В самом наличии вариантов удара по чужой стране нет ничего плохого или необычного. К примеру, в конце 1940-х американцы располагали даже планами нападения на Британию, своего единственного значимого военного союзника в то время. С Ираном история другая. Сейчас у лидеров США нет планов оккупации этой исламской страны; опыт Афганистана всё же не прошёл совсем уж мимо сознания военно-политического руководства нынешнего гегемона. Пришло понимание того, что уничтожить вражеские регулярные силы, усеять страну военными базами и обеспечивать в ней образцовый беспорядок, bella ominimus contra omnes, как это называл известный англосаксонский философ, вооружённые силы США могут, но смысл этого деяния останется неясен потомкам. После вывода войск их креатуры всё равно падут, и к власти неизбежно придёт самая антиамерикански настроенная сила.
Увы, ВВС США могут отправиться бомбить ещё одну жаркую страну. Уже пятую в этом десятилетии. (Здесь и ниже изображения ВВС США.)
Задача в случае с Ираном — разрушить бомбардировками его ядерные мощности, сделать невозможным создание им ядерной бомбы в ближайшей и среднесрочной перспективе. Как читатель уже знает, имеющиеся на вооружении ВВС США авиабомбы для этого непригодны, потому что подземные ядерно-обогатительные мощности иранцы предусмотрительно разместили в горных массивах. Что же делать? Некоторые штатовские военные, в частности бывший глава Стратегического командования генерал Джеймс Картрайт, так и говорят: почти невозможно остановить ядерную программу Ирана. Но после этих слов, произнесённых на прошлой неделе, появились значительно более оптимистичные заявления высших офицеров ВВС.
По предположениям экспертов, отцов-командиров приободряет перспектива превосходства США в средствах РЭБ и электронной войны. В частности, намечено широкое применение специализирующихся на этом дронов RQ-170. По известным причинам мы предполагаем, что их использование приободрит и Корпус стражей исламской революции.
Для удара по обогатительным мощностям будут использоваться бомбардировщики B-2, несущие управляемую авиабомбу GBU-57A/B MOP весом в 13,6 т. Такого рода бомб у ВВС США сейчас 16; B-2 теоретически может нести сразу две штуки. Но их испытания ещё не закончены, и официально бомбы не приняты на вооружение. Кроме того, вероятно использование 15 имеющихся GBU-43 MOAB, весом в 9,5 т. Идея их применения в том, чтобы точными ударами по известным входным туннелям, ведущим в подземные ядерные заводы Ирана, завалить последние горными породами. Хотя поражение самих подземных (а точнее — подгорных) мощностей после таких ударов не может быть гарантировано, по мнению американских военных специалистов, этого будет достаточно, чтобы запереть там персонал, который погибнет естественным путём от нехватки воздуха, еды и воды.
Наконец, после применения указанных бомб ВВС США рассчитывают «дозасыпать» объекты банальными GBU-28 весом всего в 2,25 т. Предполагается, что непрерывные бомбардировки помешают иранцам раскапывать подземные заводы — а значит, иранская ядерная программа будет отброшена на месяцы и даже годы назад. Естественно, намечены и бомбовые удары по казармам и военным базам иранской армии, Министерства разведки и безопасности, Корпуса стражей исламской революции и т. д. Но все они никакого отношения к задаче, стоящей перед вооружёнными силами США, не имеют. Поскольку высадка сухопутных сил не планируется. Это, так сказать, бомбардировки в пользу бедных.
Предположительно, удары бомбардировщиков будут прикрывать истребители — возможно, даже F-22, если, конечно, в них уже успели заменить недавно сбоившие кислородные маски.
На случай, если всё это не сработает, у американцев есть намерение обеспечить дозаправкой в воздухе израильские ВВС в районе боевых действий. Хотя их технические возможности не идут в сравнение с ВВС США, боевой опыт и высокая точность ударов авиации Израиля известны всем и каждому.
GBU-57A/B MOP — самая мощная высокоточная бомба в мире, но и она не гарантирует уничтожения иранских ядерных центров.
Что могут противопоставить этому иранцы? Их ВВС в последний раз воевали в 1980-х, особо впечатляющих результатов не показали, хотя их противниками были ещё худшие иракские лётчики. Их (точнее, бывшие советские) ЗРК не блещут новизной. Из активных средств противодействия бомбёжкам они могут использовать лишь подавление GPS-сигналов, которыми, напомним, и наводятся все высокоточные американские бомбы. Недавно мы знакомили вас с мнением представителей DARPA: они считают такого рода возможность доступной практически любому противнику США. Без высокоточного наведения блокировать подземные центры бомбами, бесспорно, не удастся.
Из пассивных средств противодействия выделим создание ложных полноразмерных макетов ядерных центров и их заблаговременное развёртывание на местности (с утечками дезинформации о положении этих центров). Никто не может на 100% поручиться, что именно таким макетом не является центр в Фордо, который и намерены атаковать американцы. (Напомним, что именно при помощи такого макета был спасён от уничтожения ГАЗ во время ночных налётов Люфтваффе в 1943 году.) Макет подземного объекта выполнить проще, а вскрыть сложнее. Кроме того, иранцы могли обеспечить свои военные заводы Г-образными туннелями, с основным телом на глубине 50 (150 и т. д.) метров, с вертикальной шахтой, подходящей к объекту строго снизу. Это классика жанра: именно такими аварийным туннелями были оснащены советские подземные заводы. Разведать их заранее одними только ВВС невозможно, а завалить неядерными ударами тоже не получится.
Остаётся ещё один вопрос: готовы ли Штаты бомбить Иран вечно, что, несомненно, единственный способ остановить его атомную программу в долгосрочной перспективе? Не надо быть пророком, чтобы предсказать, что после начала бомбардировок средний иранец согласится голодать неделями, лишь бы поскорее восстановить разрушенные мощности и развернуть готовую к применению ядерную бомбу.
Подготовлено по материалам DefenseTech и Jerusalem World News.
Источник |