Декабрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Военная техника

Пока дремлет оборонка...

Одной из характерных особенностей боевых действий в локальных войнах и вооружённых конфликтах является активное вооружённое противоборство на коммуникациях. Для надёжного обеспечения безопасного прохождения колонн по маршрутам движения организуется и осуществляется большой и сложный комплекс организационных (прикрытие колонн боевыми машинами, боевыми вертолётами и огнём артиллерии, охрана «узких» мест маршрутов и т.п.) и технических мероприятий (повышение огневой мощи и защищённости боевых машин, совершенствование средств разведки, особенно инженерной и т.п.). Одним из них является повышение индивидуальной защищённости автотранспорта от огневого воздействия противника.

В ходе первой чеченской кампании (1994-1996) в воинских частях Вооружённых сил РФ появилось некоторое количество автомобилей «Урал-4320» с локальной бронезащитой. Несмотря на определённое несовершенство схемы и конструкции, их практическое применение получило положительную оценку.

Пока дремлет оборонка...



Армейский (ВС РФ) «Урал 4320» с локальной бронезащитой, Чечня, Ханкала, сентябрь 2002 г.

Полученный опыт был учтён и в ходе второй чеченской кампании, т. е. контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, продолжающейся с августа 1999 г. до настоящего времени. Бронированные «Уралы» в довольно больших количествах появились в войсках Министерства обороны и воинских частях и органах МВД РФ, входящих в состав Объединённой группировки войск (сил).

В группировке Вооружённых сил они поступили на вооружение как воинских частей, так и комендантских рот военных комендатур районов. Бронирование этих машин было произведено по единому образцу и, как правило, включает:
- полное закрытие с трёх сторон (спереди и бортов) передней части автомобиля с находящимися в ней двигателем и другими агрегатами;
- полное закрытие бронелистами кабины водителя, причём вместо обычных стёкол в соответствующих бронелистах устанавливаются пуленепробиваемые стеклоблоки (но заметно меньшего размера, чем обычное остекление);
- прикрытие бронелистами топливного бака и некоторых агрегатов трансмиссии;
- установка на грузовой платформе (в кузове) открытого сверху «короба», собранного из стальных бронелистов. Для входа и выхода из этого «бронекороба» имеется двустворчатая, закрываемая изнутри дверь в кормовой части.

Пока дремлет оборонка...



Пока дремлет оборонка...



Пока дремлет оборонка...



Армейский (ВС РФ) «Урал 4320»с локальной бронезащитой, вид с левого борта и сзади, Чечня, Ханкала, сентябрь 2002 г.

Для ведения огня из стрелкового оружия в бортах и кормовом листе имеются бойницы, по конструкции такие же, как на БТР - 60ПБ. В случае необходимости, огонь по верхним этажам зданий или склонам гор можно вести поверх бортов.

Высота стенок этого бронекороба равняется примерно величине роста среднего человека. Размещается личный состав вдоль стен на обычных откидных скамейках. Более того, в целях защиты от непогоды такие машины часто укомплектовываются тентами, прикрывающими бронекороб сверху со специальными вырезами для бойниц (имеются и необходимые дуги). Толщина и качество бронелистов таково, что, по отзывам военнослужащих, выполнявших задачи на таких автомобилях, оно вполне обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия и осколков мин.

Но с учётом того, что противник в последнее время очень часто использует в качестве фугасов (управляемых по проводам или по радио) такие мощные боеприпасы, как 152-мм и 122-мм артиллерийские снаряды, или 120-мм мины, устанавливаемые сбоку от полотна дороги, появилась настоятельная необходимость увеличить толщину брони и в целом защищённость этих грузовых автомобилей.

Да и вообще, по мнению автора и оценкам, услышанным им от множества военнослужащих, за семь (!) лет боевых действий в Северо-Кавказском регионе давным-давно уже можно и нужно было качественно усовершенствовать схему бронирования и увеличить её непробиваемость (автор имеет в виду, что прочность бронезащиты можно увеличивать не только за счёт утолщения стальных бронелистов). Но, по-видимому, на это как всегда нет финансовых средств, а что касается цены солдатских жизней ... В какие времена в России они ценились выше всего?

