Истории

Ложка дёгтя в бочке мёда

Во время Битвы за Атлантику немецкие подводники не раз доказывали делом свои лучшие качества: храбрость, высокий боевой дух и профессионализм. Однако, как справедливо гласит пословица, бочку с мёдом ложка дёгтя портит, и немецкий подплав не стал исключением. Если «мёдом» в нем были Прин, Кречмер, Лют и другие, то «ложкой дёгтя» оказался близкий друг адмирала Дёница корветтен-капитан Хуго Фёрстер, ставший поводом для стыда немецких подводников.

Хуго Фёрстер (Hugo Förster) родился 21 января 1905 года в гессенском городке Бад-Вильдунген. В апреле 1923 года он связал свою жизнь с флотом, придя служить в рейхсмарине. Подробности начала его карьеры военного моряка не блещут изобилием. Известно лишь, что 1 апреля 1925 года он стал фенрихом цур зее, через два года – обер-фенрихом, а 1 октября 1927 года получил погоны лейтенанта цур зее. Как складывалась его служба дальше, неизвестно, однако то, что Фёрстер спустя девять лет в звании капитан-лейтенанта командовал миноносцем «Тигр» (Tiger), говорит об успешном продвижении его по карьерной лестнице.

В 1937–1938 годах он служил в Берлине, в военном министерстве. Где находился Фёрстер к началу войны, неизвестно, но 1 января 1940 года он был назначен штурманом на новый тяжёлый крейсер «Блюхер» (Blücher), будучи уже корветтен-капитаном. На нем он принял участие во вторжении вермахта в Норвегию и пережил гибель своего корабля в Осло-фьорде 9 апреля 1940 года. После захвата немцами норвежской столицы Фёрстер до конца апреля исполнял обязанности коменданта порта Осло.

Ложка дёгтя в бочке мёда



Канадский корвет «Шамбли», 1941 год

В мае 1940 года в карьере Фёрстера произошли значительные изменения: он перешёл служить в подплав. Вероятно, это было вызвано тем, что после Норвежской кампании в строю кригсмарине осталось не так много надводных кораблей, и должности на них уже были заняты. В течение следующего года он прошёл обучение в Школе подводного плавания и окончил курсы командиров подлодок. Неизвестно, проходил ли Фёрстер практику на боевой лодке, но в начале 1941 года он был назначен командиром на достраивавшуюся U 501, которая 30 апреля вошла в строй кригсмарине.

Эта субмарина принадлежала к серии IXC, отличавшихся от «девяток»-предшественниц чуть большим водоизмещением и другим расположением топливных цистерн. Последнее позволило поднять запас топлива на 43 тонны, что автоматически увеличило радиус действия.

Командир и экипаж

После окончания сдаточных испытаний U 501 отправилась из Гамбурга в Киль, а затем вернулась на Балтику для тренировок экипажа и проверки функциональности лодки в целом. Надо сказать, что Фёрстеру не сильно повезло с экипажем: в большинстве своём команда U 501 состояла из моряков, не имевших опыта службы на подлодках, причем самому молодому из них было всего 17 лет. Исключение составляли инженер-механик лодки, четверо старшин и несколько рядовых с боевым опытом.

Подобная проблема с кадрами возникла из-за роста количества вводимых в строй субмарин. Германия начала войну с 57 лодками, и на протяжении двух лет численность ее подводных сил только уменьшалась, но в конце 1941 – начале 1942 гг. количество субмарин резко выросло после достройки сотни лодок, заложенных в 1938–1939 гг. Это привело к потребности в увеличении числа подводников для формирования новых экипажей, что повлияло на качество отбора в подводники – он стал отличаться от довоенного времени в худшую сторону.

Ложка дёгтя в бочке мёда



​Орудие главного калибра канадского корвета «Мус-Джо»

Если командиру U 501 не повезло с экипажем, то экипажу так же не повезло с командиром. У Фёрстера не только не было опыта командования лодкой, но и отсутствовали необходимые для этого качества. В итоге он не пользовался авторитетом у своих людей, которые презирали его за неопытность, трусость и позёрство. Хотя Фёрстер и не принадлежал к потомственному офицерскому сословию, ему удалось приобрести определённый лоск, но можно сказать, что его комплекс неполноценности привёл в итоге к некой психологической компенсации, которая выливалась в отталкивающую привычку тыкать всем в лицо своим рангом, требовать неукоснительного чинопочитания и разных привилегий. Любопытно, что при этом, по воспоминаниям очевидцев, Фёрстер был близко знаком с Дёницем.

Очевидно, что командир U 501 был карьеристом, и его отношение к нацистскому режиму проистекало не столько из идеологических или патриотических соображений, сколько из осознания выгод, которые можно извлечь из подобного положения вещей. Это не мешало ему проводить для экипажа частые патетические лекции о долге и смерти, в которых он часто повторял любимую поговорку: «Немцы знают, как надо умирать». Но подводники не особо верили своему командиру, считая, что в боевой обстановке его слова будут расходиться с делом. В результате боевой дух команды лодки был таким невысоким, что даже офицеры не горели желанием сражаться. Всё это не могло не сказаться на действиях U 501 уже в первом её походе, который предсказуемо закончился катастрофой.

В первый поход

После окончания испытаний U 501 вернулась на верфь в Гамбург для устранения выявленных дефектов, затем перешла в Киль, откуда 2 июля 1941 года отправилась в Норвегию. Спустя сутки лодка прибыла в Хортен, где пробыла 10 суток, после чего совершила переход в Тронхейм, придя туда 15 июля и задержавшись на три недели для необходимого ремонта и проведения последних тренировок в торпедной стрельбе и учебных погружений.

Ложка дёгтя в бочке мёда



Гидроакустик корвета «Шамбли» старшина Дж. Бэйн, который обнаружил U 501 в подводном положении

7 августа U 501 снова вышла в море и взяла курс в Атлантику, чтобы достичь района южнее Исландии. Как писал в своём труде американский историк Клэй Блэйр, к этому моменту все находившиеся в море лодки были развёрнуты Дёницем в три группы: Северная у Исландии, Центральная между Шотландией и Ирландией, Южная в районе Гибралтара. U 501 шла на соединение с Северной группой, которая вызывала наибольшее беспокойство у британского Адмиралтейства: она представляла реальную угрозу линкору «Принс оф Уэлс» (HMS Prince of Wales), на котором Уинстон Черчилль совершал вояж к Ньюфаундленду в Арджентию на встречу с Рузвельтом.

11 августа следовавший к Исландии Фёрстер доложил в штаб о контакте с большим конвоем – это был ON-5, покинувший Ливерпуль 6 августа и охранявшийся кораблями и самолётами сопровождения. В этот же день U 501 была атакована британским кораблём: глубинные бомбы, которые, вероятно, сбросил корвет «Сноудроп» (HMS Snowdrop), не причинили лодке никакого вреда. Поскольку после этого преследование конвоя было ею прекращено, и рядом не было других лодок, Дёниц счёл любые действия против ON-5 бесперспективными.

После этого U 501 была включена в группу лодок «Грёнланд» (Grönland), действовавшую на участке маршрута конвоев между Гренландией и Исландией. К слову сказать, группа не добилась каких-либо существенных успехов: за 17 суток её существования лодки сумели потопить только несколько судов и корвет «Пикоти» (HMS Picotee). Одной из главных причин неудачи было чтение британскими дешифровальщиками немецких радиограмм после захвата кодовых таблиц к «Энигме» на U 110 в мае 1941 года. Заглядывая в карты противника, британцы проводили свои конвои в обход завес «волчьих стай».

Ложка дёгтя в бочке мёда



Канадский корвет «Мус-Джо», 1941 год

За это время Фёрстер совершил только одну атаку, выпустив под перископом две торпеды в неизвестное судно, но промахнулся. Большую часть времени U 501 проводила под водой, прячась от британских самолётов, которые активно патрулировали местные воды. В один из дней она подверглась угрозе нападения с воздуха, когда один из вахтенных – молодой матрос замешкался на мостике, не нырнув быстро в люк при приближении самолёта. Однако немцы отделались испугом, так как пилоты, видимо, не заметили лодку вовремя, и она успела погрузиться.

Успеха Фёрстеру удалось добиться 5 сентября 1941 года, когда после полудня было замечено одиночное судно – норвежский пароход «Айнвик» (Einvik), отставший от конвоя SC-41. Лодка атаковала его из надводного положения, выпустив шесть торпед тремя залпами, из которых только одна попала в цель. Так как торпедированный пароход продолжал держаться на плаву и начал передачу в эфир, лодка открыла огонь из орудия и, потратив 30–40 снарядов, отправила его на дно. Экипаж судна сумел спустить шлюпки и спастись: с одной из них люди были подобраны исландским судном, другая достигла Исландии самостоятельно.

«Немцы знают, как надо умирать»

В последних числах августа штаб подводных сил распустил неудачливую группу «Грёнланд» и сформировал новую группу «Маркграф» (Markgraf). Дёниц приказал лодкам новой группы занять позиции к юго-востоку от Гренландии, за радиусом действия авиации противника из Исландии. С момента развёртывания лодок в завесу англичане провели в обход неё восемь конвоев, но девятый – под номером SC-42 – был обнаружен и атакован немцами 9 сентября. В результате сражения, развернувшегося вокруг конвоя, подлодки потопили 16 судов общим тоннажем 68 259 брт.

Ложка дёгтя в бочке мёда



Приблизительно так выглядели действия абордажной партии с «Мус-Джо», когда она подбирала членов экипажа U 501. В реальности на фото шлюпка с корабля Береговой охраны США подбирает подводников с тонущей U 175

U 501 также вошла в «Маркграф» и была подключена штабом подводных сил к атаке SC-42. 10 сентября Фёрстер получил сообщение от Дёница с координатами конвоя, после чего скорректировал свой курс так, чтобы обойти противника и занять позицию по курсу его следования. Однако вскоре было получено сообщение с одной из лодок, что конвой изменил направление движения на восток. U 501 в этот момент шла с юга и успела пересечь курс конвоя раньше, чем он появился. В результате Фёрстер промахнулся и ушёл севернее, поэтому ему пришлось развернуться на 180° и идти на юг, после чего он вышел на правильную позицию.

В этот момент «серые волки» уже безжалостно вцепились в SC-42, нанося ему потери. Командир канадской группы эскорта был вынужден просить срочной помощи. В ответ на его радиограммы Адмиралтейство послало к погибающему конвою самолёты и корабли ПЛО. Приблизительно в 02:00 11 сентября U 501 уклонилась от самолёта погружением. Спустя полчаса экипаж лодки услышал работу гидролокатора, но не было возможности определить, с какой стороны, пока акустик не засек шумы винтов приближающихся кораблей.

Как писал уже упомянутый Блэйр, это были корабли первой канадской «группы поддержки» – корветы «Шамбли» (HMCS Chambly) и «Мус-Джо» (HMCS Moose Jaw), которые, находясь в учебном плавании, были отправлены Адмиралтейством для усиления эскорта SC-42. Корабли шли в кильватерной колонне навстречу конвою. Находясь в 4 милях впереди него, «Шамбли» установил гидроакустический контакт с подводной целью и сбросил четыре глубинные бомбы, выставленные на глубины 30, 45 и 75 (две штуки) метров. «Мус-Джо» немедленно вышел из кильватера влево, чтобы вступить в бой.

Взрывы глубинных бомб нанесли значительные повреждения находившейся на глубине 40 метров U 501: многие приборы разбились, кормовые горизонтальные рули вышли из строя, погасло основное и аварийное освещение. Впоследствии члены экипажа лодки единодушно заявляли, будто слышали ещё два удара в центральном посту, за чем последовал запах газа – вода попала на калиевые патроны. Также якобы оказались повреждены забортные клапаны, и вышел из строя глубиномер. Но, несмотря на это, все немцы уверены, что воды в лодке не было, кроме небольшого количества, попавшего через носовой гальюн. Некоторые из них считали, что это произошло из-за разрушения забортных труб самого гальюна.

Ложка дёгтя в бочке мёда



U 570 после капитуляции перед британским самолётом «Хадсон» из 269-й эскадрильи Королевских ВВС 27 августа 1941 года. Снимок сделан с борта «Каталины» из 209-й эскадрильи Королевских ВВС, которая прилетела на смену «Хадсону». В кадр также попала 450-фунтовая глубинная бомба, подвешенная под крылом «Каталины»

Сразу после взрыва бомб с «Мус-Джо» заметили всплывшую между ним и «Шамбли» субмарину. Так как U 501 имела ход, то, как только «Шамбли» оказался вне директрисы, «Мус-Джо» открыл огонь. К несчастью для канадцев, после первого же выстрела орудие заклинило, поэтому корвет увеличил ход, чтобы догнать лодку и таранить её. U 501 изменила курс, и какое-то время корабли шли совсем рядом, борт о борт. Дальше произошло то, чего ещё не никогда не было в подводной войне! Вот как описывает случившееся отчёт разведотдела Адмиралтейства:

«Командир U 501 сразу же перепрыгнул на борт «Мус-Джо», и другие немцы, по-видимому, хотели последовать его примеру. Однако на «Мус-Джо» были явно не готовы к отражению абордажной атаки, и поэтому корвет отвернул от лодки».

Затем лодка как будто попыталась «подрезать» корвет, поэтому последний увеличил ход до полного и ударил её в правый борт под углом в 45°. Подлодка прошла под носом «Мус-Джо», хотя и заметно медленнее. К этому времени на корвете снова ввели в строй орудие и возобновили стрельбу. Немцы сразу начали прыгать за борт. По свидетельствам спасённых, их 20-мм орудие на мостике было готово к стрельбе, когда лодка всплыла, но бой закончился, так и не начавшись.

С «Мус-Джо» запросили на «Шамбли» помощи в спасении немцев, так как уже почти весь экипаж корвета был занят поднятием подводников из воды, и спускать шлюпки было некому. «Шамбли» попробовал подойти к борту лодки и взять её на абордаж, но из этого ничего не вышло, так как дизеля на лодке ещё работали, и она имела ход. Поэтому «Шамбли» пришлось посылать свою шлюпку с абордажной партией под началом 1-го лейтенанта корвета.

Ложка дёгтя в бочке мёда



Подводная лодка Его Величества «Граф» – бывшая U 570, введённая в строй Королевского флота Великобритании

Канадцам удалось взойти на борт лодки. Согласно рапорту партии, они видели большую пробоину, более метра в диаметре, в месте соединения корпуса и надстройки на левой раковине. Также, по-видимому, был оторван левый кормовой горизонтальный руль. Пребывание на лодке было недолгим, так как U 501 быстро погружалась, и 1-й лейтенант с «Шамбли», находившийся в рубке, был утянут под воду, но сумел выбраться. Приблизительно в 03:00 субмарина затонула.

К сожалению, не обошлось без жертв – погиб канадский кочегар из состава абордажной партии. Шлюпка с «Шамбли» спасла офицера и семь нижних чинов, а всего канадцы подобрали 37 человек; 11 немцев погибли. U 501 стала первой немецкой субмариной, потопленной канадцами в Битве за Атлантику.

Расплата за трусость

Как оказалось впоследствии, никакого абордажа немцы не замышляли. На допросе Фёрстер объяснял свой преждевременный прыжок с лодки таким образом:

«…Он якобы должен был немедленно перейти на борт «Мус-Джо» для передачи британцам требования непременно спасти его людей. В противном случае, добавил он, немецкий экипаж мог быть оставлен в воде. Это его объяснение не только не убедило англичан, но и довело его собственных людей до исступления».

Выжившие подводники с U 501 были в ярости от поступка своего командира. Как офицеры, так и нижние чины презирали его за трусость, причём некоторые угрожали физической расправой в случае, если после войны он не пойдёт под трибунал и не понесёт справедливую кару. По словам членов экипажа, Фёрстер не только сдался без боя, но и позже думал исключительно о спасении собственной шкуры, не позаботившись ни о корабле, ни об экипаже. Он первым сбежал с лодки, и был единственным, кто перепрыгнул на канадский корвет, не только не искупавшись перед спасением, но даже не замочив ноги.

Ложка дёгтя в бочке мёда



Улыбка победителя: довольный старшина с корвета «Шамбли» позирует фотографу с макетом немецкой субмарины в руках

Пленные были уверены, что все, кто погиб, утонули, когда пытались доплыть до корветов, так как экипаж покинул обречённую, по их мнению, субмарину в полном составе, и винили командира в гибели этих 11 человек. Дело дошло до того, что позже, во время встречи со своими людьми, Фёрстер подал руку штурману лодки, человеку с 14 годами флотской службы за плечами, но последний ответил своему командиру отказом. На допросе этот ветеран с горечью признался англичанам – если бы на лодке был другой командир, она могла бы продолжить борьбу и имела неплохие шансы уйти от канадских корветов.

История нахождения Фёрстера в плену похожа на историю командира U 570 Ганса-Йоахима Рамлова (Hans-Joachim Rahmlow), сдавшего свою лодку англичанам 27 августа 1941 года к югу от Исландии. Когда об этом узнал Отто Кречмер (Otto Kretschmer), находившийся в плену с марта 1941 года, он, как старший офицер лагеря, в котором содержались подводники, устроил над прибывшими офицерами U 570 суд чести.

Ложка дёгтя в бочке мёда



Карл Дениц после освобождения из Шпандау вместе со своим адвокатом военным юристом доктором Отто Кранцбюхлером. Последний был защитником Дёница на Нюрнбергском процессе, а также адвокатом Гуго Фёрстера на военном трибунале после возвращения Фёрстера из плена

Приговор этого суда был суров для первого вахтофицера, которого признали виновным в попустительстве своему командиру в сдаче лодке. Осуждённый должен был совершить побег из лагеря, добраться до U 570 и затопить её. Побег был совершён, но беглеца застрелили. В результате, когда сам Рамлов позже прибыл в лагерь подводников, англичане во избежание ещё одной жертвы перевели его в другой лагерь, где содержались офицеры люфтваффе.

Известно, что такой же суд чести ждал и Фёрстера, когда его привезли в лагерь Кречмера. Однако снова вмешались англичане, которых не радовала перспектива гибели ещё одного пленного офицера. Кроме того, командир U 501 мог не дожить даже до суда Кречмера, так как с ним грозились расправиться собственные подчинённые, поэтому Фёрстера быстро перевели в лагерь, где не было пленных немецких подводников.

Пребывание в плену плохо сказалось на его здоровье. В лагере у Фёрстера началось нервное расстройство, и в итоге его признали душевнобольным и с помощью Международного Красного Креста с партией раненых и больных немецких пленных отправили в Германию. Англичане не могли не понимать, что отправляют Фёрстера на верную смерть. Так и вышло – по прибытию в Рейх он был арестован и предан суду военного трибунала. Экс-командира U 501 ждала смертная казнь, но он покончил собой в тюремной камере 27 февраля 1945 года. Возможно, в его судьбу вмешался его высокопоставленный друг гросс-адмирал Дёниц, который мог предложить Фёрстеру такую милость, как самоубийство вместо расстрела и позора.

Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург