Крупнокалибер
В погоне за высокой бронепробиваемостью конструкторам иной раз изменяло чувство меры. Доведя калибр до 20-28 мм, они лишили ПТР маневренности.
В 1920-30-е гг. крупнокалиберный пулемет или малокалиберная автоматическая пушка казались многим специалистам наиболее удачным решением сразу двух задач - противотанковой обороны на средних и ближних дистанциях и как средство ПВО на малых высотах. Этот взгляд, казалось бы, подтвердила гражданская война в Испании. В ходе нее с обеих сторон использовались не только 20-мм автоматические пушки, но и сохранившиеся 13-мм ПТР "Маузер".
Однако к концу 30-х гг. стало ясно, что "противотанковый" или "универсальный" пулемет (как 12.7-мм "Браунинг", "Виккерс", ДШК, 13-мм "Гочкис", 20-мм автоматические пушки "Эрликон", "Мадсен", "Солотурн" и 25-мм "Виккерс") не может использоваться мелкими пехотными подразделениями на переднем крае.
Обремененные многокилограммовой ношей, расчеты не поспевали за пехотой, которую им предстояло защищать. С другой стороны, только пули крупного калибра могли поражать средние, а то и тяжелые танки.
Попыткой найти разумный компромисс стало принятие на вооружение рядом стран "тяжелых" ПТР. Крупнокалиберные ("тяжелые") противотанковые ружья разрабатывали в Швейцарии, Венгрии, Финляндии и Японии. Среди них встречались как оригинальные конструкции, так и переделки из авиационных пушек. В качестве примера можно привести швейцарское ПТР "Soloturn", японское "Тип 97", финское VKT L-39.
Швейцария.
В основу 20-мм противотанкового ружья Soloturn S 18-100 легли разработки директора Дюссельдорфского предприятия концерна Rheinmetall-Borsig Генриха Эрхардта. Еще в конце Первой мировой войны он спроектировал несколько 20-мм автоматических пушек. Спустя 10 лет работы Эрхардта продолжили сотрудники Rheinmetall - главный инженер Ф. Герлах и инженер Т. Ракула. Его автоматическую пушку, работавшую по принципу отдачи ствола с коротким ходом, доработали, внедрив предложенную Л. Штанге систему запирания. Результатом работы стало появление универсальной 20-мм автоматической пушки, которая могла использоваться как зенитная, противотанковая и танковая - S 5-100, S 5-105, S 5-150.
Универсальная 20-мм автоматическая пушка "Солотурн".
Версальский договор не позволял фирме Rheinmetall выпускать новинку под своей маркой. Даже ее разработка являлась нарушением наложенных на Германию ограничений, и поэтому все работы проводились на Waffenfabrik Soloturn AG - швейцарском филиале Rheinmetall. Пушка выпускалась под фирменным обозначением "Soloturn".
Одним из вариантов пушки стало тяжелое, самозарядное, магазинное противотанковое ружье Soloturn S 18-100 появившееся в 1932 г. Ударно-спусковой механизм допускал ведение только одиночного огня. ПТР стреляло оригинальным патроном 20х105, созданным для пушки Rheinmetall.
В 1934 г. появилась модель S 18-1000, а несколько позже S 18-1100. Для стрельбы в них использовался новый патрон с удлиненной гильзой 20x138B (такой же, как и у VKT Lahti L39), что позволили увеличить начальную скорость снаряда до 795 метров в секунду (730 у S18-100). В ходе модернизации вес и длина ПТР были увеличены. Из S18-1100 можно было вести как полуавтоматический, так и автоматический огонь. Кроме Германии и Швейцарии, ПТР Soloturn и его модификации состояло на вооружении армий Венгрии (как Модель 1936), Финляндии, Италии, Румынии, Нидерландов. В Венгрии ПТР Soloturn устанавливался на легкие танки "Толди". Немцы планировали принять на вооружение ПТР Soloturn, однако, возникнувшие между Waffenfabrik Soloturn AG и концерном Rheinmetall-Borsig трения не позволили последнему освоить у себя производство ПТР. Немецкая армия была вынуждена закупать ПТР Soloturn S 18-1000 непосредственно у фирмы Waffenfabrik Soloturn AG. В Вермахте они получили обозначение PzB.41(s).
Автоматика ПТР Soloturn работала по принципу использования отдачи ствола с его коротким ходом. Запирание осуществлялось поворотом муфты, смонтированной в казенной части ствола. Во время совместного движения назад сцепленного ствола с затвором под действием отдачи выступ муфты входил в наклонный паз короба, при этом муфта вращалась, и происходило отпирание канала ствола. Ствол останавливался, а затвор в это время продолжал движение назад, производя экстрагирование стреляной гильзы и взведения ударного механизма. Под действием возвратной пружины происходило досылание очередного патрона и запирание ствола. Перезаряжание вручную осуществлялось при помощи качающегося рычага на правой стороне короба связанного с подвижной системой автоматики тросиком. Коробчатый магазин на 5 или 10 патронов вставлялся в приемник с левой стороны короба. Оружие устанавливалось на двуногую сошку, крепившуюся под стволом и дополнительную, регулируемую по высоте, откидную сошку под плечевым упором. Сильная отдача у S 18-100 частично компенсировалась дульным тормозом и буфером-амортизатором на плечевом упоре. Использование более мощного патрона 20x138B вынудило, для компенсации опрокидывающего момента при стрельбе, установить на ПТР Soloturn S 18-1000 более мощный дульный тормоз щелевого типа активно-реактивного действия.
Открытый прицел секторного типа позволял вести огонь на дистанции 1500 метров. Некоторые ПТР Soloturn оснащалось 2.5-кратным оптическим прицелом, рассчитанным на стрельбу до 1200 метров. Практическая скорострельность одиночным огнем составляла 15-20 выстрелов в минуту. В бою ПТР Soloturn переносилось расчетом на руках, а для транспортировки на большие расстояния применялась двухколесная тележка.
Противотанковые ружья Soloturn имели неплохие показатели по бронепробиваемости - 40 мм на дистанции 100 м, 35 мм на 300 м, 27 мм на 500 м, но при эксплуатации выявились такие существенные недостатки как большая длина (общая длина составляла 216 см) и масса - 50 кг. Да и бронепробиваемость, отвечавшая в 1930-е гг. всем требованиям предъявляемым к подобному типу оружия, в начале 1940-х гг. уже оказалась недостаточной. Применение PzB.41(s) на Восточном фронте выявило их низкую эффективность против Т-34 и КВ.
Кроме "Солотурн" производством самозарядных ПТР в Швейцарии занимались и другие фирмы. Так, фирмой "Эрликон", было изготовлено 20-мм самозарядное противотанковое ружье. Оно имела ствол длиной 750 мм, при общей длине оружия 1450 мм и вес 33 кг. Благодаря меньшему весу ПТР "Эрликон" обладало несколько лучшими маневренными свойствами, чем автоматическая пушка той же формы. Вид огня - только одиночный. Для упора при стрельбе на ружье крепились складная сошка под стволом и выдвижной упор под прикладом. Сменные магазины имели различную емкость - на 5, 10, 15 патронов. Для стрельбы использовались патроны снаряженные разными типами пуль (снарядов) - бронебойные, фугасные и зажигательные массой от 128 до 142 г. Начальная скорость пули (снаряда) составляла 555 м/сек. На расстоянии 130 м пуля пробивала 20-мм броню, на 500 м - 15-мм.
Япония.
Японское 20-мм ПТР "Тип 97" (известно также как "Кйяна Шики") было разработано на основе авиационной пушки и состояло из ствола, ствольной коробки, подвижной системы включающей в себя затворную раму, затвор и запирающий клин, противооткатного устройства, спускового механизма, станка-люльки. К люльке крепился приклад с резиновым амортизатором, наплечником и "щекой", пистолетная рукоятка и рукоятка под левую руку. Опору создавали регулируемые по высоте сошки и задняя регулируемая опора. Автоматика действовала за счет отвода пороховых газов. Запирание канала ствола затвором производилось с помощью вертикально перемещающегося клина. На ствол крепился дульный тормоз активно-реактивного действия. Прицельные приспособления - мушка и стойка с диоптром - были вынесены влево на кронштейнах, крепившихся к люльке. Коробчатый магазин с шахматным расположением 5 патронов крепился сверху. В боекомплект входили патроны 20х125 с латунной бутылочной бесфланцевой гильзой как с бронебойными, способными пробить 30 мм брони с дистанции 180 м, так и с осколочно-фугасными снарядами, позволявшими эффективно применять оружие даже против воздушных целей.
ПТР могло вести огонь очередями, но при этом давало слишком низкую кучность. К ружью был разработан съемный щит, который практически не применялся. Маневр огнем по фронту был затруднен из-за большой массы оружия - 50 кг. При смене позиции расчет из 4 бойцов переносил ПТР при помощи ручек, вставляемых в гнёзда в передней и задней частях люльки. Еще одним существенным недостатком была ПТР отдача. Противооткатное устройство, даже в сочетании с действительно мощным дульным тормозом, гасящим до 60% силы отдачи, на практике оказалось малоэффективным. По отчётам экспертов, отдача при стрельбе из "Тип 97" описывалась как "ужасающая, бесчеловечная, отбрасывающая стрелка на полметра назад". Из-за нее частыми были случаи перелома ключицы у японских "бронебойщиков".
"Тип 97" использовался в основном в обороне. Расчеты предпочитали вести огонь с подготовленной позиции по заранее пристрелянным точкам и рубежам. По два ПТР вводились в состав пулеметных рот пехотных батальонов, а пехотная дивизия имела не более 72 ПТР.
Советские танкисты встретились с японским ПТР на Халхин-Голе. Бронебойные 20-миллиметровые снаряды, уверенно пробивающие со 100 метров тридцатимиллиметровую танковую броню, стали серьезной угрозой для советских лёгких танков БТ-5 и БТ-7, имеющих весьма тонкую броневую защиту (13-20 мм) и, кроме того, являвшихся чрезвычайно огнеопасными из-за своих бензиновых двигателей.
Осмотр захваченного на Халхин-Голе японского ПТР. Хорошо видны ручки для переноски.
Впоследствии ПТР "Тип 97" ограниченно использовалось на островах Тихого океана. Бронепробиваемость ПТР позволяла достаточно успешно поражать легкие американские бронемашины и десантные бронетранспортеры морской пехоты, однако для борьбы со средними танками оказалась недостаточной. "Тип 97" выпускался в небольшом количестве и своей задачи - компенсировать нехватку противотанковой артиллерии, не решил.
Финляндия.
С финскими ПТР VKT обр. 1939 г. конструкции Аймо Лахти красноармейцы познакомились в ходе "Зимней войны". Ружье было разработано на основе авиационной пушки его же системы обр. 1938 г. и предназначено для борьбы со средними и лёгкими танками. Полигонные испытания были проведены 11 августа 1939 г. На вооружение Финской армии противотанковое ружье VKT Lahti - 1939 было принято 6 сентября 1939 г. под названием 20 pst.kiv L 39. Серийно выпускалось на Финском государственном оружейном заводе Valtion Kivaaritehdas (VKT).
ПТР VKT L 39 состояло из ствола с газовой камерой и плоским дульным тормозом, дырчатым деревянным кожухом закрывающим ствол, ствольной коробки, спусковой рамы, запирающего, ударного и спускового механизмов, прицельных приспособлений, затыльника, магазина и сошки. Так же как и авиационная пушка ПТР имело автоматику, работающую за счет отвода части пороховых газов из канала ствола. Газовый регулятор на 4 положения обеспечивал стабильную работу оружия в любых климатических условиях и при любой загрязненности механизмов оружия. Запирание канала ствола производится запирающим клином, который перемещается вертикально.
Отличительной чертой финского ПТР было наличие двух спусковых механизмов: заднего - для удержания на боевом взводе подвижной системы и переднего - для удержания ударника. Передний спусковой механизм действует только тогда, когда подвижная система находится в крайнем переднем положении и произошло полностью запирание затвора. Задний спусковой механизм обеспечивает более интенсивное охлаждение ствола, задерживая подвижную систему в заднем положении после каждого выстрела. Передний спусковой механизм позволял вести только одиночный огонь. Коробчатый секторный магазин с шахматным расположением 10 патронов крепился сверху.
Для удобства стрельбы ружьё имело сошку, состоявшую из двух ног, откидывающихся вперёд, и двух лыж для волочения ружья по снегу и грунту.
В конструкции ПТР просматривается учет специфических северных условий применения - минимум отверстий в ствольной коробке, щиток окна магазина, лыжи на сошках, удобный для переноски на холоде деревянный кожух ствола. ПТР VKT-L 1939 стреляло патронами 20х138 с латунной, слабобутылочной гильзой с донным упором, снаряженными бронебойно-зажигательно-трассирующими снарядами массой 147 г.
ПТР выпускалось государственной фирмой VKT с 1940 по 1944 г.г., и всего было выпущено 1906 единиц. В 1944 г. была разработана облегченная (за счет разработки нового станка) - масса без магазина 48 кг, версия противотанкового ружья - VKT L 39/44 (20 pst.kiv L-39/44) с возможностью ведения автоматического огня (скорострельность при стрельбе очередями составляла 100 выстр/мин). Оно имело более эффективный дульный тормоз - компенсатор. Первоначально применявшееся для борьбы с легкобронированными танками и самоходными орудиями, уже к 1941 г. VKT L 39 перестала отвечать новым требованиям бронепробиваемости (на дальности 175 м. он пробивал 30 мм броню под углом 90°) и его стали применять для подавления огневых точек и стрельбы по самолетам.
Кроме того VKT L 39 имело тот же недостаток что и остальные представители своего класса - чрезмерную массу. У финского ПТР она составляла около 57 кг.
Германия.
Из всех крупнокалиберных "бронебоек" выделяется немецкое 28/20 противотанковое ружье s.PzB.41, напоминающее по внешнему виду артиллерийское орудие. В нем были реализованы предложения инженеров К. Пуффа и Г. Герлиха.
Немецкое 28/20 противотанковое ружье s.PzB.41
Конструктивной особенностью ружья являлся конический ствол, у которого диаметр казенного среза составляет 28 мм, а среза ствола - 20 мм. Направляющие пояски снаряда, изготовленные из сравнительно мягкого металла, при движении по каналу такого ствола сжимаются. Таким образом, обеспечивается наиболее полное использование давления пороховых газов на дно снаряда за счет уменьшения площади его поперечного сечения. Кроме того, при проходе снаряда по стволу эти пояски принимают оптимальную с точки зрения баллистики форму.
Такой способ увеличения скорости снаряда предложил немецкий профессор Карл Пуфф. В 1907 г. он сконструировал винтовку под особую пулю с пояском. Ствол имел нарезы прогрессивной глубины (конические нарезы) - глубокие в казенной части и неглубокие в дульной. Сама пуля имела диаметр, соответствующий диаметру канала ствола по полям, а ведущей частью служил лишь поясок такого диаметра, что заполнял нарезы и при прохождении канала ствола постепенно сплющивался. Это позволяло добиться того, что пуля, во время движения по стволу, встречала постоянное сопротивление.
Дальнейшим развитием идеи Пуффа стали эксперименты, проведенные в 1930-е г.г. немецким инженером Германом Герлихом в Германском испытательном институте ручного огнестрельного оружия в Берлине. В конструкции Герлиха конический участок канала ствола сочетался с цилиндрическими отрезками в казенной и дульной его частях, а нарезы, наиболее глубокие у казенной части, постепенно сходили на нет к дульному срезу. Это позволяло рационально использовать давление пороховых газов. Опытное 7-мм противотанковое ружье Герлиха "Хальгер-ультра" имело начальную скорость пули 1800 м/с. Для ружья Герлихом была сконструирована специальная 7-мм пуля - "ультра-пуля", как он ее назвал. Пуля имела два сминаемых ведущих пояска, которые при движении вдоль канала ствола вдавливались в выточки на снаряде.
Противотанковое ружье 28/20 s.PzB.41 было создано конструкторами фирмы Mauser-Werke AG в конце 1939 - начале 1940 г.г., и первоначально имело индексы "Gerat 231" и "МК.8202". Первая партия из 30 ПТР s.PzB.41 прошла в июне - июле 1940 г. всесторонние испытания на полигоне Куммерсдорф. Первоначально предусматривалось создание универсальной автоматической пушки, оснащенной 18-зарядным магазином, которая могла бы использоваться как средство поддержки пехоты и как тяжелое ПТР. Однако, в результате предпочтение было отдано однозарядному варианту тяжелого противотанкового ружья.
На вооружение было принято две модели ПТР - s.PzB.41 для мотопехоты, массой 223 кг, на колесном лафете и облегченный - s.PzB.41 IeFI 41 для парашютно-десантных подразделений Люфтваффе. Cпециально для облегченной модели разработали колесный лафет массой 139 кг с катками малого диаметра (без катков масса составляла 118 кг).
Ружье s.PzB.41 представляет собой однозарядное оружие с клиновым затвором. В канале ствола имелось два конических перехода, которые дважды переобжимали снаряд. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза и пружинного накатника. На стволе монтировался дульный тормоз.
Стрельба велась как с колесного лафета артиллерийского типа с раздвижными станинами, так и с грунта. Колесный ход, снабженный подрессориванием, имел колеса с резиновыми шинами типа "гусматик".
Подъемного и поворотного механизмов ружье не имело. Наводка осуществлялась в вертикальной плоскости непосредственным качанием ствола, а в горизонтальной - поворотом ствола с люлькой на шаровом погоне нижнего станка. Для этого наводчик использовал две рукоятки управления огнем закрепленные на противовесе люльки. В рукоятках были смонтированы рычаги спускового механизма.
Отсутствие механизма наведения способствовало упрощению конструкции ПТР и его облегчению. Вместе с тем потребовалось применение специального успокоителя, который удерживал качающую часть в определенном положение. Угол вертикального наведения составлял 30°, горизонтального - 60°.
Ружье оснащалось щитовым прикрытием. Прицел открытый, постоянный, был рассчитан на дальность стрельбы до 500 метров. Мог также использоваться и оптический прицел ZF 1х11 от противотанковой пушки РАК 35/36. Высокая начальная скорость снаряда, достигавшая 1400 метров в секунду, позволяла наводчику вести огонь по движущейся фронтальной цели на дистанции до 400 метров без изменения установки прицела. На больших дистанциях - до 600 метров, упреждение бралось по передней части цели.
Облегченный вариант s.PzB.41 IeFI 41 имел однобрусный лафет с катками малого диаметра, который обеспечивал круговое горизонтальное наведение и вертикальное от -15° до +25°. При использовании ПТР со снятыми катками высота оружия уменьшалась с 720 мм до 500 мм.
Для ведения огня применялись унитарные выстрелы 2.8/2сmx188 со снарядами двух типов - бронебойным (обр.41) и осколочным(обр.41).
Бронебойный снаряд состоял из сердечника, поддона и баллистического наконечника. Сердечник был изготовлен из карбида вольфрама, содержащего около 9.1% вольфрама. Поддон изготавливался из мягкой стали и имел два центрирующих кольцевых выступа, которые при движении снаряда по коническому каналу обжимались и врезались в его нарезы, обеспечивая вращательное движение снаряда на полете. Верхний центрующий кольцевой выступ поддона имел пять отверстий, через которые выходил воздух при обжиме этого выступа. Баллистический наконечник изготавливался из сплава на основе магния. Он ввинчивался в поддон после посадки сердечника. При ударе снаряда о броню баллистический наконечник и поддон разрушались, а сердечник пробивал ее. Вес сердечника 50 г, длина 40 мм, диаметр 10,9 мм.
Осколочный снаряд имел стальной корпус с двумя центрующими кольцевыми выступами и фигурной каморой. В верхнем центрующем кольцевом выступе сделаны пять отверстий, которые обеспечивали выход воздуха при обжиме кольцевого выступа во время движения снаряда по коническому каналу ствола. В отличие от корпуса бронебойного снаряда, корпус осколочного снаряда имел под нижним центрующим кольцевым выступом цилиндрическую донную часть, к которой при выстреле прижимался нижний выступ. Разрывной заряд состоял из двух шашек прессованного, флегматизированого ТЭНа. Взрыватель мгновенного действия не предохранительного типа. Длина снаряда 69,5 мм, масса - 93 г. Масса разрывного заряда - 5 г.
При необходимости ружье s.PzB.41 разбиралось на 4 части, приспособленные для переноски на поле боя этого весьма тяжелого оружия. При сравнительно неплохих для противотанкового ружья показателях у s.PzB.41 были серьезные недостатки. К ним относились большой вес (в 13 раз тяжелее советского ПТРД) и то, что для производства каждого снаряда требовалось израсходовать 50 г сверхдефицитного в фашистской Германии вольфрама. Кроме того, высокое давление в стволе приводило к его быстрому износу. Первоначально живучесть составляла 250 выстрелов. Впоследствии ее удалось довести до 500. Высокой оказалась и себестоимость производства - 4500 рейхсмарок.
По этим причинам было выпущено небольшое количество таких ружей, использовавшихся в некоторых моторизованных элитных дивизиях и в ВДВ. На 1 июня 1941 г. войска располагали 183 s.PzB.41 и 532700 выстрелами к ним. Всего же в 1940/41 гг. было изготовлено 218 ПТР 183 s.PzB.41, в 1941/42 - 691 и до сентября 1943 г. - еще 1645 единиц. К этому времени из-за сокращения поставок дефицитного вольфрама и высокой себестоимости, несопоставимой с практической отдачей, произошло свертывание производства ПТР s.PzB.41 и боеприпасов к нему. Всего до конца 1943 г. фирмы Mauser-Werke AG и Rheinmetall изготовили 2703 тяжелых ПТР s.PzB.41. В связи с выработкой ресурса большая часть s.PzB.41 была изъята из войск и складирована в арсеналах. Ухудшение ситуации на фронте и нехватка средств ПТО вынудило Вермахт вспомнить о ПТР s.PzB.41.
На 1 ноября 1944 г. в немецкой армии имелось 833 ружья s.PzB.41, из которых 473 были признаны не годными к использованию. В последний раз s.PzB-41 применили в самом конце войны для усиления противотанковой обороны Берлина. На 1 марта 1945 г. в войсках насчитывалось 775 тяжелых противотанковых ружей и еще 78 в арсеналах.
СССР
Во время войны в СССР предпринимались попытки создать более мощное ПТР, чем находящееся на вооружении ПТРД и ПТРС. В 1942 г. конструкторами Е.С. Рашковым, С.И. Ермолаевым и В.Е. Слуходкиным было разработано 20-мм однозарядные противотанковое ружье "РЕС". Ствол "РЕС" запирался горизонтально движущимся клиновым затвором, открывавшимся вручную, а закрывавшимся возвратной пружиной. ПТР "РЕС" имело дульный тормоз-пламегаситель и колесный станок со щитом. Откидной приклад с буфером по устройству напоминал ПТРД.
20-мм ПТР "РЕС"
Для ПТР сконструировали оригинальный патрон с 20-мм бронебойным снарядом с вольфрамовым сердечником. Снаряд имел алюминиевую головную часть.
Основой для гильзы его патрона стала гильза от выстрела для 45-мм противотанковой пушки. Проведенные на полигоне ГБТУ испытания показали достаточно высокую эффективность нового ПТР. На дальности 300 м обеспечивалось пробивание брони толщиной до 50 мм, расположенной по нормали. Малосерийное производство 20-мм ПТР "РЕС" велось в Коврове. Всего в 1942-1943 г.г. было выпущено около 70 ПТР "РЕС".
В том же 1942 г. в Артиллерийской Академией имени Ф.Э.Дзержинского разработали для десантных войск и партизанских отрядов 25-мм легкую противотанковую пушку. ЛПП-25 несколько напоминает s.PzB.41, хотя и имеет обычный ствол. Ее конструкторам, И.И.Жукову, М.Ф.Самусенко и А.М.Сидоренко, удалось добиться высокой бронепробиваемости — 146 мм. Пушка была рассчитана на буксировку тягачом, а в случае необходимости могла переноситься расчетом из 3-х человек на небольшое расстояние (например, через овраги). Не очень большая масса — 202 кг - это позволяла.
ЛПП-25 несколько легче, чем s.PzB.41, и проще в производстве из-за отказа от конического ствола, но на вооружение не было принято.
Источник