Исландия

Начнем с самого неземного места на Земле — Исландии. Холодная ночь. На заднем фоне виднеется крупнейший ледник на острове — Ватнайёкюдль. Кажется, что что яркое зеленое северное сияние рождается из ледника, как из вулкана. Справа видно длинное необычное линзовидное облако, окрашенное в зеленый цвет свечением другого северного сияния позади него. Над этим линзовидным облаком находятся необычные радужные линзовидные облака, заходящая Луна и заходящие звезды.

Шаровое скопление М15 в созвездии Пегаса

Звезды, словно пчелы, роятся вокруг центра шарового скопления М15 в созвездии Пегаса. Этот шар состоит из 100 000 звезд, и он вращается вокруг Млечного пути. M15 находится на расстоянии около 35 тысяч световых лет от нас и его можно легко разыскать с помощью бинокля: у него в центре одна из самых больших концентраций звёзд. (Фото ESA, Hubble, NASA):

Тайны черных дыр

Из чего состоят струйные выбросы черных дыр? Многие черные дыры в двойных звездных системах окружены дисками из газа и плазмы, которые они своей гравитацией сорвали со звезды-партнера. Часть этого вещества после того, как близко подойдет к черной дыре, улетает из двойной системы в виде мощных струйных выбросов — джетов, вырывающихся с полюсов вращающейся черной дыры. (Фото NASA, CXC, M. Weiss):

NGC 4921 — галактика в созвездии Волосы Вероники

Где находится спиральная галактика NGC 4921? В настоящее время считается, что расстояние до нее составляет около 310 миллионов световых лет. Среди прочих спиральных галактик NGC 4921 выделяется тем, что ее спиральные ветви испускают довольно тусклое свечение по сравнению с центральной зоной. Это означает, что в рукавах галактик почти не происходят процессы звездообразования, что довольно нетипично для галактик подобного рода.
Галактика входит в состав скопления галактик Комы. (Фото Data — Hubble Legacy Archive, ESA, NASA; Processing — Roberto Colombari):

Шляпообразное облако в горах Сьерра-Невада

Такие шляпообразные облака формируются из текущего вверх к вершине горы воздуха, который потом остывает, смешивается с молекулами воды и, наконец, заставляет эти молекулы сконденсироваться в капельки. (Фото Guido Montañés):

Планетарная туманность Abell 7

Очень слабая планетарная туманность Abell 7 располагается на расстоянии почти 1800 световых лет к югу от Ориона на небе планеты Земля в созвездии Зайца. Она окружена звездами нашего Млечного Пути, ее диаметр составляет около 8 световых лет, и она имеет сферическую форму.

Планетарная туманность — это непродолжительная финальная стадия звездной эволюции, во время которой центральная звезда, похожая на Солнце, сбрасывает свои внешние слои. Для нашего Солнца такая стадия наступит через 5 млрд лет. Туманность Abell 7 совсем молодая, ей около 20 000 лет. Ее центральная звезда, возраст которой около 10 млрд лет, уже превратилась в слабеющий белый карлик. (Фото Don Goldman):

Голубые звезды

Красивый космический пейзаж. Альнитак, Альнилам и Минтака — три яркие голубые звезды, расположенные по диагонали из нижнего правого угла в верхний левый. Более известные как Пояс Ориона, эти три голубых сверхгиганта гораздо больше и горячее нашего Солнца. Они находятся на расстоянии около 1 500 световых лет от Земли. Сама туманность Ориона находится чуть правее, за пределами кадра. (Фото Rogelio Bernal Andreo):

Европа

Это Европа — спутник гиганта-Юпитера. На снимке, полученным автоматическим космическим аппаратом Галилео, видны равнины из светлого льда. Размерами Европа похожа на Луну, но ее поверхность гораздо ровнее. (Фото Ted Stryk):

Звездный пузырь

Выдутый быстрым ветром с горячей, массивной звезды, этот космический пузырь огромен. Он называется Шарплесс 2-308 и находится от нас на расстоянии 5200 световых лет в созвездии Большого Пса. Возраст звездного пузыря — 70 000 лет. (Фото Jeff Husted):

Водородные облака в спиральной галактике M33

Галактика Треугольника (M33) — спиральная галактика в созвездии Треугольника. Третья по размеру после Галактики Андромеды и Млечного Пути галактика местной группы, в 5—10 раз меньше Млечного Пути по массе. По диаметру в 2 раза меньше Млечного Пути и в 4 раза меньше галактики Андромеды. Её диаметр — около 50 тыс. св. лет соответствует средней величине, типичной для спиральных галактик. По-видимому, спиральная галактика M33 содержит в себе значительно больше водорода, чем ей причитается, на снимке специально усилен контраст красноватых облаков ионизованного водорода. (Фото ):

Скопление Мелотт 15 в туманности Сердце

Кажется, что космические облака формируют невероятные фигуры. Они создаются звездным ветром и теплом горячих массивных звёзд из «новорожденного» звездного скопления Мелотт 15 (ему всего 1.5 миллиона лет).

Что такое звездный ветер? Это процесс истечения вещества из звёзд в межзвездное пространство. (Фото Jimmy Walker):

Туманность Конская Голова

Туманность Конская Голова — одна из самых известных туманностей на небе. Она выглядит темной, потому что она представляет собой непрозрачное пылевое облако. Как и облака в атмосфере Земли, это космическое облако совершенно случайно приобрело такую узнаваемую форму животного. Но через 4 тысячи лет внутренние движения в облаке приведут к изменению его формы. (Фото John Chumack):

Галактика NGC 474

Диаметр галактики NGC 474 – около 250 тысяч световых лет, она находится на расстоянии в 100 миллионов световых лет в созвездии Рыб. NGC 474 является классическим примером галактики с оболочками — структурами, размещёнными вне диска и представляющими собой, возможно, остатки поглощённого компаньона либо возмущения от близкого прохождения другой галактики. (Фото P. -A. Duc (CEA, CFHT), Atlas 3D Collaboration):

Рассеянное звездное скопление М7 в Скорпионе

Скопление Птолемея M7 — одно из самых известных рассеянных звездных скоплений на небе, состоящее из 100 звезд. Его возраст — около 200 миллионов лет, размер — около 25 световых лет, расстояние до него — около тысячи световых лет. Скопление было известно Клавдию Птолемею, который описал его в 130 году до н. э. как туманность. (Фото Lorand Fenyes):

Головастики в IC 410

На этом снимке показана часть слабой эмиссионной туманности IC 410. Выше и правее центра на ней запечатлены замечательные обитатели этого космического водоема из газа и пыли — «головастики» IC 410. В длину «головастики» составляют около 10 световых лет. (Фото Martin Pugh):

Туманность Улитка NGC 7293

Примерно в 7 сотнях световых лет от нас в созвездии Водолея умирает звезда, похожая на Солнце. Одна из самых близких планетарных туманностей. Открыта Карлом Людвигом Хардингом в 1824 году. В связи с характерным видом пользователи Интернета и журналисты окрестили этот космический объект как «Око Бога» или «Глаз Бога». Туманность «Улитка» зародилась благодаря окончанию «жизненного пути» звезды главной последовательности, подобной Солнцу. Сейчас на её месте остался лишь белый карлик. (Фото Don Goldman):

Туманность Чайка

Эти облака светящегося газа и пыли напоминают астрономам с Земли очертания птицы. Вся область имеет размер более 100 световых лет, а расстояние до неё оценивается в 3800 световых лет. (Фото Michael Miller):

Масштабы вселенной

Как выглядит Вселенная на маленьких масштабах? А на больших? Вселенная выглядит по-разному в зависимости от того, какого размера ее часть мы исследуем. Для человека стеклянная поверхность стола выглядит ровной и гладкой, а для пылевого клеща она покажется усыпанной камнями. Так что не все масштабы хорошо изучены. Эта невероятная интерактивная флеш-анимация — новый взгляд на известные размеры объектов в нашей Вселенной. Двигайте скролл-бар в нижней части и изучайте объекты самых разных размеров. Если вы кликните по самому объекту, то увидите его более подробное описание. (Фото Cary & Michael Huang):

Крестиком на клаве))

Орион

Немногие космические пейзажи так будоражат воображение, как туманность Ориона, расположенная на расстоянии 1 500 световых лет от нас. Эта удивительная фотография в искусственных цветах, созданная по инфракрасным данным с космического телескопа. (Фото NASA, JPL-Caltech, T. Megeath (Univ. Toledo, Ohio):

Южная Вертушка M83

Это спиральная галактика M83 с перемычкой в созвездии Гидра, известная как Южная Вертушка. Она находится на расстоянии приблизительно 12 миллионов световых лет от нас. В галактике было зарегистрировано шесть сверхновых.

Сверхновые звезды — звезды, блеск которых при вспышке увеличивается на десятки звёздных величин в течение нескольких суток. В максимуме блеска сверхновая сравнима по яркости со всей галактикой, в которой она вспыхнула, и даже может превосходить её. (Фото R. Gendler, D. Martinez-Delgado (ARI-ZAH, Univ. Heidelberg) D. Malin (AAO):

Двойное скопление в Персее

Красивый звездный пейзаж. Чуть правее центра видно знаменитую пару рассеянных или галактических звёздных скоплений h и χ Персея. Оба скопления находятся на расстоянии около 7 000 световых лет от нас и состоят из звёзд, более молодых и горячих, чем Солнце. (Фото Fabian Neyer):

Звездная дорога