Живность
Обезьяны-преступники и обезьяны-полицейские
Странно? Если задуматься, то ничего странного. Знаете ли вы, какой вид обезьян является самым распространённым на нашей планете?
Только чур, не заглядывать в текст! Догадались? Конечно же, это человек – с точки зрения биологии мы, люди, принадлежим к семейству человекообразных обезьян, нас уже почти 8 миллиардов и мы заселили всю Землю – от Арктики до Антарктики.
А знаете ли вы, какой вид обезьян занимает почётное второе место по распространённости и обширности мест обитания? Это знаменитые «бандер-логи» из книжки писателя Киплинга про Маугли – макаки-резусы, принадлежащие к семейству мартышек. Они встречаются по всей южной Азии – от Пакистана и Индии до Вьетнама и Китая. Причём живут они не только в джунглях и в горах, но и в деревнях, и в городах – они являются так называемыми «синантропными» животными, то есть «спутниками человека», подобно собакам, крысам или воробьям.
Надо сказать, что резусы живут крупными стаями и отличаются весьма «беспокойным» характером – они не только способны оккупировать улицы и помойки (по типу наших дворняг), они могут красть у людей еду, различные вещи, объедать растения в садах и огородах, нападать на людей, похищать у собак щенков, влезать в дома и вообще вести себя «не очень пристойно». А агрессивная макака-резус – вообще не подарок, клыки у неё – ой какие!
Настоящее ЧП случилось в Индии в 2018 году – тогда резус похитил из дома в Талабасте (штат Одиша) младенца, а затем выбросил в колодец. Малыш, к несчастью, утонул. В общем, в рассказе Киплинга про похищение Маугли бандер-логами много правды!
У нас на таких «непрошенных гостей», возможно, открыли бы настоящую охоту с ружьями и отравленными приманками, но не таковы индусы. Во-первых, согласно учениям своей религии (индуизма), они следуют принципу «ахимса», то есть «ненасилия», для них нападение на любое животное – штука крайне нежелательная, «портящая карму». Во-вторых, для них обезьяны – животные священные, их не то что поймать и тем более убить – даже стукнуть запрещается религиозными правилами! Человек, ударивший обезьяну или даже закричавший на неё, у индусов становится самым настоящим изгоем, его могут наказать очень сурово...
Тогда, чтобы навести на улицах городов хотя бы относительный порядок, люди придумали использовать в качестве импровизированных «полицейских»... других обезьян! Мартышки-гульманы, они же лангуры, они же хануманы, существенно крупнее и сильнее резусов, сообразительны, неагрессивны и хорошо поддаются дрессировке.
Тогда люди-полицейские стали выпускать на улицы гульманов, водить их с собой в составе патруля на поводках (как служебных собак) и даже возить на полицейских велосипедах и мотоциклах! «Спущенный с поводка» гульман оказался вполне способен эффективно, жёстко и быстро «навести порядок», «привести в чувство» и разогнать группу «разгулявшихся» резусов на улице или на рынке! Вот, посмотрите репортаж о том, как гульманы «следят за порядком» в Дели:
Людям новые «полицейские» очень даже понравились – они способны работать 7 дней в неделю, а в качестве зарплаты довольствуются бананами и другими фруктами.
Кстати, умные мартышки-лангуры часто называются «хануманами» в честь одного из индуистских богов, царя обезьян Ханумана, о котором упоминается в древйнейших эпосах «Рамаяна» и «Махабхарата».
Хануман обладает огромной мудростью и силой, может принимать различные обличья, перепрыгивать через море, двигать горы, понимать язык зверей и птиц и так далее. Однако на него наложено особое заклятие: о своих «сверхспособностях» он вспоминает только тогда, когда нужно помочь кому-то другому! В «Рамаяне» именно Хануман помог царевичу Раме победить злобного десятиголового ракшаса (демона) Равану и освободить похищенную тем Ситу, жену Рамы.