Среди запорожского казачества существовало таинственное, овеянное легендами, явление – характерничество. Даже в наше время в украинском селе нет-нет, да и услышишь: „С ним (имярек) не заводись. Он характерник…” Но сейчас такие слова давно уже стали редкостью.
Что мы сегодня знаем о характерниках. Известно, что их еще в народе называли галдовниками, химородниками. Разница в названиях зависела от направлений деятельности характерника, а также от его мастерства, уровня его подготовки. И, хотя существует мнение, что среди характерников не было женщин, на самом деле – это не совсем так. Во времена Киевской Руси женщин-характерниц называли термином „поленица”.
Известно, что в охране Великого князя киевского Святослава Храброго были телохранителями эти загадочные женщины-амазонки, характерницы „поленицы”. В военном искусстве они ни в чем не уступали мужчинам, но зато умели много такого, что было недоступно обыкновенному воину-русичу.
Из военных подвигов характерников в давние времена известны их атаки на войска перского царя Дария, который имел неосторожность вторгнуться в наши земли со своим огромным войском. Пятерки оголенных по пояс воинов, стоя на лошадях, прорубывали проходы сквозь тесные ряды персов, разворачивались, прорубались снова и скакали в степь, а персы не могли с ними ничего сделать. Это был один из приемов давления на врага, его деморализации.
Так же в преданиях о казачьей жизни сохранилась легенда о том, что во времена нашествия Чингиз-хана на Русь два его авангардных тумена (20 тыс. всадников) напоролись в междуречье Волги и Дона на неведомых всадников, владеющих военным искусством в совершенстве и скачущих в бой обнаженными до пояса. Они могли поймать на лету стрелу или ловко уклониться от нее. Эти воины сражались двумя мечами, стоя на колене, казаки этот прием называют "мельница".
Эти люди не боялись смерти. В жестоком бою два татаро-монгольских тумена были вырублены.
Существует несколько версий возникновения казачества, по одной из которых, казаки – это наследники волхвов, бежавших на Хортицу от преследований князя Владимира. Действительно, во многих исторических справках можно найти подтверждение тому, что казаки обладали тайными магическими знаниями, которые использовали в бою.
По мнению В. Пилата: «После крещения Руси, преследуемые князьями и греками волхвы, жрецы и воины-охранники храмов объединялись в тайные общества и в отдаленных от крупных городов местах начали создавать Сечи. На островах Днепра, побережья Буга и Днестра, в Карпатах и многочисленных лесах Украины (Руси) волхвы основали школы боевого закаливания и подготовки, в которых путь воина к вершинам совершенству опирался на родной вере, извечные обычаи и обряды.
Здесь мы можем вспомнить предшественников казачества XVI века, таинственных степных бродников, вигонцив галицких и другие военные общины. Недаром и Запорожская Сечь возникла на острове Хортица. Еще в первой половине Х века византийский император Константин Багрянородный рассказывал, что русы имеют пристань на острове Святого Георгия (Хортице, где у исполинского дуба возлагают свои жертвы.
О том, что чтили запорожцы это место, пишет также Я. Новицкий: «Легенда рассказывает, что многовековой святой дуб был местом, где собирались запорожцы и казацкая совет для обсуждения политических и общественных вопросов; под дубом звучали запорожские молитвы; иногда они брались за оружие против врагов. В 1775 году, после Троицких праздников, запорожцы в последний раз отдали дань святому дубовые, где они распили несколько бочек водки и в последний раз оттанцевали запорожского казачка».
Казаки-характерники, имея сверхъестественные способности, могли делать невероятные вещи.
Например, гонятся ляхи и негде спрятаться, тогда казаки-характерники ставят среди поля копья по кругу и усилием воли и духа входят в особое психоэнергетическое состояние, когда их намерение становится действительностью. И ляхи видят среди поля дубовую рощу… Останавливаются и возвращаются назад. Это и есть Мана. Такие иррациональные вещи не раз спасали казаков от врагов. Говорят, после таких усилий казаки могли трое суток подряд спать, восстанавливая силы.
У казака-характерника всегда с собой были подкова и люлька. В люльках казаки курили лекарственные травы. К примеру, полынь помогала успокоить нервы, улучшала остроту зрения. Когда выпадала роса, казаки лежали на полянах, где росли травы.
Лечили «водой-зализницей»: брали ржавое железо, раскаляли его на костре и опускали в воду. Так получалась вода, которую пили от анемии. Чтобы приготовить медную, в кипяток бросали медные опилки, настаивали, пока вода не остынет. Такой настой давали казакам, освобожденным из плена.
Применялось лечение камнями, на них настаивали травы. Использовали и такой рецепт: смешивали горилку с порохом и обрабатывали раны. Считалось, что душа убитого будет преследовать казака и отнимет его удачу. Чтобы вылечить раненого, его обязательно освобождали от души убитого. Иначе казак не мог выздороветь. В казацкой медицине характерниками широко использовалось лечение землей. Землю заворачивали в паутину, и она мгновенно останавливала кровотечение. Но в этом лечении тоже были свои секреты.
Доказательством того, что многие из характерников не был христианином, было то, что «их никогда не хоронили попы, а хоронили их запорожцы по-своему». Даже некоторым, как рассказывают легенды, забивали в грудь кол, чтобы они по смерти не вставали, а потом засыпали землей. Однако самым распространенным погребением характерников было захоронение лицом вниз.
Этот обычай сложился еще со скифских времен. Как утверждает С. Бессонова, так хоронили «опасных людей-колдунов, т.е. лиц, чье посмертное возрождение было нежелательным. Для этого их обращали лицом вниз, чтобы солнце не коснулось их своим животворным светом. Одно из таких захоронений казака-колдуном, как сообщает П. Лавров, было раскопано в 1936 году возле села Архангельск Ясиноватского района Донецкой области.
Казак лежал в дубовом гробу, сделанном без единого гвоздя. Когда открыли гроб, увидели останки казака в красных шароварах и синем кафтане, подпоясанном зеленым поясом. Он лежал лицом вниз, а за поясом имел воробышек водки, запечатанный сургучом. Простые люди называли характерников колдунами, галдовникамы, а попы считали, что у них «вселился бес».
Характерники в Сечи составляли казацкую старшину. Они были чем-то вроде хранителей казацкой культуры, посвящали в казаки, хранили древние традиции волхвов.
И хотя в то время формально Сечь была христианизирована, дух там витал со времен более древних. Характерники, как никто другой, знали человеческие недостатки, среди которых они выделяли четыре: склонность делать ошибки, склонность к обману, несовершенство чувств, склонность к иллюзиям, вследствие чего мы воспринимаем наше материальное тело за свое "я”. Наши современники много знают о Риме и Византии.
Вокруг этих государств был искусственно создан ореол величия. Львиная доля в таком положении по праву принадлежит церкви. Чтобы возвеличить веру Христову и представить миру языческий мир в серых красках примитивизма, делалось все возможное для уничтожения летописного наследия как нашего, так и других европейских народов. Мы же имеем довольно бедную отраженную на бумаге историю.
Надо сказать, что характерники, которым удавалось не пасть на поле боя и дожить до седых волос, уходили в монастырь, где в оставшиеся им земные дни замаливали свои грехи. Среди характерников были те, которые жили больше ста лет на свете. Парадоксальный факт: несмотря на то, что на Сечь не допускались женщины, они встречались среди военных магов-характерников. В обнаруженном недавно захоронении из восьми характерников были две женщины.
Чтобы себя защитить, казаки ограждали свой лагерь копьями, и противник, принимая их за заросли камыша, проходил мимо. Характерники изготовляли «крики»: брали камыши, окунали их в воду и воск, затем кричали на них. Воск запечатлевал крик. Такие камыши разбрасывали по степи. Наступая на них, вражеский конь кричал, и казак на вахте слышал его.
Характерники удивительным образом сочетали в себе искреннюю богобоязненность с таким же искренним богохульством. Они могли сегодня молиться, стоя на коленях перед иконой, завтра же – сквернословить, поминая всех святых и чертей.У казака-характерника всегда при себе была люлька и подкова. С помощью подковы качали и расслабляли мышцы.
Мощный эгрегор, созданный силой воли и духа действовал на врагов на подсознательном уровне. Не раз в польских и турецких летописях упоминается, что войска, собирающиеся напасть на украинские земли, по непонятным причинам разворачивались и уходили прочь.
Атаманы-характерники могли видеть исход боя, а также происходящее в стане врага с помощью специальных зеркал, которые носили название – верцала, верцадла.
А прицельную стрельбу запорожцев отмечали даже иностранцы — современники казаков. Так, один из них уверял, что лично видел, как казаки гасят выстрелами свечки, снимая с них нагар, «будто щипцами». Породила легенды и искусность запорожцев в морских походах.
Вот что писал автор "Истории войны казаков против Польши" Пьер Шевалье, описывая великолепный бой характерника во время "мясорубки" под Берестечком: "Остался один, который боролся в течение трех часов против всего польского войска; он нашел на болотистом озерке лодку и, прикрываясь ее бортом, выдержал стрельбу поляков; потратив весь свой порох, он потом взял острую косу, которой отбивал всех, кто хотел его схватить.
Король восхитился бесстрашием этого человека и приказал крикнуть, что дарит ему жизнь, если тот сдастся; на это последний гордо ответил, что уже не заботится о том, чтобы жить, а лишь хочет умереть как настоящий вояка"."Запорожцы были рыцарями и большими характерниками, – вспоминали о казаках жители приднепровских сел:
"На Днепре, бывало, простелят войлок и идут. Катерина хотела подвести их под свою власть, а они не захотели. Чтобы показать силу, бросили войлок на море, взяли землю в сапоги, горилки в баклаги – и отправились в Турцию. Плывут себе и поют”. О них чубатые деды рассказывали живо, с подробностями , будто речь шла об ихних близких родичах: "На Великом Лугу еще при запорожцах жил химородник Фесько. Его очень боялись и слушались казаки. Вот, бывало, лежит человек, а он режет черную редьку. Как только пустит редька белый сок – человеку станет плохо, как сок почернеет – человек умирает. Он тогда наколдует, что редька вберет в себя сок черный, а пустит белый – и человек оживает…"
Дмитрий Яворницкий, известный историк и этнограф, писал: "Среди запорожцев всегда были так называемые характерники, которых ни вода, ни сабля, ни обычная пуля, кроме серебряной, не брали. Они могли отмыкать замки без ключей, плавать в лодке по земле, как по морским волнам, переправляться через реки на рогожке, брать голыми руками раскаленные ядра, видеть на несколько верст вокруг себя, жить на дне реки, залезать и вылезать из прочно завязанных или даже зашитых мешков, превращать людей в кусты, всадников - в птиц, забираться в обычное ведро и плыть в нем под водой сотни и тысячи верст". Все эти умения вызвали не только уважение, но и суеверный страх других казаков перед ними.
Репутацию колдуном имели некоторые исторические личности. В частности, современники считали галдовником наказного гетмана Ивана Золотаренко, прославившийся в годы Освободительной войны своими успехами в боях с поляками. Его смерть окутана многими тайнами. Как повествует автор «Истории русов», «наказной гетман, Золотаренко, возвращаясь с войском по приказу в Белоруссию и проходя город Старый Быхов, выстрелом из ружья, сделанным из одной колокольни засев там католическим органистом Томашем, убитый насмерть, а органист признался добровольно, что подготовленный к этому злодейству католическими ксендзами, которые дали ему пулю из священной чаши, по его словам, освященную и укрепленную специальными заговорами ...
И действительно, после осмотра оказалась и пуля необычной, и в ней середина была серебряная с латинскими буквами! Тело убитого Золотаренко увезли на родину в город Корсунь на погребение в тамошний деревянной церкви, за его счет построенной. Но когда началось погребения в присутствии многих людей и духовенства, то громовым ударом зажженная церковь, и тело убитого вместе с церковью сгорело в пепел».
П. Петерсон, швед, бывший в Московии в 1608 году и написал историю беспорядков на Московщине во времена борьбы претендента на московский трон Дмитрия, отмечает большую роль украинских казаков. «Проводником казаков, - говорит П. Петерсон, - был Корела, ловкий «чернокнижник», который чудодийством очень помог Дмитрию».
Но самым известным характерником был Иван Сирко.
Именно характерники, когда московские войска в 1775 году подошли разрушать Сечь, в отличие от старшины и духовенства, которые уговаривали запорожцев не проливать христианской крови, призвали поступит врагам сопротивление.По преданию: «Как стало войско против запорожцев, а характерники и вышли. «Ну, говорят, сдаваться не будем, бейте! Москали за ружья, цилять их, а ружья - щелк, щелк, щелк! - И не курят. Посмотрели, вплоть порох мокрый ... «Ну, говорят, вас, наверное, и черт не свитка.
Характерники вовсе не хотели сдаваться Екатерине. Однако большинство запорожцев пристало на уговоры старшины с духовенством и сдались. Но упрямые, возглавляемые характерниками, покинули Сечь и убежали за Дунай в Турцию, где они основали Задунайскую Сич (на территории современной Румынии). Многие старики характерников осталось на Большом Луге и после разрушения Сечи. В народных рассказах сохранились фамилии некоторых из них: Джереливський «сам ковал ружья и умел заговаривать их, был великим стрелком и охотником, не боялся ни облака, ни грома», а также Канцибера, Гайдук и другие. Прожили более ста лет. До нас дошли некоторые географические названия, связанные с ними: Джереливське урочище, Канциберивське озеро и урочище.
Впрочем, что из упомянутого правда, а что — вымысел, сейчас сложно сказать. Казаки всегда стремились окружить себя тайной. А в ответ на любые расспросы лишь хитро улыбались в усы.
Особенностью характерников было то, что они давали клятву не влюбляться в женщин, так как от настоящей любви характерник терял бдительность, энергию и силу, необходимые в бою, а это приводило к неминуемой гибели. В Сечи не было места обычным женщинам. Единственной женой казака-характерника была свобода.
P.S.Данная статья не претендует на научность или полную историческую достоверность,а направлена на освещение мифологии и поверий связанных с рассматриваемым вопросом. Источник