Авиация
В воде не тонет и в огне не горит
Девид Уоррен.
Идея создания бортового самописца пришла Дэвид Уоррену, после участия в расследовании катастрофы первого в мире британского реактивного пассажирского лайнера «Комета».
Девид Уоррен с самописцем.
Из-за поломки руля высоты этот самолет в мае 1953 года разрушился в воздухе во время сильной бури в 50 километрах от индийской Калькутты.
Все 43 человека, находившиеся на его борту, погибли. Дэвид Уоррен тогда решил создать бортовые самописцы для фиксации голосов пилотов, что должно значительно облегчить расследование причин авиакатастроф.
Сконструированный австралийцем самописец был готов в 1956 году, но потребовалось еще много лет, прежде чем эти устройства стали широко применяться в мировой авиации.
В 1960 году, после падения самолета в штате Квинсленд, суд предписал всем австралийским авиакомпаниям установить «черные ящики» на все гражданские самолеты в обязательном порядке. Австралия стала первой страной в мире, применившей такой закон. В настоящее время все самолеты обязаны иметь на борту «черный ящик».
Изобретатель родился в 1925 году в отдаленном уголке северо-восточной Австралии. В 1934 году в авиакатастрофе погиб его отец, и эта трагедия, возможно, придала первый импульс идее изобретателя о создании самописцев. С 1952 по 1983 год Уоррен был ведущим сотрудником оборонной научно-технической организации в Австралии. В 2002 году он стал кавалером высшей награды за гражданские заслуги — Ордена Австралии, которого был удостоен за вклад в обеспечение безопасности мировой авиации.
20.07.2010 Дэвид Уоррен ушел из жизни в возрасте 85 лет.
Жаргонизм «чёрный ящик» возник из-за того, что первые подобные устройства строго запрещалось обслуживать наземному техническому персоналу (за исключением контроля работоспособности), а детали его функционирования были строго засекречены. Подобные меры принимались руководством авиакомпаний для того, чтобы обеспечить максимальную объективность при расследовании лётных крушений.
Что такое «Чёрный ящик»
На самом деле устройство, спрятанное в кожухе оранжевого цвета и называемое «чёрный ящик», который обычно демонстрируют по телевидению — это лишь часть САРПП — защищённый бортовой накопитель (ЗБН). На современных самолётах обычно ставится два ЗБН: один из них регистрирует полётные параметры, второй переговоры экипажа. Однако возможны и другие варианты. На некоторых самолётах данные параллельно записываются на два-три ЗБН с тем, чтобы при разрушении одного из них, сохранился другой. Для облегчения поиска «чёрных ящиков» в них встраивают радиомаяки, автоматически включающиеся в случае аварии. Для этой же цели ЗБН имеет яркую оранжевую окраску.
Для сохранности данных при катастрофе, полые части «чёрного ящика» наполняются специальным порошком, способным выдерживать температуру горения авиакеросина (1100°С).
Также, благодаря этому порошку, температура внутри «ящика» не поднимается выше 160°С что позволяет сохранить все данные, содержащиеся в «бортовом самописце». Военные самолёты в этом смысле ничем от гражданских не отличаются. Разве что записываются ещё параметры по работе с оружием (пуск ракет, сброс бомб и т. п.), по навигационной аппаратуре и прочее.
Бортовой регистратор в Лондонском научном музее.
Обычно на показания «чёрного ящика» уповают как на беспристрастного свидетеля, который все расскажет, все прояснит, назовёт причину катастрофы.
"Черный" ящик с борта разбившегося самолета компании EgyptAir рейс 990.
Однако это далеко не всегда так. Во-первых при катастрофах нередко записи повреждаются так, что из них мало что удаётся извлечь. Во-вторых, далеко не все, что хотелось бы знать фиксирует САРПП. Здесь немало технических трудностей.
Черный ящик самолета Vickers Viscount. В этом одном из первых "flight recorder" запись велась на магнитную проволоку и собой он представлял простейший, но надежный многоканальный магнитофон.
Vickers Viscount 1957 год.
В настоящее время предлагаются системы, фиксирующие не только речь и звуки с гарнитур, но и звуки, и даже изображение всего происходящего в кабине, пассажирском салоне, впереди самолёта. Также предлагается дублировать все данные на землю с тем, чтобы в случае гибели бортовых накопителей информации, данные все же, были бы сохранены.
Современные бортовые регистраторы записывают сразу уже цифровые данные на специальные флешкарты. Количество записываемых параметров может быть огромным.
Благодаря "черным" ящикам удается проанализировать причины катастроф, и на накопленном опыте предотвращать их, спасая много человеческих жизней.
источник
Источник
Идея создания бортового самописца пришла Дэвид Уоррену, после участия в расследовании катастрофы первого в мире британского реактивного пассажирского лайнера «Комета».
Девид Уоррен с самописцем.
Из-за поломки руля высоты этот самолет в мае 1953 года разрушился в воздухе во время сильной бури в 50 километрах от индийской Калькутты.
Все 43 человека, находившиеся на его борту, погибли. Дэвид Уоррен тогда решил создать бортовые самописцы для фиксации голосов пилотов, что должно значительно облегчить расследование причин авиакатастроф.
Сконструированный австралийцем самописец был готов в 1956 году, но потребовалось еще много лет, прежде чем эти устройства стали широко применяться в мировой авиации.
В 1960 году, после падения самолета в штате Квинсленд, суд предписал всем австралийским авиакомпаниям установить «черные ящики» на все гражданские самолеты в обязательном порядке. Австралия стала первой страной в мире, применившей такой закон. В настоящее время все самолеты обязаны иметь на борту «черный ящик».
Изобретатель родился в 1925 году в отдаленном уголке северо-восточной Австралии. В 1934 году в авиакатастрофе погиб его отец, и эта трагедия, возможно, придала первый импульс идее изобретателя о создании самописцев. С 1952 по 1983 год Уоррен был ведущим сотрудником оборонной научно-технической организации в Австралии. В 2002 году он стал кавалером высшей награды за гражданские заслуги — Ордена Австралии, которого был удостоен за вклад в обеспечение безопасности мировой авиации.
20.07.2010 Дэвид Уоррен ушел из жизни в возрасте 85 лет.
Жаргонизм «чёрный ящик» возник из-за того, что первые подобные устройства строго запрещалось обслуживать наземному техническому персоналу (за исключением контроля работоспособности), а детали его функционирования были строго засекречены. Подобные меры принимались руководством авиакомпаний для того, чтобы обеспечить максимальную объективность при расследовании лётных крушений.
Что такое «Чёрный ящик»
На самом деле устройство, спрятанное в кожухе оранжевого цвета и называемое «чёрный ящик», который обычно демонстрируют по телевидению — это лишь часть САРПП — защищённый бортовой накопитель (ЗБН). На современных самолётах обычно ставится два ЗБН: один из них регистрирует полётные параметры, второй переговоры экипажа. Однако возможны и другие варианты. На некоторых самолётах данные параллельно записываются на два-три ЗБН с тем, чтобы при разрушении одного из них, сохранился другой. Для облегчения поиска «чёрных ящиков» в них встраивают радиомаяки, автоматически включающиеся в случае аварии. Для этой же цели ЗБН имеет яркую оранжевую окраску.
Для сохранности данных при катастрофе, полые части «чёрного ящика» наполняются специальным порошком, способным выдерживать температуру горения авиакеросина (1100°С).
Также, благодаря этому порошку, температура внутри «ящика» не поднимается выше 160°С что позволяет сохранить все данные, содержащиеся в «бортовом самописце». Военные самолёты в этом смысле ничем от гражданских не отличаются. Разве что записываются ещё параметры по работе с оружием (пуск ракет, сброс бомб и т. п.), по навигационной аппаратуре и прочее.
Бортовой регистратор в Лондонском научном музее.
Обычно на показания «чёрного ящика» уповают как на беспристрастного свидетеля, который все расскажет, все прояснит, назовёт причину катастрофы.
"Черный" ящик с борта разбившегося самолета компании EgyptAir рейс 990.
Однако это далеко не всегда так. Во-первых при катастрофах нередко записи повреждаются так, что из них мало что удаётся извлечь. Во-вторых, далеко не все, что хотелось бы знать фиксирует САРПП. Здесь немало технических трудностей.
Черный ящик самолета Vickers Viscount. В этом одном из первых "flight recorder" запись велась на магнитную проволоку и собой он представлял простейший, но надежный многоканальный магнитофон.
Vickers Viscount 1957 год.
В настоящее время предлагаются системы, фиксирующие не только речь и звуки с гарнитур, но и звуки, и даже изображение всего происходящего в кабине, пассажирском салоне, впереди самолёта. Также предлагается дублировать все данные на землю с тем, чтобы в случае гибели бортовых накопителей информации, данные все же, были бы сохранены.
Современные бортовые регистраторы записывают сразу уже цифровые данные на специальные флешкарты. Количество записываемых параметров может быть огромным.
Благодаря "черным" ящикам удается проанализировать причины катастроф, и на накопленном опыте предотвращать их, спасая много человеческих жизней.
источник
Источник