Пока дремлет оборонка...



Пока дремлет оборонка...



Армейский бронезащищённый «Урал» одной из комендантских рот со смонтированным на нём умельцами-контрактниками 12,7-мм пулемётом НСВ. Очень грамотно и удобно, автор сам попробовал. Такие «доработки» на армейских машинах не были редкостью, октябрь 2002 г., Чечня

Пока дремлет оборонка...



Другая версия бронезащищённого «Урала» одного из разведподразделений ВВ МВД РФ, ноябрь 2002 г., Чечня

Пока дремлет оборонка...



Пока дремлет оборонка...



Бронезащищённый «Урал» воинских формирований МВД РФ (с барбетом на крыше и тремя дверями), июнь 2000 г., Ханкала, Чечня

Эти бронезащищённые машины редко используют по прямому назначению - для перевозки материальных средств. В подавляющем большинстве случаев эти машины используются для перевозки личного состава (особенно в комендантских ротах военных комендатур) к месту выполнения служебно-боевых задач или для перевозки стрелковых подразделений непосредственного охранения автоколонн. В этих случаях организуется их тесное взаимодействие с машинами, вооружёнными ЗУ-23-2.

Но наиболее интересные, с технической точки зрения, образцы бронезащищённых машин были созданы для воинских формирований МВД и подразделений Внутренних войск МВД РФ. По всей видимости, их специалистами был тщательно изучен опыт применения таких автомашин в войсках Вооружённых сил и были сделаны соответствующие выводы. Поэтому они изготовлены более продуманно и хорошего качества. Особенностью является то, что эти машины были изначально созданы именно в качестве защищенного транспорта для перевозки личного состава подразделений МВД (в т.ч. - ВВ МВД) в районы проведения специальных операций. Передняя часть машин с водительской кабиной собрана сразу со встроенной и навесной бронезащитой, достаточно большими, для лучшего обзора, стеклопакетами бронестёкол.

Пока дремлет оборонка...



Пока дремлет оборонка...



Бронезащищенный «Урал» одного из разведподразделений ВВ МВД РФ. Антенны на кабине и дугах кузова принадлежат съемной системе РЭБ, Чечня, ноябрь 2002 г.

На крыше водительских бронекабин над местом командира машины имеется ещё и верхний люк. Это удобно и для наблюдения и, при необходимости, для ведения огня. При возникновении определённых, неблагоприятных обстоятельств, что вполне возможно в ходе выполнения служебно-боевых задач, через него можно и покинуть машину.

На грузовой платформе (в кузове) смонтирован бронекороб. В его бортах и кормовом листе имеются открывающиеся изнутри бойницы. Над каждой из них имеется достаточно большой стеклопакет из пуленепробиваемых стёкол, что обеспечивает лучшие условия для наблюдения и корректирования огня.
Толщина брони бронекоробов этих машин (МВД) почти втрое превосходит толщину бронелистов армейских «Уралов» с локальной защитой.
Следует отметить, что на многих бронезащищённых машинах устанавливается специальная аппаратура РЭБ, надёжно подавляющая радиоканалы управления радиоуправляемых фугасов.

В ходе своих командировок в Чеченскую Республику автор видел два вида бронезащищённых грузовых автомобилей, используемых в воинских частях ВВ МВД и воинских формированиях (органах) МВД РФ. Отличия, в целом, непринципиальные. У одних на крыше бронекороба имеются два широких круглых барбета, для ведения огня в верхней полусфере и поверх бортов, а также три двери - в кормовом листе и передней части каждого борта. У других значительно лучше защищена передняя часть с двигателем, а также водительская кабина, даже в бронестёклах которой имеются закрывающиеся небольшие бойницы для ведения огня командиром машины из личного оружия. На этом типе машин имеются две одностворчатые двери, побортно, но лишь только в кормовом листе, пакеты с бронестёклами смонтированы с наружной части бортов, бойницы в бортах - круглой формы.

Бронезащищённые «Уралы» воинских частей и подразделений Вооружённых сил (Российской армии) эксплуатируются, как правило, без тентов и имеют однотонную, выгоревшую на солнце тёмно-зелёную окраску. Часто умельцами-контрактниками из комендантских рот военных комендатур районов, на передней части их бронекоробов устанавливается пулемётное вооружение (12,7-мм крупнокалиберные пулемёты НСВ «Утёс» на станке или 7,62-мм ПКМ).
Бронированные «Уралы» воинских формирований МВД РФ (с круглыми барбетами на крыше бронекороба) окрашены в обычный, также выгоревший на солнце, тёмно-зелёный цвет. Но чаще всего и эти машины, и бронезащищённые «Уралы» подразделений ВВ МВД РФ окрашиваются в однотонный тёмно-жёлтый цвет.

Пока дремлет оборонка...



Пока дремлет оборонка...



Вид спереди на кабину и вид слева на бронекороб бронезащищенного «Урала» одного из разведподразделений ВВ МВД РФ, Чечня, ноябрь 2002 г.

Пока дремлет оборонка...



Пока дремлет оборонка...



Интерьер бронекороба этой машины, ноябрь 2002 г., Чечня

Никаких особенных надписей и рисунков, как правило, на этих машинах всех силовых ведомств не имеется. Исключение составляют лишь некоторые армейские машины, на дверях кабин которых могут быть нанесены большие белые буквы «К» произвольных размеров в белом круге или без него, что свидетельствует и их принадлежности к комендантским ротам военных комендатур.

Результаты применения этих машин при выполнении боевых и специальных задач в первой и второй чеченских кампаниях, в целом, оказались положительными. Особенно широкое применение бронезащищённые автомобили находят в ходе выполнения служебно-боевых задач воинскими формированиями МВД РФ (ОМОНЫ, СОБРы и т.п.) и некоторыми подразделениями ВВ МВД РФ. Как правило, с одной целью - безопасной перевозки личного состава к месту выполнения задач и обратно.

Практически создалось положение, при котором эти машины фактически выполняют функции бронетранспортёров (БТР). Но они значительно дешевле в изготовлении и эксплуатации, хотя в необходимой мере обеспечивают защиту личного состава и своевременную его доставку в район специальных операций в сложных дорожных условиях. Более того, благодаря большому объёму бронекороба, в них можно в нормальных условиях транспортировать (при необходимости) относительно большое количество личного состава, необходимого военного имущества, а также перевозить захваченных в ходе операции пленных. В сверхстеснённых внутренних объёмах армейских, общевойсковых БМП и БТР такого не сделаешь.

Пока дремлет оборонка...



Пока дремлет оборонка...



Пока дремлет оборонка...



Дообурудованный стальными листами, для большей защищённости, «УАЗ-469» Читинского ОМОНа, сентябрь 2002 г., Чечня

Данный факт является следствием того, что для выполнения специфических задач в условиях внутреннего вооружённого конфликта у воинских формирований МВД РФ не оказалось достаточно защищенной и мобильной, универсальной и простой (недорогой) машины для выполнения полицейских задач. БТР и БМП с их высокой огневой мощью, защищённостью и подвижностью, конечно, хороши, а при некоторых обстоятельствах (при некоторых! - Авт.) просто незаменимы, так же как и танки. Но для выполнения большинства служебно-боевых задач против бандформирований и диверсионных (террористических) групп нужна всё же более простая, недорогая и универсальная (многоцелевая) полицейская машина (транспортёр). Именно поэтому специалисты МВД РФ разработали бронезащищённые модификации «Уралов» с главной целью - обеспечить защищенную транспортировку личного состава. И, как показал боевой опыт, им это в значительной степени удалось.

В то же время, в группировке войск Вооружённых сил РФ бронезащищённые машины в качестве БТР нашли применение лишь комендантских ротах военных комендатур. Это произошло из-за недостаточного количества в них БТР-80 (70) и необходимости частого выполнения специальных задач, весьма сходных с задачами подразделений МВД.

Пока дремлет оборонка...



Досмотр задержанного сотрудниками ОМОНа в Чечне. На снимке видно, что борта кузова штатного грузового автомобиля изнутри закрыты бревенчатыми экранами

Пока дремлет оборонка...



Бронезащи-щённые автомашины с сотрудниками ОМОНа на спецоперации, июль 2001 г., Чечня

В воинских частях и боевых подразделениях Сухопутных войск, ВДВ и морской пехоты весь личный состав обеспечен штатными БТР, БМП или МТ-ЛБ. Поэтому основной проблемой для Вооружённых сил является создание именно бронезащищённого грузовика, для перевозки хотя бы наиболее важных и опасных грузов (например, боеприпасов). Поэтому здесь нельзя иметь «тяжёлую» бронезащиту. Тут надо искать пути создания достаточно «лёгкой» брони из лёгких сплавов и композитных материалов, или их сочетания. Это не должно быть дорого, так как грузовиков с такой навесной локальной бронезащитой должно быть достаточно много. Отдельной давно назревшей проблемой является создание защищенной машины для перевозки ГСМ («наливников»). Однако, по опыту боевых действий в Афганистане и Чечне, складывается впечатление, что эта острая проблема конкретно вообще никак не решается. И если отдельные опытные разработки может быть имеются, то в войсках нет ничего.

В настоящее время приходится констатировать, что в ближайшее время, из-за непонятно затянувшегося «сложного» экономического положения в стране, решения указанных проблем ждать не приходится.

Пока дремлет оборонка...



След от бандитской пули, не пробившей боковое стекло кабины бронезащищённого автомобиля МВД РФ (вариант с барбетами на крыше и тремя дверьми), сентябрь 2002 г., Чечня

Пока дремлет оборонка...



Пока дремлет оборонка...



Пример доработки «УАЗ-469» сотрудниками одного из ОМОНа. Сняты передние двери, опущен и закреплён задний борт, верхняя часть грузовой кабины прикрыта стальными листами, июль 2001 г., Ханкала, Чечня

Вследствие этого и других причин командованием воинских частей и подразделений всех силовых министерств, входивших в состав Объединённой группировки войск (сил) в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации, с самого начала боевых действий принимались меры по усилению защищённости личного состава и грузов, перевозимых на автомобильном транспорте. Кабины и кузова легковых и грузовых автомашин прикрывались самодельными металлическими щитами, экранами из деревянных брусьев, шпал и брёвен. Вариантов дооборудования, в зависимости от возможностей и умения, было очень много. У одних это получалось достаточно аккуратно, у других довольно-таки грубо. Опыт выполнения боевых и специальных задач подразделениями и воинскими формированиями всех министерств убедительно показал, что данные меры действительно повышали защищённость личного состава и грузов от воздействия огня стрелкового оружия противника и осколков его фугасов, устанавливаемых возле дороги.

Следует отметить, что такого рода «доработки» имели очень большое распространение. Более того, командование ОГВ(с) даже требовало от подчинённых командиров принимать максимально возможные меры по усилению защищённости автомобилей любыми средствами, на специальных занятиях офицерам показывались лучшие образцы. На снимках, представленных автором, показано несколько образцов такого самодельного усиления защиты и защитной окраски автомобилей. И это далеко не все варианты.

Пока дремлет оборонка...



Кузов «Урала-4320», прикрытый спереди и бортов стальными листами. Малая высота прикрытия бортов в кормовой части кузова объясняется тем, что на этот автомобиль планировалось установить ЗУ-23-2. Комендантская рота военной комендатуры Курчалойского района, июль 2001 г., Чечня

Пока дремлет оборонка...



Пока дремлет оборонка...



Пример «не совсем аккуратного» усиления защищённости кузова машины, июль 2001 г., Ханкала, Чечня

Пока дремлет оборонка...



Один из вариантов окраски грузовых автомашин подразделений воздушно-десантных войск, ноябрь 2002 г., Чечня

Пока дремлет оборонка...



Трофейный (захваченный у одного из бандформирований) и используемый по назначению УАЗ одного из ОМОНов, июнь 2000 г., Ханкала, Чечня

Пока дремлет оборонка...



Бензовоз КраЗ с бревенчатой защитой цистерны, Чечня, февраль 2003 г.

Пока дремлет оборонка...



Бойцы 45-ГО полка ВДВ на марше в кузове Урала с бревенчатой защитой бортов, Чечня, февраль 2003 г.


Автор Генадий Жилин, журнал "Танкомастер" Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург