НУРС для "пикапа"
Фронтовая "новинка" была подсмотрена журналистами в зоне боевых действий на Юго-Востоке Украины. По началу было непонятно что это за устройство, но позже ситуация прояснилась. Видимо на "безрыбье и рак рыба" - другими словами на линии фронта не хватает РЗСО которое проходило бы по «Минским ограничениям». А так как авиация "прижата к земле", то наземные силы начали активно использовать неуправляемые реактивные системы с НУРСами. Одна из замеченных - это тубусы от подвесной пусковой установки С-8 (80 мм НУРСы). Все это варится на бронетехнику как стационарные установки для запуска неуправляемых авиационных ракет. Базой для них служат боевые машины комплекса войсковой ПВО «Стрела-10»: вместо зенитных ракет на лёгкие бронированные тягачи устанавливаются авиационные блоки с неуправляемыми ракетами С-8.
Вес 80-мм НАР в зависимости от модификации составляет от 11,3 до 15,2 кг. Ракеты могут иметь различные боевые части: кумулятивно-осколочные, с двумя тысячами "стрел" для поражения живой силы, объемно-детонирующие, бетонобойные, осветительные и др.
Прицельная дальность стрельбы - около 2 км. На максимальной дистанции - рассеивание около 6 метров от точки прицеливания.
На наш взгляд это попытка серьезно поднять огневую мощь ВСУ, в рамках «дозволенного», так же подобные импровизированные РСЗО из авиационных блоков под 57мм НАР С-5 и 80мм НАР С-8 давно широко применяются в современных локальных конфликтах. Применительно к Украине, они не попадают под минские соглашения первого варианта (100мм и более) и их применение в зоне АТО не будет являться нарушением. Правда, по новой версии «Минских соглашений» и этот вид РСЗО «не проходит». Хотя идея была, скажем так относительно свежа, она не нова на просторах бывшего СССР. Конечно, авиационные НУРСы - это не "Град", да и дальность не высокая, а броня МТ-ЛБ не выдержит даже прицельный огонь из СВД. Но на армейских складах еще достаточно МТ-ЛБ, хватает и авиационных блоков для стрельбы НУРСами. К тому же при определенных условиях огонь из таких систем способен обернуть в бегство противника. В наземном исполнении авиационные блоки впервые применили в Афганистане. Затем их часто можно было видеть в Приднестровье, Нагорном Карабахе и Абхазии. В последние годы их начали ставить на пикапы в арабских странах и вести огонь по колоннам противника или прорывать таким образом оборону опорных пунктов.
Были даже попытки создать промышленные образцы. Например, опытная украинская сверхлёгкая РСЗО на базе автомобиля повышенной проходимости ЛуАЗ-969М, созданная на Луцком автомобильном заводе в 1990-х годах. На вооружение не принималась и серийно не производилась, хотя если бы сегодня завод работал, может быть к идее вернулись.
РСЗО представляет собой заводскую реализацию концепции кустарных боевых машин-«техничек» с блоками НАР в качестве вооружения, широко использующихся в локальных конфликтах.
Шасси боевой машины отличается от базового несколько видоизменённым кузовом и усиленной подвеской, остальные тактико-технические характеристики сохранены на уровне серийного автомобиля. В качестве вооружения использован блок 57-мм НАР С-5 УБ-32-57 с 32 направляющими, смонтированный на поворотной платформе в задней части корпуса.
А вот в Азербайджане пошли дальше всех – они создали промышленную серийную модификацию сверхлегкой РСЗО. Простота, дешевизна, мобильность и небольшая масса ракет С-8 делает их достаточно привлекательными для использования в горных условиях, поэтому азербайджанцы пошли на создание принципиально новой пусковой установки под ракеты С-8. Башня с ракетным вооружением (НУРС С-8, по другим данным что-то новое, местного изготовления).
Такие башни могут устанавливаться на БМП, БТР и другую технику и заряжаться изнутри.
Идея применения НУРС возникла уже давно (на одном из вариантов БМПТ). Так же импровизированные машины с блоками авиационных НУРС уже применялись в ходе армяно-азербайджанского конфликта и других конфликтов на постсоветском пространстве. Так что опыт у азербайджанцев при создании мини-РСЗО был.
Есть ли техническая перспектива для подобной наземной модификации НВРС С-8, сказать тяжело. При использовании мини-РСЗО в составе с другими видами вооружений, возможно, она бы принесла неоценимый вклад при прорывах обороны, однако из-за малой дальности стрельбы и небольшой емкости «пакетов», эффективность такой системы залпового огня снижается. Кроме того, для выхода мини-РСЗО на позицию необходимо приблизиться к противнику на дальность визуального обнаружения, что сразу подставляет такие мини-РСЗО под вероятный огонь противника. Именно поэтому массовое использование подобных систем мини-РСЗО эффективно только при отсутствии у противника тяжелых артиллерийских вооружений, при этом относительная эффективность стрельбы можно достичь лишь залпом из нескольких установок. Да и есть еще одна немаловажна проблема – количество ракет С-8 на складах армии не так много, что бы размышлять о массовом использовании мини-РСЗО и рассчитывать на их применение при планировании тактических задач.