Апрель 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2

Авиация

Короткий век самолетов с вертикальным взлетом

Концепция самолетов с вертикальным взлетом и приземлением на хвост стала недолгим, но ярким эпизодом в истории мировой авиации. Большинство прототипов и опытных образцов самолетов-VTOL (аббревиатура расшифровывается и переводится как «вертикальный взлет и посадка», а по-другому такие летательные аппараты называли «тейлситтерами» (tailsitter) – дословно, «садящимися на хвост») было создано в конце сороковых - начале пятидесятых годов и предназначались для военных нужд.

Главной предпосылкой появления и развития этой концепции было стремление отказаться от взлетной полосы, строительство которой в период военных действий не только увеличивало текущие расходы, но и означало потерю потенциального преимущества во времени. Предлагаем вам краткий экскурс в историю VTOL-аппаратов по фотографиям из архивов федерального правительства США и ряда открытых источников.

Короткий век самолетов с вертикальным взлетом



Нетрудно догадаться, что исторической подоплекой появления VTOL-концепции стали драматические события Второй Мировой войны. В 1944-м году компания Focke Wulf представила вниманию германского руководства проект фантастической боевой машины – летательного аппарата Triebflügeljäger с вертикальным принципом взлета и приземлением на хвост. С одной стороны, германское руководство с самого начала военной кампании инициировало масштабные разработки и поиски новаторских решений в военной технике, и в первую очередь – в авиации. С другой стороны, к концу войны, под натиском армии союзников гитлеровская авиация несла огромные потери – зачастую штурмовики и истребители просто не успевали взлететь с военных аэродромов, попадая под бомбежки. Летательные аппараты с вертикальным взлетом потенциально могли решить несколько проблем сразу: отказаться от дорогостоящего и затратного по времени строительства взлетных полос, расформировать часть существующих аэродромов и тем самым дезориентировать противника, и, наконец, перенести площадки базирования самолетов непосредственно к оружейным заводам и сократить цикл материально-технического снабжения авиационной отрасли. Концепция была хороша всем, кроме одного «но» - время и стратегическое преимущество было упущено, поэтому немцы не успели создать ни прототипа, ни серийного образца Triebflügeljäger.

Модель Triebflügeljäger, восстановленная по нацистским чертежам:

Короткий век самолетов с вертикальным взлетом



Немецкие технологии и наработки не были утрачены и забыты: после завершения войны многие знаменитые инженеры Рейха были вывезены в США в качестве интеллектуального и стратегического трофея в рамках секретного проекта «Пэйперклип» («Скрепка»). В обмен на жизнь, свободу и личную безопасность им было предложено поделиться секретами и разработками военной отрасли Германии с американским военным ведомством. Фашистская угроза миновала, но у американцев был свой интерес в Европе и еще более серьезный враг – угроза распространения советского влияния и социалистического строя по всей Западной Европе. Как говорится, «хочешь мира – готовься к войне», поэтому секретные разработки в области авиации вертикального взлета были продолжены и интенсифицированы. В результате, в 1947-м году американское военное ведомство представило проект Hummingbird («Хамингбёрд» - «колибри»). Идея заключалась в создании самолета-перехватчика, который мог бы вертикально взлетать с практически любой поверхности и так же приземляться. Основным носителем для таких самолетов должны были стать военные и торговые корабли, но не исключалась возможность старта даже с борта подводной лодки.

Короткий век самолетов с вертикальным взлетом



Короткий век самолетов с вертикальным взлетом



Заказ на создание прототипов под именами XFY-1 и XFV-1 получили сразу две авиастроительные компании – Convair и Lockheed. Эти истребители были оборудованы турбовинтовыми двигателями с соосными винтами противоположного вращения; наряду с ними создавался и реактивный VTOL-истребитель под названием Ryan X-13 Vertijet. XFY-1, прозванный Pogo («Попрыгунчик»), стал первым тейлситтером, которому удалось вертикально взлететь, совершить контрольный полет и приземлиться на хвост во время тестовых летных испытаний.

Короткий век самолетов с вертикальным взлетом



Архивные снимки Пого, сделанные во время летных испытаний: Слева XFY-1, собранный на заводе Convair, справа XFV-1 – детище Lockheed. XFV-1 имел заметный недостаток конструкции – для управления полетом ему требовалось посадочные шасси.

Короткий век самолетов с вертикальным взлетом



Короткий век самолетов с вертикальным взлетом



Модель XFV-1 Lockheed «Лосось» (1954 г.)

Короткий век самолетов с вертикальным взлетом



Короткий век самолетов с вертикальным взлетом



Реактивный тейлситтер X-13 Vertijet, спроектированный инженерами Ryan Company, оказался значительно более проблемным аппаратом, нежели его турбовинтовые собратья. Реактивная тяга создавала затруднения в рулежке на этапах взлета и приземления (на малых скоростях от элеронов и рулей высоты не было проку) и не давала никаких преимуществ по сравнению с энергией соосных противоположно вращающихся винтов.

Короткий век самолетов с вертикальным взлетом



Двигатель Х-13

Короткий век самолетов с вертикальным взлетом



Vertijet во время испытаний:

Короткий век самолетов с вертикальным взлетом



Короткий век самолетов с вертикальным взлетом



Ценное архивное фото: удачный запуск прототипа Vertijet в присутствии официальных представителей Пентагона.

Короткий век самолетов с вертикальным взлетом



Значительно позже, в 60-х годах американские авиапромышленники из компании Bell разработали многообещающую модель Bell VTOL Х-22, которая, с большой долей вероятности, стала прообразом для конвертоплана Bell-Boeing V-22 Osprey – единственного американского серийно выпускаемого гибрида самолета и вертолета.

Короткий век самолетов с вертикальным взлетом



Колеоптер (Coléoptère) – французский прототип VTOL-аппарата, оснащенный крылом кольцевидной конфигурации (синоним колеоптера – кольцеплан); он был спроектирован в 1952-м году и прошел летное испытание в 1959-м.

Короткий век самолетов с вертикальным взлетом



Короткий век самолетов с вертикальным взлетом



Странная конфигурация и совершенно не типичный внешний вид сделали колеоптер излюбленной моделью различных научно-фантастических рассказов и картин.

Короткий век самолетов с вертикальным взлетом



Так или иначе, но проект «Колибри» и другие разработки летательных аппаратов с вертикальным взлетом в подавляющем большинстве были признаны неэффективными и несостоятельными. Аппараты VTOL оказались неспособны отвечать ужесточающимся требованиям министерств авиационной промышленности, и фактически эти концепции так и остались на уровне чертежей, а также фантастических книг, поражающих воображение подростков.

Короткий век самолетов с вертикальным взлетом



Короткий век самолетов с вертикальным взлетом


Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург