Самым крупным военно-техническим блефом в истории сегодня называют американскую программу «Звёздные войны». Конспирологи категоричны — целью «программы» было спровоцировать СССР на сверхзатратные разработки с целью подрыва его экономики. Впрочем, военно-технические фейки создавали по обе стороны океана. Один из них — советский супербомбардировщик Ту-200.
Появление ядерной бомбы у СССР в 1949 году стало серьёзным событием на Западе, заставив пересмотреть ситуацию в мире и возможности своего противника. Но лишь один факт появления атомного оружия не был критическим — необходимо и средство его доставки. США полагались на базы по периметру СССР, и на флагман своего воздушного флота — B-36 Peacemaker. Ни баз, ни «Миротворца» у СССР не было, копия же Б-29 не могла достичь Америки с территории Союза. И если быстро получить базы у границ США было делом сложным, то вот супербомбер вполне можно было от Советов ожидать.
Слухи о создании в СССР копии B-36 начали ходить в западной прессе с 1947 года. Иногда сообщалось, что самолёт только проектируется, иногда, что уже проходит испытания. Никаких подробностей авторы не давали, да и публиковалась информация в разделе заметок. Ядерные испытания 1949 года подогрели интерес к теме, и многие аналитики вспомнили о наличии у русских такого проекта. Тогда впервые появляется обозначение самолёта — Ту-200. Наконец в 1951 году журналисты Jane's из «проверенного источника» получили первую фотографию советского «Миротворца».
Первая фотография Ту-200
После такого доказательства все сомнения в реальности Ту-200 пропали, и вскоре он стал героем многочисленных журнальных заметок. Быстро раздобыли его характеристики: размах крыла около 75 метров, оснащен шестью ТВД мощностью около 10000 лошадиных сил каждый. Стреловидное крыло, несомненно, говорило о скорости близкой к звуковой, дальность полёта 16000 километров, потолок — 13000-15000 метров. Вскоре информацию подтвердили и военные — так, генерал Хойт Ванденберг (Hoyt S. Vandenberg) заверил, что разведка обладает данными о создании советами копии B-36.
Реконструкция внешнего вида Ту-200 из итальянского журнала INTERAVIA за март 1952 года
В декабре 1951 года во Flying Magazine выходит статья, посвящённая советским дальним бомбардировщикам, которая рождает ещё одного летающего монстра Сталина — ТуГ-75. Если Ту-200 являлся банально увеличенным Ту-4 (он же B-29), то ТуГ-75, его предшественник, был куда совершеннее. Не смотря на целых два громких имени в названии — Туполев и Гуревич, создавали самолёт захваченные советами немецкие инженеры, под руководство доктора Бааде (Ing. Baade), ранее работавшего в «Junkers Flugzeug und Motorenwerke». На самолёте были установлены ТВД BMW028 мощностью 7000 лошадиных сил и немецкие 30-мм пушки. Самолёт достигал скорости в 880 километров в час и имел экипаж в 22 человека. Но из-за интриг советских разработчиков доктора Бааде или расстреляли или сослали в Сибирь, и на вооружение решили принять Ту-200 — кадавра из частей Ту-4 и ТуГ-75, с достаточно посредственными характеристиками.
Первое изображение ТуГ-75
С этой поры ТуГ-75 и Ту-200 стали совместно путешествовать по авиационной прессе, иногда появляясь вместе, иногда ТуГ-75 называли Ту-200 и наоборот.
ТуГ-75 из журнала INTERAVIA за март 1952 года
ТуГ-75 и Ту-200 из журнала Cielo за август 1954 года. Интересно, что тут ТуГ-75 представлен как поршневой предшественник Ту-200.
Ядерное оружие и самолёт способный его доставить — это уже было опасно. То и дело появлялись сообщения, что серийное производство Ту-200 уже начато, а на Дальнем Востоке уже строятся десятки аэродромов для него. Именно такими фактами в Конгрессе выбивали дополнительное финансирование программе NORAD и другим подобным проектам.
«Мы находимся в опасности» (We are in peril) сообщает статья в Modern Mechanicх от ноября 1953 года. Флот советских межконтинентальных бомбардировщиков уже навис красным кулаком над Америкой.
С появлением данных о Ту-85 и Ту-95, Ту-200 стал отходить на второй план. Вскоре он получил новое наименование Ту-487. Интересно, что у Туполева и правда, существовал проект шестимоторного бомбардировщика 487. После 1955 Ту-200 вся чаще появляется под своим новым именем и уже позиционируется как малосерийный самолёт, переходное звено между Ту-4 и Ту-95. До конца 60-ых его ещё можно встретить в справочниках и статьях, но позже Ту-200 совсем исчезает из истории.
Сейчас сложно сказать, ввели ли американцы сами себя в заблуждение от страха, было ли это умелой игрой военных на этом страхе, или, как думают некоторые, успешной дезинформацией от СССР. Одно можно сказать точно — почти «реальная» угроза от Ту-200 сыграла свою роль в усилении ПВО американского континента и создании NORAD.