Сегодня президентская "ядерная кнопка" выполняет исключительно декоративные функции
Словосочетание "ядерный чемоданчик" все вы наверняка слышали. Символ военной мощи двух сверхдержав, причём едва ли не единственный из уцелевших со времён "холодной войны", вещь, постоянно охраняемая и сверхсекретная. Однако, употребляя это выражение, большинство из нас абсолютно не представляет, о чём, собственно, идёт речь - действительно ли это чемоданчик или просто фигура речи, каких он размеров, что находится внутри, как, наконец, работает пресловутая кнопка. Всё это - абсолютные секреты, о которых не принято говорить никому и никогда. К тому же в случае с чемоданчиком круг посвящённых крайне узок, что дополнительно затрудняет сбор информации о нём. Сегодня мы постараемся максимально подробно рассказать об этом таинственном объекте: по итогам нашего расследования вы узнаете о ядерном чемоданчике всё, что о нём действительно можно знать без опасности для жизни.
Первую публикацию фото чемоданчика чуть не признали разглашением гостайны
В СССР, как, впрочем, и в России, ядерный чемоданчик - скипетр и держава в одном флаконе. Бывший главный телохранитель президента Бориса Ельцина Александр Коржаков вспоминает, как в своё время его шеф получал эту реликвию из рук союзного главы Михаила Горбачёва: "Вообще-то планировалась официальная церемония передачи ядерного чемоданчика: Борис Николаевич хотел пригласить журналистов и публично запечатлеть историческое событие. Но, поскольку у президентов СССР и России отношения были, мягко говоря, натянутыми, Горбачёв отказался лично сдавать Ельцину символ сверхдержавы. В какой-то момент у нас просто появился генерал Болдырев с офицерами спецсвязи. Он позвонил из приёмной Ельцина и сказал: "Мы у вас".
К моему удивлению, чемоданчик оказался самым обыкновенным, на вид довольно дешёвым кейсом из жёсткого пластика. Офицер спецсвязи очень быстро рассказал Ельцину, как им пользоваться, при этом ничего заумного он не говорил, инструкции были изложены простейшим языком. Один из присутствовавших сфотографировал на память момент, когда чемоданчик попал в руки Бориса Николаевича. Впоследствии он подарил это фото какому-то журналисту, а тот опубликовал в газете. Тогда случилось даже какое-то подобие скандала - кому-то пришло в голову, что разглашена секретная информация, хотя ничего, кроме кейса, подобного тем, с которыми демобилизуются солдаты, на карточке не было>.
Разработанная под Леонида Брежнева система была максимально проста
Вообще-то главный символ России, почётный знак ядерной державы и память о величии СССР - не просто чемоданчик, а автоматизированная система управления стратегическими ядерными силами России "Казбек". Систему эту, составной частью которой, собственно, и является пресловутый кейс, создали в НИИ автоматической аппаратуры, который возглавлял академик Владимир Семенихин. Генерального заказчика - Министерство обороны - представлял начальник Главного оперативного управления Генерального штаба генерал-полковник Иван Николаев. Методику работы с чемоданчиком при перемещениях в пешем режиме, в автомобиле, самолёте, правила оборудования мест постоянного пребывания главы государства, а также то, как должен применяться чемоданчик, какая в нём нужна аппаратура, сколько лиц будут иметь доступ к системе - всё это разработал конструктор одной из подсистем АСУ, лауреат Государственной премии Валентин Голубков.
Система разрабатывалась в разгар "холодной войны" конкретно под тогдашнего лидера страны Леонида Брежнева - она должна была быть предельно простой, чтобы не испугать пожилого генсека. Первых "носильщиков чемодана" - офицеров, которым надлежало всегда находиться рядом с главой государства, отбирал лично генерал Николаев. На роль "носильщика" отбирали исключительно профессионалов, обладавших представительной внешностью и уживчивым характером, ведь им предстояло постоянно находиться с главой государства, даже в его семье. Главная проблема при отборе - каждый второй кандидат, увидев генерала, маршала или члена Политбюро ЦК, отчаянно робел. При этом генерал Николаев чётко приказал: неустойчивых с системы убрать. Если у человека на тренировке растерянность, чего ожидать от него в ответственный момент?
Боеготовность "ядерной кнопки" время от времени проверяется пробными запусками ракет
"Мне неоднократно приходилось видеть ядерный чемоданчик, или "кнопку", как его ещё называют, - продолжает свой рассказ Александр Коржаков. - Помимо чемоданчика "в комплекте" ещё и машина спецсвязи, почти всегда сопровождающая президента. Ну а там, где Ельцин бывал постоянно, было установлено и специальное стационарное оборудование. Так что "ядерная кнопка" - название условное. На самом деле это - специальное программное устройство, позволяющее через спутник выйти и на командный пункт управления в Генеральном штабе, и на резервные пункты. Именно оттуда поступает приказ запустить ракеты.
Обслуживает "кнопку" специальное элитное подразделение Минобороны: в любых поездках Ельцина сопровождали два или три офицера спецсвязи. Вообще-то справиться мог бы и один, но мало ли что может случиться с человеком - живот заболит, температура подскочит... Одеты все они традиционно были в военно-морскую форму. Раньше носили общевойсковую, но когда министр Грачёв поменял форму в армии, новинка не приглянулась - было в ней что-то от вермахта. В итоге решили выбрать для этих ребят стильное и строгое обмундирование морского офицера-подводника. Они сразу выделялись среди других военных: им многие завидовали, считали, что они жируют при президенте. Но это неправда: ничего, кроме нервотрёпки да мизерных командировочных, офицеры при чемоданчике не имели.
Жили они в таком же режиме, как и сотрудники Службы безопасности президента. Формально именно я давал разрешение, кого из этих офицеров повышать, кого включать в группу или исключать из неё. В командировках для них всегда выделяли помещение рядом с президентским, и в самолёте у них было своё оборудованное место. Приходилось тесновато: на троих малюсенькая комнатка, которая располагалась за столовой Ельцина. Однако, несмотря на трудные условия работы, группа всё равно считалась элитной. Иногда ночами я проверял, как она работает: один из них обязательно не спит, дежурит с прибором, поддерживает его в постоянной готовности. Кстати, несколько раз мы проверяли, как работает ядерный чемоданчик: шеф отдавал приказ, и на Камчатке происходили запуски ракет. Всё срабатывало отменно.
Но вообще-то мало кто знает, что сам президент ничего особенного со своим чемоданчиком сделать не может, ведь на самом деле таких кейсов три. Один - у главы государства, один - у министра обороны, один - у начальника Генерального штаба. С каждого такого импровизированного пульта должен быть послан закодированный сигнал: только если получено три необходимых подтверждения, в ракетной шахте заработает аппаратура. Так что запуск ядерной боеголовки требует серьёзного согласования>.
Во время операции на сердце Ельцин даже не передавал чемоданчик Черномырдину
Свой нынешний вид ядерный чемоданчик почти на 100% обрёл к концу 1983 года. Весил он около 11 килограммов, имел весьма современный для того времени дизайн, и при этом в нём не было ни одного импортного элемента. При первой демонстрации этого чуда техники случился неприятный конфуз: когда опытный образец доставили в Кремль, в приёмной главы государства решили предварительно опробовать его, но система заработала... только на подоконнике. Оказалось, что при работе в "пешем режиме" чемоданчик должен "зацепиться" за ближайшую антенну, а таковой в приёмной генерального секретаря не оказалось. Хорошо ещё что генсек тогда был занят и принять разработчиков не смог, а то не избежать бы им серьёзных проблем.
Через 10 лет с чемоданчиком случилась новая незадача - в 93-м его технический ресурс попросту истёк. Началась эксплуатация "Казбека" в режиме "латания дыр", и сразу появились сложности. Во-первых, в системе, как мы уже говорили, использовались только отечественные детали, а почти всё микроэлектронное производство с развалом СССР осталось за границей. Использовать же импортные элементы было категорически запрещено - мало ли какие жучки там окажутся. Во-вторых, в живых почти не осталось специалистов, знающих все тонкости "чемоданного" дела и умеющих справиться с любой поломкой.
И наконец, в-третьих, устарела сама концепция чемоданчика: по советской военной доктрине, надлежало быть постоянно готовым к массированной ядерной атаке противника. Подлётное время американских "Першингов-2" к нашей границе составляло всего 7 минут - за этот срок предстояло зафиксировать старт вражеских ракет, принять решение и успеть нанести удар возмездия по территории противника. Теперь ядерной лавины из-за океана мы больше не ждём, так что по большому счёту чемоданчик с его возможностями "массированного возмездия" попросту не требуется.
В итоге теперь он играет в основном символически-декоративную роль основного символа главы государства: о том, чтобы использовать его по назначению, уже давно никто не помышляет. Как нам рассказал бывший заместитель начальника Службы безопасности президента Геннадий Захаров, Ельцин даже его не передавал премьеру Виктору Черномырдину, когда тот подменял президента во время операции на сердце. Офицеры-носильщики" просто сидели в вестибюле больницы, и как только Борис Николаевич пришёл в себя, президентскую игрушку внесли в его палату. Что случилось бы, нанеси США в этот момент ядерный удар по нашей территории, лучше вообще не думать.
Справка
В США чемодан называют мячом
Ядерный чемоданчик, разумеется, есть не только у российского президента: подобное устройство постоянно возит с собой и президент США. Однако американский пульт управления ракетами больше похож не на кейс, а на саквояж - в кулуарах его называют не чемоданчиком, а футбольным мячом, намекая на сходство со снарядом для американского варианта этой игры. За округлыми складками чёрной кожи скрыт сверхпрочный титановый ящик размером 45х35х25 см, закрывающийся на кодовый замок и прикрепляющийся к запястью помощника президента браслетом из особой стали.
В "футбольном мяче" не только хранится личный код президента (пластиковая "санкционирующая пластинка", распечатав которую можно узнать специальный код для приведения в действие американского ракетного арсенала), но и тридцатистраничная инструкция, что делать главе США в случае ядерной войны. В частности, там приводится список секретных бункеров, где президент может отсидеться.
Офицеров, которые носят "мяч" за президентом, подбирают из четырёх видов вооружённых сил и службы береговой охраны США, каждый из них должен пройти сложнейшую проверку и получить наивысший допуск секретности "Белый янки". Все они вооружены пистолетами "беретта" и имеют право без предупреждения открывать огонь на поражение.
Разумеется, в США "мяч" тоже исполняет ритуальные функции: он переходит от одного президента к другому в день инаугурации. Сразу после этого новый хозяин Белого дома получает специальную получасовую лекцию на предмет того, как нужно пользоваться содержимым чемоданчика.
Источник