Наука

Жизнь наших предков

1. Олдувай

Олдувай — ущелье на севере Танзании, в 36 км к северо-востоку от озера Эяси. Представляет собой 40-километровую расщелину, идущую вдоль равнин Серенгети в охраняемой зоне Нгоронгоро, глубиной ок. 100 м и площадью 250 км².

Ущелье Олдувай — территория множества находок доисторического периода. В 1913 году в ходе исследования ущелья, проводившегося археологом Гансом Реком, в слое пород, возраст которого оценивается приблизительно в 1,5 миллиона лет, был обнаружен скелет. Возраст найденных останков стал предметом спора — они могли оказаться на одном из нижних горизонтов в результате перезахоронения. Однозначного разрешения спор не получил.

Археологами Луисом, Мэри и Джонатаном Лики на территории ущелья на протяжении 30—60-х годов XX века велись масштабные раскопки, при этом наиболее важные открытия, часть из которых стала существенной ступенью в деле исследования происхождения человека, сделаны ими в 1959—1963 годы. В частности, были найдены останки Homo habilis (древность свыше 2 млн лет), напоминавших австралопитековых обезьян, но уже перешагнувших рубеж, отделявший человека от животного царства. Был также обнаружен череп австралопитека, расколотые кости убитых на охоте животных и очень грубые каменные орудия, относящиеся к древнейшей эпохе палеолита (т. н. олдувайская культура). Вышележащий слой (древность 1,4—1 млн лет) содержал помимо каменных орудий кости людей, занимавших промежуточное положение между Homo habilis и питекантропом. Рядом с останками человеческих существ были найдены и останки хищных животных того же периода, крупнейшим из которых был Crocodylus anthropophagus.

В ущелье также расположен музей антропологии и эволюции человека «Олдувай Годж», в котором представлены останки предшественников современного человека, останки доисторических животных, бивни мамонтов.

Жизнь наших предков



2. Гёбекли-Тепе

Гёбекли-Тепе — храмовый комплекс, расположенный на юго-востоке Турции. Является древнейшим из крупнейших мегалитических сооружений в мире. Его возраст составляет не менее 12000 лет [на семь тысяч лет старше пирамид Гизы, если кто не знает], ориентировочно датируется по меньшей мере IX тысячелетием до нашей эры. Представляет собой круглой формы сооружения (концентрические окружности), число которых доходит до 20, согласно геомагнитным исследованиям, проведенным в 2003 г.. Поверхность некоторых колонн покрыта рельефами. Комплекс был преднамеренно засыпан песком в VIII тысячелетии до н. э. Долгое время (9,5 тысяч лет) был скрыт под холмом Гёбекли-Тепе высотой около 15 метров и диаметром около 300 метров.

На сегодняшний день храмы Гёбекли-Тепе представляют собой древнейшие культовые сооружения. Их строительство началось еще в мезолите и продолжалось несколько тысяч лет.

Археологический комплекс состоит из трёх основных слоёв, которые относятся к эпохе неолита. Древнейшим является слой III. В древнейшем слое (слой III) найдены монолитные колонны до 3 м в высоту, соединенные стенами из необработанного камня в округлую или овальную в плане постройку. Аналогичные колонны устанавливали в центре сооружения. Полы из обожженного известняка с низкими каменными скамьями вдоль стен. Кроме того, в храме устанавливали скульптуры кабанов и лис. Всего вскрыто четыре таких сооружения диаметром от 10 до 30 м. По данным геофизических исследований, в недрах холма скрыто еще 16 таких сооружений. Камень добывали поблизости, выламывая его при помощи каменных клиньев. В каменоломнях найдено несколько незаконченных колонн, длина которых достигала 9 м.

Слой II соответствует периоду 7500 — 6000 лет до н. э. В эту эпоху над засыпанными древнейшими сооружениями были построены четырехугольные залы с полами из полированного известняка. Верхние слои повреждены выветриванием и позднейшим земледелием.

Колонны храмов украшены резьбой по камню в виде животных и абстрактных пиктограмм. Они не могут быть системой письма, но отражают общеупотребительные сакральные символы своей культуры, известные и для других неолитических культур. Среди узнаваемых изображений — львы, быки, кабаны, лисы, газели, змеи и другие рептилии, насекомые, паукообразные, птицы, чаще всего грифы и водоплавающие. Изображения грифов связывают с особенностью местного культа; предполагается, что мертвых не хоронили, а оставляли на съедение грифам (позже это было принято у огнепоклонников), а их головы отделяли от туловища и хранили как предмет культа предков (как в предшествующей натуфийской культуре). Изображений человека немного, среди них — изображение обезглавленного тела, окруженного грифами. На Т-образных колоннах имеются также изображения рук, возможно, обозначающих людей.

В храмах найдено множество кремневых артефактов (преимущественно наконечники стрел и скребла), а также кости животных. Предполагается, что храмовый комплекс был объектом паломничества для людей, обитавших за сотни километров от него. Здесь происходили ритуальные фиесты и, возможно, жертвоприношения. Тем не менее, при храме постоянно жило некоторое количество служителей культа.

Жизнь наших предков



Жизнь наших предков





Жизнь наших предков



Жизнь наших предков




3. Чайоню

Чайоню - неолитическое поселение в юго-восточной Турции, 7250 — 6600 лет до н. э. Расположено в предгорьях Восточного Тавра, в районе Эргани ила (провинции) Диярбакыр; находится в 40 км к северо-западу от центра ила — города Диярбакыр.

Первые раскопки в Чайоню провёл в 1964—1978 гг. Роберт Брейдвуд. Раскопки возобновились в 1985—1991 гг.

В соответствии с периодизацией, принятой в археологии Ближнего Востока, результаты начального этапа раскопок позволили отнести поселение Чайоню к докерамическому неолиту. В ходе этих раскопок удалось выделить 5 археологических слоёв и, соответственно, фаз развития поселения, датировавшихся 7250—6750 гг. до н. э. Результаты раскопок получили широкую известность, и пятислойное поселение Чайоню-Тепеси стало рассматриваться как классический памятник раннеземледельческой культуры Передней Азии.

На поселении Чайоню были вскрыты основательные жилые постройки. Уже на первом этапе развития поселения у домов, возводимых из необожжённой глины, появились каменные фундаменты. Во второй фазе появляются уже каменные дома с каменными же фундаментами, имевшие строго прямоугольную форму (в отличие от наиболее ранних построек округлой формы). В этих домах полы были покрыты ровным слоем из известковой обмазки, причём полы были окрашены в оранжево-жёлтый цвет. В одном из домов пол был выложен мозаикой из цветных камешков.

Местная дикая фауна включала кабанов, овец, коз и оленей. Ландшафт состоял из болот, тростниковых зарослей у притоков Тигра, лесостепи с зарослями миндаля и фисташки. В степи близ горы Карачадаг в окрестностях Чайоню до сих пор растут дикие предшественники культурной пшеницы и других одомашненных злаков, составлявших основу земледелия местных племен. Следы охотничье-земледельческого хозяйства чётко прослеживаются уже в двух нижних слоях поселения. Жители Чайоню возделывали пшеницу — однозернянку и двузернянку; ячменя почти не было. Помимо одомашненных злаков, на поселении Чайоню были также найдены бобовые (горох, бобы, чечевица).

Обитатели поселения разводили собак, коз и овец, охотились на зубров и оленей. При этом количество костей коз и овец, найденных в слоях, относящихся к последним фазам существования поселения, в 13 раз превосходит число костей оленей, зубров и других диких животных (это означает, что охота окончательно уступает место скотоводству).

Чайоню, по-видимому, является центром, где человек начал использовать металл (найденные здесь металлические изделия по радиоуглеродному анализу имеют возраст 7200±200 и 6750±250 лет до н. э.). Именно здесь впервые встречаются самые древние металлические изделия, полученные путём ковки из самородной меди. В течение VII тысячелетия до н. э. кузнечная обработка самородной меди распространяется на довольно обширный регион (от центральной Анатолии до юго-западного Ирана и от юго-восточной Анатолии до западной Сирии).

В качестве источника металла выступали богатейшие залежи самородной меди, расположенные, в частности, в районе Эргани (юго-восточная Анатолия). Поскольку самородная медь, обработанная холодной ковкой, не давала возможности изготавливать сколько-нибудь крупные предметы, среди древнейших медных изделий встречались в основном бусины, пронизки, иглы и шилья. В Чайоню были найдены также металлические булавки, крючки и браслеты.

Хотя керамическая посуда в Чайоню отсутствует, но имеются глиняные фигурки животных. Основные орудия труда, найденные на поселении, сделаны из кремневых ножевидных пластинок; при этом около 10 % таких орудий составляют серпы, имеющие на своих лезвиях следы жатвы.



4. Микенская цивилизация

Микенская цивилизация или Ахейская Греция — культурный период в истории доисторической Греции с 16 по 11 век до н. э., бронзового века, часть крито-микенской культуры. Получила свое название по городу Микены на полуострове Пелопоннес. Другими важными полисами этого периода были Афины, Фивы и Пилос. В противоположность минойцам, культура которых достигает расцвета благодаря мирному существованию и оживленной торговле, микенцы были завоевателями. Исчезновение микенской культуры связывают с дорийским вторжением около 1200 до н. э.

В III—II тыс. до н. э. в Балканской Греции обитали пеласги, лелеги и карийцы, вся страна по словам Геродота называлась Пеласгией. Поздние греческие историки считали эти народы варварами, хотя в действительности их культура находилась на более высоком уровне развития (об этом свидетельствуют археологические данные), чем культура греков-ахейцев, вторгшихся на территорию Греции на рубеже III—II тыс. до н. э. Данные культуры или одна из них могли быть связаны с хронологически предшествующей культурой Винча, 5—3 тыс. до н. э., южная граница которой находилась на севере Греции.

Все поселения раннеэлладской эпохи можно разделить на два вида — это цитадели (например, «дом с черепицей» в Лерне), в которых проживали представители родоплеменной знати, и плотно застроенные посёлки (например, Рафина и Зигуриес), заселенные, в основном, крестьянами-земледельцами. Все цитадели были окружены оборонительными сооружениями, которые присутствовали также в некоторых поселениях.

Помимо занятия земледелием, в раннеэлладский период возникает ремесло (гончарное, кузнечное), но численность ремесленников была мала, и продукция обеспечивала местный спрос, но не исключено, что она также выходила за пределы отдельной общины.

Разделение поселений на цитадели и посёлки может говорить о начале классообразования во второй половине III тыс. до н. э. Цивилизация этого периода уже опережала в своём развитии другие европейские культуры, однако дальнейшему прогрессивному росту помешало передвижение племен по территории Балканской Греции.

С приходом первой волны ахейских племен можно говорить о формировании греческой народности в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины.

Археологические данные находок среднеэлладского периода (XX—XVII) говорят о некотором упадке культуры этого периода по сравнению с культурой раннеэлладского периода. В погребениях этого времени отсутствовали изделия из металла, вместо них вновь появляются каменные орудия, инвентарь таких погребений очень скуден и однообразен, скорее всего, это можно объяснить отсутствием классового расслоения общества. Также исчезают монументальные сооружения, хотя нельзя не отметить появление некоторых новшеств, таких как гончарный круг и боевая колесница.


Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков





Жизнь наших предков



Жизнь наших предков




«Дом с черепицей» — археологический памятник раннего бронзового века у греческого города Лерна. Дом датируется раннеэлладским периодом II (2500—2300 гг. до н. э.), когда на территории Греции обитали пеласги и минийцы, и представляет собой дворец или административный центр, либо какое-то другое публичное здание. Поскольку в доме не обнаружены какие-либо предметы, более подробно уточнить его назначение не представляется возможным.

Здание обладает рядом архитектурных особенностей, которые можно считать передовыми для своего времени, в первую очередь это крыша, покрытая плитками из обожжённой глины, от которых и произошло название здания. Здание относится к так называемому типу коридорных домов. В греческой архитектуре черепица получила распространение лишь в 7 в. до н. э., хотя черепичные крыши встречаются также на раннеэлладском объекте Аковитика и позднее в микенских городах Гла и Мидея. Археологический мусор, найденный на месте памятника, содержит обломки множества терракотовых плиток, упавших с крыши. Стены дома были выполнены из высушенных на солнце кирпичей с каменными сердечниками.

В доме, помимо черепичной крыши, сохранилась лестница, ведущая на второй этаж.

Жизнь наших предков





Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



5. Угарит

Угарит — древний торговый город-государство в Сирии

Угарит располагался на холме, известном как Рас-Шамра, на побережье Средиземного моря, где сегодня находится северная часть Сирии. Археологическое городище было случайно открыто в 1928 г. крестьянином, вспахивавшим поле.

Древнейшее поселение городского типа в Угарите возникло в неолите, около 6000 г. до н. э. Расцвет многонационального Угарита приходится на второе тысячелетие до н. э.. В период расцвета его территория простиралась на 60 километров с севера на юг, от горы Касиос до Тель-Сукаса, и на 30—45 километров с запада на восток, от Средиземного моря до долины реки Оронт.

В умеренном климате Угарита процветало скотоводство. Земля славилась зерновыми, оливковым маслом, вином, а также древесиной, которой чрезвычайно не хватало в Месопотамии и Египте и на которую был постоянный спрос. Благодаря тому, что в Угарите пересекались важные торговые пути, город стал одним из первых крупных международных портов. Купцы с островов Эгейского моря, из Анатолии, Вавилона, Египта и других стран Ближнего Востока торговали в Угарите металлом, сельскохозяйственными продуктами и множеством товаров местного производства.

Под властью угаритского царя находилось около 180 земледельческих общин. Керамика свидетельствует о сильном влиянии эгейской и кипрской цивилизаций. Обнаружено большое количество надписей критским Линейным письмом А и кипро-минойским письмом).

Несмотря на экономическое процветание, Угарит всегда был зависимым государством. Город являлся северным аванпостом египетской державы, пока в XIV веке до н. э. не вошёл в состав Хеттского царства. Угарит должен был платить хеттам дань и снабжать их войсками. Когда вторгшиеся «народы моря» начали опустошать Анатолию (центр Турции) и северную часть Сирии, хетты использовали для своих военных целей войско и флот Угарита. В результате Угарит стал беззащитным и приблизительно в 1200 году до н. э. был полностью разрушен.

Раскопками вскрыты руины огромного царского дворца, жреческой и ряда других библиотек с многочисленными памятниками угаритской письменности (около 1450—1200 годов до н. э.) Открылась неизвестная доселе литература религиозно-мифологического характера, которая имеет параллели с рассказами Санхуниатона и Ветхого Завета. Помимо угаритского, в ходу были аккадский, шумерский, хурритский язык, этеокритский (минойский) и этеокипрский языки.

После разрушения Угарита остался огромный холм высотой около 20 метров и площадью более 25 гектаров. Пока раскопана только шестая часть этой площади.

Среди руин археологи обнаружили развалины огромного дворцового комплекса, который насчитывал приблизительно сто залов и дворов и занимал практически целый гектар. В этом комплексе были туалеты, а также водопровод и канализация. Мебель была инкрустирована золотом, лазуритом и слоновой костью. Археологи нашли также несколько панно из слоновой кости, украшенных сложной резьбой. Особую прелесть дворцу придавали огороженный сад и пруд с высокими берегами.

В городе и на окружавшей его равнине преобладали храмы хананейских божеств Баала (Ваала) и Дагана. Эти храмы представляли собой башни высотой около 20 метров, в которых было небольшое преддверие, ведущее во внутреннюю комнату, где находилось изображение божества. Лестница вела вверх, на веранду, где царь совершал различные обряды. По ночам и во время бури на верхушке храма могли зажигать сигнальные огни, указывающие кораблям путь в безопасную гавань. Моряки приписывали свое благополучное возвращение домой богу бури Баал-Хаддаду, и, по одной из версий археологов, именно они по обету принесли в святилище этого божества 17 каменных якорей, найденных при раскопках.

Среди руин Угарита были найдены тысячи глиняных табличек. В их числе экономические, юридические, дипломатические и хозяйственные документы, записанные на восьми языках с использованием пяти видов письма. Группа французских археологов под руководством Клода Шеффера в 1929 г. обнаружила надписи на ранее неизвестном языке, получившем название «угаритский». В его основе лежит один из древнейших алфавитов, состоящий из 30 клинописных знаков.

Найденные в Угарите таблички содержат не только светские документы, но и литературные произведения, открывшие нам глаза на религиозные представления и обычаи того времени. Религия Угарита, по-видимому, была во многом сходна с религией соседнего Ханаана. Ролан Де Во отметил, что найденные тексты «являются довольно точным отражением ханаанской цивилизации, существовавшей до того, как земля была покорена израильтянами».



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



6. Ур

Ур — один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья, существовал с 4-го тысячелетия до IV в. до н. э. Ур был расположен в южной Вавилонии, на юге современного Телль-Эль-Мукайяр в Ираке, близ Насирии, в низовьях на западном берегу реки Евфрат на территории, имеющей современное арабское название «Тель эль-Мукайяр» («Битумный холм»). Город упоминается в Ветхом Завете как «Ур Халдейский», родина пророка Авраама.

Раскопки Ура впервые произведены в 1854 г. служащим британского консульства в Басре Тэйлором для Британского музея. Были обнаружены развалины храма местного бога Сина, «дома великого света», а также интересные некрополи, с погребениями или в круглых гробах, или под кирпичными сводами, или (для бедных) в глиняных сосудах. Раскопками обнаружены оборонительные стены, дворцы, храмы, зиккурат, гробницы, клинописный архив. При скелетах найдены остатки погребальных пелен и много глиняных, реже — медных сосудов, содержавших некогда пищу и питье. Сохранность глиняных гробов и сводов объясняется дренажными приспособлениями: осушка холмов достигалась вертикальными глиняными трубами, опущенными в почву. Многочисленные надписи пролили свет на династию Ур. Цари Ура — Ур-Намму, Шульги, Амар-Зуэн, Шу Суэн и Ибби-Суэн — носили титул сначала «царей Шумера и Аккада», потом царей «четырех сторон света» и были могущественными повелителями большей части южной Вавилонии. Сирпурла находилась под их верховенством. Надписи говорят почти исключительно о постройках царями храмов различным божествам. Впоследствии Ур попал под власть Вавилона. Выселение Авраама из Ура в Палестину через Харран указывает на связь этих древних центров культа бога Сина. В клинописных табличках, хрониках царей Ура, указываются походные записи о построении храмов, праздниках, сооружении городов и походах.

В межвоенный период руины Ура были детально исследованы англо-американской экспедицией во главе с Л. Вулли. Среди находок Вулли, прогремевших на весь мир, — Штандарт войны и мира с древнейшими изображениями боевых колесниц и первые известные учёным струнные музыкальные инструменты. Также был освобождён от тысячелетних заносов величественный зиккурат в Уре.

Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



7. Чатал-Хююк

Чатал-Хююк - большое поселение эпохи керамического неолита и энеолита в южной Анатолии, расположенное в 50 км к югу от турецкого города Конья. Является крупнейшим и наиболее хорошо сохранившимся обнаруженным неолитическим поселением. Самые ранние найденные культурные слои относятся к 7500 г. до н. э. Поселение существовало до 5700 г. до н. э. Жители покинули поселение до наступления Бронзового века. Поселение было расположено в 140 км от двуглавой вершины вулкана Хасандаг. Восточная часть поселения образует холм, возвышающийся над равниной на 20 м. Благодаря такому местоположению поселение господствовало над обширными полями на Иконийской равнине к юго-востоку от современного турецкого города Конья. К западу от поселения существовало ещё одно поселение меньших размеров, а в нескольких сотнях метров к востоку от него было обнаружено селение византийской эпохи. Между двумя холмами поселения существовал канал, отведенный от реки Чаршамба. Неолитическое поселение в Чатал-Хююке занимало территорию около 13 га, из которых к настоящему времени раскопано около 0,5 га.

Экономика Чатал-Хююка была основана на земледелии и скотоводстве. Кроме пшеницы и ячменя, жители Чатал-Хююка выращивали бобовые, а также собирали дикорастущие миндаль, фисташки и фрукты. Пасли овец и, возможно, крупный рогатый скот. Тем не менее, главным источником мяса оставалась охота. Орудия труда и оружие древние жители Чатал-Хююка изготовляли преимущественно из обсидиана и не только использовали сами, но и продавали другим племенам в обмен на морепродукты, раковины моллюсков и кремень, поступавший из Сирии. Это позволяет предположить, что местная община специализировалась в горном деле и активно развивала культуру изготовления изделий из камня. Судя по остаткам окалины и шлака, жители Чатал-Хююка одними из первых в мире научились выплавлять из руды медь, что связывает это селение с началом медного века.

Население восточного холма насчитывало до 10 тыс. чел. Все поселение состояло из жилых домов; общественных построек не найдено. В то же время стены больших домов были богато украшены росписью. Их предназначение остается неясным. Дома строили из сырцового кирпича, скученные как соты в пчелином улье. Улиц или дорожек между домами не было. Вход в большинстве случаев был устроен с крыши, куда были проложены лестницы как внутри, так и снаружи домов, поэтому «улицы», по-видимому, проходили по крышам зданий. Вход был также единственным вентиляционным отверстием как для поступления свежего воздуха, так и для отвода дыма от открытых очагов, не имевших труб. Как очаги, так и лестницы и вход в помещение обычно располагались возле южной стены. Кроме того, в интерьере имелись приподнятые платформы, вероятно, сидения или столы. Как и стены, они были покрыты полированным алебастром. Подсобные помещения использовались как хранилища и были доступны из главной комнаты через низкий вход. Все помещения содержались в чистоте, мусора или отходов в них найдено крайне мало. Мусорные кучи располагались в стороне от домов и содержали наряду с пищевыми отходами и нечистотами остатки древесного угля и золы. В хорошую погоду население могло также располагаться на крышах своих жилищ, а в холодную там устраивали общественные очаги, вероятно, для отопления. Время от времени обветшавшие сооружения частично разрушали, и на фундаменте из обломков возводили новые стены. В результате строительной активности селение постепенно поднималось над окружающим рельефом. Всего обнаружено до 18 слоев такого строительства.

Тела усопших хоронили под полом домов, чаще всего, под очагами и другими внутренними возвышениями, вместе с дарами: драгоценными и полудрагоценными камнями, оружием, тканями, деревянными сосудами. Тела усопших тщательно пеленали и нередко укладывали в плетеные корзины или заворачивали в тростниковые маты. Поскольку скелеты часто расчленены, предполагают, что перед захоронением тела долго выставляли на открытом воздухе, после чего хоронили только кости. Иногда черепа отделяли, вероятно, для использования в неком ритуале, так как их находят в других местах селения. Некоторые черепа покрывали алебастром, моделируя лицо, и раскрашивали охрой. Подобные обычаи встречались также у населения других неолитических поселений, например, в Иерихоне и на территории современной Сирии.

Настенные росписи обычно представляют собой сцены охоты, мужчин с поднятым фаллосом, изображения ныне вымерших крупных копытных, оленей и грифов. Кроме росписей на стенах найдены рельефы в виде леопардов, смотрящих друг на друга, и множество женских статуэток из мрамора, коричневого и голубого известняка, кальцита, сланца, базальта, алебастра и глины. Статуэтки предположительно изображают Богиню-мать. Они нередко находятся в зернохранилищах, что указывает на статус женского божества как хранителя урожая.

Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



8. Хаттуса

Город Хаттуса расположен на расстоянии 24 км к югу от небольшого города Сунгурлу. Возле города находится небольшая деревушка Богазкале. Эту деревню часто называют «хранитель руин древней хеттской столицы Хаттуса». Еще эта деревня включена в основной список ЮНЕСКО.

На территории города Хаттуса до сих пор можно встретить останки, которые служили для укрепления большой крепости Буюк-Кале. Она была построена в XIV-XIII вв. до н. э., еще ее очень часто называли Большой храм.

Буюк-Мабет считается одним из самых лучших храмом во всем мире. Его построили XIV-XIII вв. до н. э. До сих пор остались небольшие остатки от церемониальных ворот. В городе можно увидеть разрушенную крепость Йениккале, врата Йеркапы знаменитые 70-метровым туннелем, который выходит далеко за пределы города. В центре города построено большое число хозяйственных сооружений и высоких дворцов.

Территория города Хаттуса составляет примерно 70 кв.км. Еще некоторая часть города остается нераскопанной. Считается, что раскопали только третью часть города. Сам же город славится своими архитектурными сооружениями, такими как памятники, разнообразными клинописными барельефами, которые в большей степени помогли узнать ученым огромную часть истории данного народа. До сих пор неизвестно, откуда в этом районе появились люди и куда они исчезли. Самые лучшие археологические находки хранятся в столичном и археологическом музее.

Во время процветания, Хеттуса занимала территорию, площадь которой составляла сто двадцать гектар земли. У хеттов были разработаны пастбища, занимались плодородием, разведением животных. Одним словом, это был трудолюбивый народ. В каждом доме имелась зернотерка. Она представляла собой два камня. Один с углублением, куда засыпалось зерно, а другой служил ступой, по размеру он помещался в руке. У хеттов были веретена, ткацкие станки, игрушки, амулеты из глины и металлические зеркала. Подвалом служил огромный, врытый в пол, глиняный кувшин.
Зима здесь довольно суровая и длинная, лето же, наоборот чересчур жаркое и короткое. Так как ландшафт – горная степь с очень сложным рельефом местности, здесь практически отсутствует растительность. Высота над уровнем моря достигает 1050 метров.
В самом центре города расположена большая крепость, площадью 35000 кв.м. Именно здесь и находился Царский дворец, который был обнесен тремя внутренними дворами и колоннадой. Помимо покоев во дворце находился государственный архив, где хранились важные в то время документы. На деревянных полках хранилось множество различных книг из глины. Это было связано с тем, что хетты раньше всегда для письма использовали дешевый и всем доступный материал – глину. Их насчитывалось примерно 2,5 тысячи, а то и больше. Точную цифру никто не знал, так как многие из них были разбиты, и понять, сколько их было на самом деле невозможно. Это говорит о том, что хетты придавали огромнейшее значение образованию. Клинописный текст на табличках хранился тысячелетиями. Таблички, которые были ни кому не нужны, применяли в строительстве и ремонте домов. Таким образом, хетты привыкли к экономии ещё издревле. Даже тетради у них были сделаны из дощечек. Чаще всего, их использовали при отправке писем.
В нижней части города находился большой храм, возведенный ещё в XIV веке до нашей эры. Это был храм Бога Грозы – Тебуша. Он занимал площадь в 21600 кв.м. Также здесь находился храм Богини Солнца – Хепату – площадью всего лишь 2730 кв. Это были самые культовые сооружения, посвященные главным богам хеттов. Вокруг главного храма были возведены хранилища. Ведь именно здесь хранились дары, принесенные богу. Поскольку царь был ещё и верховным жрецом, то подаяния мало чем отличались от сбора налогов с населения.

В городе работали водяные мельницы, проведены канализация и водопровод, также было сделано семь прудов. Когда были произведены раскопки, археологи обнаружили несколько крупных хранилищ с небольшим остатком зерна. Ведь Хаттуса является одним из самых богатейших городов Хеттского государства. Этого количества хватило бы примерно на год, чтобы прокормить тридцать тысяч человек, практически всех своих жителей. Так как население города насчитывало примерно 30-40 тыс. человек.

Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков





9.Мохенджо-Даро

город цивилизации долины Инда, возникший около 2600 года до н. э. Расположен в Пакистане, в провинции Синд. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Древней Месопотамии.

Мохенджо-Даро возник около 2600 года до н. э. и был покинут приблизительно девятьсот лет спустя. Предполагается, что во времена расцвета город являлся административным центром цивилизации долины Инда и одним из наиболее развитых городов Южной Азии. По некоторым версиям, его обитатели подверглись истреблению во время нашествия ариев

Мохенджо-Даро выделяется среди других центров Индской цивилизации почти идеальной планировкой, использованием в качестве основного строительного материала обожжённого кирпича, а также наличием сложных ирригационных и культовых сооружений. Среди прочих построек обращают на себя внимание зернохранилище, «большой бассейн» для ритуальных омовений площадью 83 кв. м. и возвышенная «цитадель» (по всей видимости, предназначавшаяся для защиты от наводнений). В период расцвета население составляло от 30.000 до 40.000 человек.

Ширина улиц в городе достигала 10 м. В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации. Часть территории нижнего города, где селились простолюдины, была со временем затоплена Индом и потому остаётся неисследованной. За 4500 лет уровень воды (почвы) поднялся на 7 метров.

Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



10. Сунгирь

Сунгирь — верхнепалеолитическая стоянка древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода. Предполагаемый возраст — 25 тысяч лет. Сунгирь - одна из самых богатых и исследованных стоянок древнего человека: в ходе раскопок, которые велись почти 30 лет, было сделано около 70 тысяч археологических находок.

Сунгирь прославилась своими погребениями: мужчина 40—50 лет (Сунгирь-1) и подростков: мальчика 12—14 лет (Сунгирь-2) и девочки 9—10 лет (Сунгирь-3), лежавших головами друг к другу. Одежда подростков была обшита бусами из кости мамонта (до 10 тысяч штук), что позволило реконструировать их одежду (оказавшуюся похожей на костюм современных северных народов); кроме того, в могилах были браслеты и другие украшения из мамонтовой кости. В могилу были положены сделанные из мамонтовой же кости дротики и копья, включая копье длиной 2,4 м. Погребения были присыпаны охрой.

Сунгирцев относят к кроманьонцам. Они были высокорослы (178 см). Основным занятием сунгирцев была охота на мамонтов, северных оленей, бизонов, лошадей, волков и росомах.

30 апреля 1981 года в ходе земляных работ на правом берегу реки Рпень была обнаружена стоянка первобытного человека эпохи палеолита, названная Русанихой. В культурном слое стоянки найдено большое количество каменных орудий труда, схожих с теми, что были найдены на стоянке Сунгирь, расположенной в 8 километрах к востоку от Русанихи. Среди обнаруженных костей животных преобладали останки мамонта. По предположению учёных, Русаниха была временным лагерем охотников на мамонтов, а Сунгирь — их базовой стоянкой.

Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



11. Костёнковские стоянки

Палеолитические стоянки древнего человека, обнаруженные в районе села Костёнки в Хохольском районе Воронежской области. Памятники ориньякской культуры сосредоточены здесь на очень небольшой территории: 25 стоянок разного времени (в том числе 10 многослойных) занимают площадь 30 кв. км

Наиболее значимыми работами в Костёнках руководил П. П. Ефименко. В 1930-е гг. этим учёным было вскрыто законсервированное ныне жилище из костей мамонта (размеры 36 x 15 метров, возраст около 20 тысяч лет). На территории жилища имеется 12 ям, которые использовались как костехранилища. Другие жилища костенковцев вытянуты в длину; по продольной оси расположен ряд очагов.

Ко второй половине ХХ века стало ясно, что Костёнки не представляют собой одного поселения, поэтому в научной литературе нередко можно встретить числительное после названия стоянки, самые известные из которых «Костёнки-12» и «Костёнки-14» (Маркина гора). «Костёнки-1» имеют много общего с верхним слоем Авдеевской стоянки в Курской области.

На первой исследованной стоянке обнаружено десять «костенковских венер»: каменные или костяные фигурки обнажённых женщин с увеличенными объёмами живота, груди, бёдер. Стоянки состояли из шалашей, остовами которых служили кости мамонта.

Человеческие останки свидетельствуют, что население стоянки «Костёнки-14» по антропологическим показателям напоминало современных папуасов. Их отличал невысокий рост (160 см), узкое лицо, широкий нос, прогнатизм.[5] Однако позднее население стоянки имеет уже кроманьоидный облик.

Скелет из Маркиной Горы (30 тыс. лет назад) был исследован на митохондриальную ДНК. У него обнаружилась митохондриальная гаплогруппа U2. Сейчас эта гаплогруппа распространена в основном в Северной Индии и Прикамье.

Предположительный возраст ископаемых останков относится к периоду, когда в этих краях господствовала приледниковая тундра. До последнего времени считалось, что нижние слои датируются 32 тыс. лет до нашего времени. Палеомагнитное и радиоуглеродное исследование найденного в этих слоях вулканического пепла позволяет предположить, что он был занесён после катастрофического извержения на Флегрейских полях 39600 лет назад. Таким образом, возраст древнейшего слоя стоянки может составлять 40-42 тысяч лет. Приблизительное время появления в Европе современного человека (кроманьонца) — 45 тысяч лет назад.

Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков



Жизнь наших предков


Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург