стружки. После проверяют на герметичность, заливая в него жидкость, по составу схожую с авиационным керосином, но не воспламеняющуюся. Заливают под давлением, смотрят, нет ли где подтеканий и если все идеально герметично. Затем крыло отправляют в Мерминьяк на стыковку с фюзеляжем.

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Внутренняя начинка крыла (провода и т.п.) производится на предприятии рядом со Швейцарией. Это как бы намек на точность.

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Готовый хромированный участок заботливо укутывают специальной защитной пленкой:

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Переезжаем в цех окончательной сборки в десяти километрах от Мартиньяса — Мериньяк. Цеха находятся в непосредственной близости от аэропорта Бордо и новенькие самолеты впервые взлетают именно отсюда:

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



На территории растут сосны — запах потрясающий!

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Фотографировать запрещено, ну, вы же понимаете, что для меня сделали исключение:

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Все части фюзеляжа и крыла готовы к окончательной стыковке:

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Самолет стоит в этом цеху в среднем шесть дней, периодически перемещаясь по периметру от одного участка доводки до другого против часовой стрелки:

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



В целом же новый самолет строится полтора года. Примерно столько же времени проходит с момента заказа Фалькона заказчиком до получения его в летное пользование.

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Стоимость Falcon 7X — от 42 млн долларов:

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Одиннадцать километров проводов и внутренней обшивки пока не выглядят как интерьер бизнес-класса:

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Дизайн интерьера обычно прорисовывается на стадии заказа. Нам показали только один готовый изнутри, но фотографировать не дали, ибо это уже был самолет под известного заказчика. Но среди богатого внутреннего салона бросались в глаза надписи на русском:

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Т-образная конфигурация расположения дисплеев разработана и выработана тест-пилотами компании Dassault. На двух центральных – общая информация по полету, на боковых — сиюминутная ситуация:

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Целиком покрашенные самолеты тоже нельзя было фотографировать — заказчики обидятся.

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Что я пропустила мимо ушей, так это то, где их красят.

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



В самом последнем цеху, откуда самолеты уже выкатывают, идет установка авионики и двигателей. Вот подогнали движок:

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



На данный момент произведено 2209 Фальконов, из них Falcon 7X — 155.

Внимание! Выкатка! При нас новый самолет выкатили, повозились часок на улице и закатили:

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Технические характеристики: длина салона — 11,9 метров, максимальная ширина салона — 2,34 м, ширина на уровне пола — 1,91 м, высота — 1,87 м, размах крыльев — 26,21 м, длина — 23,19 м, дальность — 11000 км, крейсерская скорость — 900 км/ч, максимальная высота полета — 14000 метров!

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса



Готовый самолет в аэропорту Ле Бурже:

Как делают реактивные самолеты бизнес-класса




Источник
Фотографии Марины Лысцевой
Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург