Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

Военная техника

Железнодорожные орудия во Второй мировой войне

Железнодорожные орудия составляют лишь малую часть от всей артиллерии задействованной во Второй мировой войне.

Для сравнения, ориентировочное количество минометов использованных в войне составляет около 1 млн., в то время как железнодорожных орудий лишь ~ 580 штук.

Какие же страны производили и использовали их больше всего?

Железнодорожные орудия во Второй мировой войне



Рассмотрим образцы орудий по некоторым странам.

Великобритания была чуть не единственным морским государством, не имеющим на вооружении тяжелых и береговых орудий крупного калибра. Эту задачу решала масса орудий среднего калибра и корабли.

Для усиления береговой обороны использовались железнодорожные орудия крупного калибра, как правило, списанные с кораблей.

Железнодорожные орудия во Второй мировой войне



Железнодорожные орудия во Второй мировой войне


Великобритания. Железнодорожное орудие BL-18 inch

Установка была построена фирмой «Elswick Ordnance Со» и принята на вооружение в 1926 г. Всего было построено 5 орудий.

ТТХ орудия: калибр – 457,2 мм; длина ствола – 16,4 м; масса установки – 254,4 т; масса ствола и затвора — 87 т; масса снаряда – 1,1 т; начальная скорость – 573 м/с; эффективная дальность стрельбы – 20 км.

Германия для восполнения нехватки тяжелых орудий на Восточном фронте активно использовала железнодорожные орудия среднего, а особенно крупного калибров. Они были построены на базе устаревших морских орудий, а также специально сконструированных пушек. Орудия применялись как в наступательных операциях, так и в обороне, отличаясь высокой дальнобойностью.

Железнодорожные орудия во Второй мировой войне



Железнодорожные орудия во Второй мировой войне


Германия. Сверхтяжелое железнодорожное орудие «Dora»

800-мм однотипные орудия «Dora» и «Gustaf» разрабатывались на заводах фирмы «Krupp» с начала 1937 года и предназначались для разрушения укреплений на французской линии Мажино.

Для перевозки орудия по железной дороге разбиралось на несколько частей, которые перевозились на специальных железнодорожных платформах при помощи нескольких железнодорожных составов.

На боевой позиции эти основные части устанавливались на специальной платформе (40 осях и 80 колесах), перемещавшейся по двум железнодорожным колеям, разнесенным по ширине на 6 м. Для оборудования огневой позиции требовался участок длиной 4 км.

Горизонтальная наводка орудия осуществлялась благодаря тому, что железнодорожные колеи на огневой позиции выполнялись в виде кривых определенного радиуса. Вертикальная наводка производилась с помощью электрогидропривода.

Железнодорожные орудия во Второй мировой войне



Орудие имело два подъемника — один для снарядов, другой для гильз. При сборке применялись два подъемных крана с дизельными двигателями мощностью по 1000 л.с.

Время сборки самой пушки — неделя.

Непосредственное обслуживание пушки возлагалось на специальный артиллерийский дивизион численностью около 500 человек, состоявший из нескольких подразделений, в том числе штабной и огневой батарей. В составе штабной батареи имелись вычислительные группы, производившие все необходимые для наводки на цель расчеты, а также взвод артиллерийских наблюдателей, в котором кроме обычных средств (теодолиты, стереотрубы), использовалась инфракрасная техника.
Охрана позиции возлагалась на караульную роту численностью 300 бойцов, а также группу военной полиции и специальную команду со сторожевыми собаками.

Кроме того, имелось химическое подразделение в составе 500 человек, предназначенное для постановки дымовой завесы в целях маскировки, и артиллерийский дивизион ПBO численностью 400 человек.

Общая численность личного состава, привлеченного к обслуживанию пушки составляла более 4 000 человек.

Боеприпасы: бетонобойный снаряд (масса – 7,1 т, масса ВВ – 284 кг; длина – 5,2 м; начальная скорость – 720 м/с, дальность стрельбы – 38 км), фугасный снаряд (масса – 4,8 т, масса ВВ – 672 кг; начальная скорость – 820 м/с; дальность стрельбы – 47 км).

Бетонобойный снаряд пробивал бронеплиту толщиной 1 м или железобетонное перекрытие толщиной 8 м. Снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 м и глубиной до 12 м. В основании ствола в результате взрыва боевого заряда грунт уплотнялся и образовывалась каплеобразная полость диаметром 3 м.

ТТХ установки: калибр – 807 мм; длина – 47 м; ширина – 7 м; высота – 11,6 м; длина ствола – 32,5 м; масса в боевом положении – 1350 т; скорострельность – 1 выстрел за 20 минут.

Железнодорожные орудия во Второй мировой войне


Италия. 381-мм железнодорожное орудие

Железнодорожные артиллерийские установки были построены в 1917 г. фирмой «Ansaldo» на базе английских 381-мм пушек «380/40». Всего было построено 7 установок.

ТТХ установки: калибр — 381 мм; длина ствола — 15,8 м; масса ствола с замком – 84 т; масса снаряда – 730 — 884 кг; начальная скорость снаряда – 700 — 770 м/с; дальность стрельбы – 30 — 33,6 км.

В СССР недостаток тяжелой артиллерии частично компенсировали железнодорожные орудия среднего калибра. Обладая достаточной мобильностью и дальностью стрельбы они эффективно вели контрбатарейную борьбу с противником.

Железнодорожные орудия во Второй мировой войне



Железнодорожные орудия во Второй мировой войне


СССР. 355,6-мм железнодорожная установка ТМ-1-14

Для установки были использованы орудия с недостроенного крейсера «Измаил». Они производились Николаевским заводом им. А. Марти и были приняты на вооружение в 1933 г. Всего было выпущено 6 установок.

Орудие размещалось на 18-осной железнодорожной платформе и могло вести круговой обстрел со специально оборудованных бетонных оснований размером 16х16х3 м.

ТТХ орудия: калибр – 355,6 мм; длина установки – 39 м; масса установки – 412 т; длина ствола – 18,5 м; масса ствола с затвором – 83,3 т; масса фугасного тяжелого снаряда – 747,8 кг, легкого дальнобойного – 512, 5 кг; длина снаряда – 1,8 м; длина полузаряда – 1,4 м; начальная скорость тяжелого снаряда – 731 м/с, дальнобойного – 950 м/с; скорострельность – 2 выстрела за 3 минуты; длина отката ствола — 1,5 м; дальность стрельбы фугасным снарядом – 31 км, дальнобойным – 53 км; время перехода из походного в боевое положение – 1 час; скорость передвижения – 25 км/ч.

США, как и Великобритания, использовали железнодорожные орудия среднего и крупного калибров, ранее списанные с кораблей.

Железнодорожные орудия во Второй мировой войне



Железнодорожные орудия во Второй мировой войне


США. Железнодорожное орудие 14 inch М-1920

В начале 20-х годов фирмой «Baldwin» была создана железнодорожная артиллерийская установка с 355-мм пушкой «М-1920» на железнодорожном 14-осном транспортере «М-1920».

Установка могла вести огонь с рельс и со стационарной позиции.

Время подготовки к стрельбе с рельс занимало 1 час.

Стационарные позиции заранее подготавливались – устраивалось бетонное основание, на котором укладывались стальная опорная плита и стальной круговой погон под задние катки главной балки. Время подготовки к стрельбе занимало 2,5 часа.

ТТХ орудия: калибр – 355,6 мм; длина ствола – 18,1 м; масса установки – 331 т; масса орудия – 106 т; масса снаряда – 548 — 707 кг; начальная скорость – 808 — 914 м/с; дальность стрельбы – 38 — 44 км.

Франция ветхость своих береговых и тяжелых орудий заменяла их многочисленностью, что привело ее к получению статуса основного поставщика трофейного оружия Вермахту. Кроме того, множество списанных корабельных орудий среднего и крупного калибра было поставлено на железнодорожные платформы.

Были созданы и сверхмощные орудия (калибром свыше 400 мм). Практически все они, как и предыдущие, попали в руки противника.

Железнодорожные орудия во Второй мировой войне



Железнодорожные орудия во Второй мировой войне


Франция. Железнодорожная гаубица Obusier de 520 modèle 1916

Орудие было построено фирмой «Schneider» в 1918 г. в двух экземплярах.
Одно орудие было полностью разрушено во время испытаний. Второе, после окончания испытаний требовало ремонта и было помещено на склады.

В 1940 г. оно было захвачено Вермахтом и использовалось при осаде Ленинграда.

В сентябре 1942 г. оно было уничтожено вследствие преждевременной детонации снаряда в стволе.

ТТХ орудия: калибр – 520 мм; длина установки – 83,5 м; длина орудия – 30,3 м; длина ствола – 8,4 м; масса – 263 т; масса снаряда легкого – 1,3 т, тяжелого – 1,6 т; начальная скорость — 450-500 м/с; скорострельность – 1 выстрел за 6 минут; максимальная дальность стрельбы – 14,6 км тяжелого снаряда, 17 км – легкого.

Япония из крупнокалиберных сухопутных орудий имела только 30 железнодорожных установок, которые не успели принять участие в военных действиях.

Железнодорожные орудия во Второй мировой войне


Япония. Железнодорожное орудие Type 90 240-mm (М-29 SLP)

Установка была построена французской фирмой «Schneider» по заказу японского правительства и принята на вооружение в 1930 гг. Она представляла собой 240-мм дальнобойною пушку «М-29 SLP», установленную на 16-осную железнодорожную платформу. Для обеспечения устойчивости при стрельбе с каждой стороны транспортера имелись одна мощная вертикальная опора и две дополнительные опоры, устанавливаемые наклонно.

В японских вооруженных силах железнодорожные артиллерийские установки с 240-мм пушкой «М-29 SLP» имели обозначение «Туре-90» и служили в системе береговой обороны Японских островов. Всего было построено 30 установок.

ТТХ орудия: калибр – 240 мм; длина ствола – 12,2 м; масса установки – 133 т; масса снаряда – 165 кг; начальная скорость – 1065 м/с; эффективная дальность стрельбы – 50 — 52 км.


Таким образом, не только немецкие войска использовали огромные железнодорожные орудия во Второй мировой войне.

Несмотря на гигантские расходы на создание таких монстров, существенного военного эффекта в ходе войны они не принесли, и не оправдали затраченных на них средств и ресурсов. Скорее являлись оружием психологического давления, инструментом военной пропаганды.

Больше информации, включая аналитику в разрезе стран доступно на сайте Источника.
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург