Главная Военная техника Лазерный меч США отправлен на консервацию
Апрель 2012
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Лазерный меч США отправлен на консервацию Печать
Военная техника
Автор: webmaster   
23.02.2012 15:02
Есть ли перспективы у такого рода лазеров? Появятся ли они когда-нибудь на вооружении?

Лазерный меч США отправлен на консервацию



Лазерная установка находится в носовом обтекателе (фото Boeing.)

Чтобы нести лазер мегаваттного класса, самолёт должен быть очень большим. Такому определению хорошо соответствует широкофюзеляжный Boeing 747, который и был использован как база для создания Boeing YAL-1. В 2009 году на нём впервые были достигнуты результаты по поражению головных частей реальных ракет на жидком и твёрдом топливе, при дальности до движущейся цели в 80 км. Вот видео с этих испытаний:



Общая стоимость программы на 2011 год составила $5 млрд: огромные деньги. Так почему же проект свернули?

Интерес к лазерам как к средству противоракетной обороны возник давно. Все расчёты ещё в 1960-е показывали, что МБР и антиракета обладают одинаковой подвижностью, и чтобы уверенно перехватить ракету одного технологического уровня, антиракета того же уровня должна оснащаться мощным термоядерным зарядом. Но применение большого количества таких зарядов в атмосфере над защищаемой страной нежелательно. А лазер, в отличие от антиракеты, может перехватить любую ракету: световая волна всё равно окажется быстрее. И никаких радиоактивных осадков.

В 1981 году в СССР совершила первый полёт система А-60 — самолёт на базе Ил-76, предназначенный для исследования возможностей лазера по поражению ракет в стратосфере. По итогам его испытаний было принято решение о целесообразности установки лазерной системы такого типа на космический аппарат «Полюс». Для последнего разработали углекислотный лазер ГДЛ РД0600, мощность которого, по разным данным, составляла то ли 100 кВт, то ли 1 МВт. Боевой лазер был очень компактным: в длину менее двух с половиной метров. Бóльшую часть запущенного в космос весогабаритного макета «Полюса» занимал именно электрогенератор, вырабатывающий эту уйму энергии. После первого неудачного запуска в 1987 году проект не получил продолжения (чему причиной — тогдашняя обстановка в стране).

Лазерный меч США отправлен на консервацию



Да-да, вы правильно прочитали надпись на борту А-60: именно к «Аэрофлоту» был приписан первый в мире самолёт с бортовой лазерной установкой.

За чем же дело стало у Пентагона? Теоретически лазер не требует так уж много энергии. Он не должен прожечь или разрезать ракету, это не гиперболоид инженера Гарина. Простое повреждение оболочки в точке контакта ведёт к скачкообразно растущей тепловой нагрузке, после чего ракета разрушается сама, из-за трения об атмосферу. Да, мегаваттная нагрузка — это много, но ведь и лазеру достаточно действовать с такой интенсивностью всего секунду — а значит, для мегаваттного секундного залпа требуется менее 3,5 кВт•ч. Проблема в том, что существующие химические аккумуляторы не способны сверхбыстро отдавать даже столь небольшую энергию. Обычные энергетические генераторы тоже не могут выдать высокую секундную нагрузку и тут же сбросить мощность. Поэтому в YAL-1 использовалась энергетическая накачка на основе сгорающего ракетного топлива (такая же, по слухам, применялась на прошедшем наземные испытания ГДЛ РД0600). Вес и габариты этой питающей установки были чудовищными, отчего требовали столь больших и дорогих носителей, как YAL-1. Достаточно упомянуть, что один час полёта этого самолёта с лазерной установкой на борту стоит $92 млн.

Может быть, стоило использовать суперконденсаторы? Но их энергоёмкость — всего около 10 ватт-часов на килограмм веса, то есть для полноценного функционирования системы их всё равно потребуются тонны. Да и суперконденсаторов с приличными показателями в начале разработки боевых лазеров не было. Другим возможным вариантом могут стать создаваемые сегодня во Франции системы накопления энергии на основе сверхпроводников, хотя и эти разработки потребуют относительно большого веса и габаритов носителя, которым французы предполагают сделать боевой корабль.

Но не источник энергии стал самой большой проблемой американского боевого лазера.

Главное препятствие на пути лазера в атмосфере — сама атмосфера. Ионизация её атомов ведёт к рассеиванию лазерного излучения, которое к тому же подвергается в воздухе некоторой дифракции. Её показатели колеблются в зависимости от погодных условий, а вместе с ними меняются возможности лазера. Даже прицеливание на большом расстоянии усложняется, хотя здесь ситуацию можно исправить с помощью дополнительного маломощного лазера-дальномера. Но рассевание излучения так и не дало ни нам, ни американцам поразить летающую мишень на расстоянии более 80 км. Учитывая размеры и вес летающей платформы (Boeing 747, Ил-76), о её боевом применении против МБР можно не беспокоиться. Падающая ракета способна проскочить YAL-1 прежде, чем он прицелится и выстрелит, да и предугадать, в каком районе его надо развертывать, невозможно. А на восходящих участках траектории, то есть над страной, осуществляющей запуск ракеты, воздушная мишень размером с крупный авиалайнер долго не проживёт.

Именно поэтому в СССР решили запустить «Полюс» в космос: в стратосфере и космическом пространстве, куда в апогее «выныривают» ракеты, атмосфера не мешает лазеру работать. В космосе он представляет собой лучшее оружие из имеющихся у человека. Опять же сбить спутник сложнее, чем громадный дозвуковой самолёт. Но на такую разработку у американцев сейчас нет средств, да и с собственными космическими кораблями у них тоже проблемы. Однако с появлением правильной пусковой платформы, которой, например, может стать разрабатываемая Space Launch System, мы, возможно, ещё увидим боевой лазер в действии.

Подготовлено по материалам Wired.
Источник
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.