Истории
Омахское чудовище
Даже на войне, где «серийными убийствами», в общем, никого не удивишь, всё же находятся отдельные "феномены", которым удаётся оставить по себе славу особо способного мясника. Немецкий пулемётчик Генрих Северло поставил один такой мрачный рекорд, всего за 6 часов искрошив в кровавый фарш более двух тысяч янки…
Генрих Северло
Итак, французское побережье Нормандии, ранее утро 6 июня 1944 года, ефрейтор 352-й пехотной дивизии по тревоге занял своё место в бетонном бункере (опорный пункт выстроенного немцами Атлантического вала под номером 62 - "Widerstandsnest 62"). Вражеские корабли и авиация только что прекратили обстрел зоны высадки, чудовищный грохот взрывов вдруг смолк. Наступила странная звенящая тишина. Со стороны моря к берегу приближались сотни десантных барж. Союзники начали операцию «Оверлорд», известную ещё как «День Д». Всего командование англо-американских сил вторжения выбрало пять пляжей, которые должны были принять первую волну из трёх тысяч отборных рейнджеров.
Генрих Северло со своим пулемётом MG-42, известным как «косторезка Гитлера» ( MG 42 отличался чудовищной скорострельностью и способностью за счёт определённой настройки с немецкой методичностью перепахать свинцом каждый ярд земли на нейтральной полосе) должен был оборонять сектор, отмеченный на американских картах как «Омаха-Бич».
Прямо перед 21-летним солдатом разворачивалась грандиозная картина крупнейшей в истории десантной операции: море насколько хватало глаз было заполнено транспортными судами и боевыми кораблями огневой поддержки. Казалось, ничто не могло помешать движению вражеской десантной армады.
Примерно в ста метрах от берега американские морпехи стали покидать самоходные баржи, чтобы пешком преодолеть оставшееся до берега расстояние.
«Они прыгали в холодную воду, которая достигала им шеи, - вспоминал позднее Генрих Северло, который к тому времени ещё не успел сделать ни единого выстрела. – Некоторые бедняги даже исчезали под водой на мгновение. Наверное, они чувствовали себя ужасно в те минуты – пробираемые ледяным холодом до самых костей, вынужденные идти навстречу взявшим их на прицел нашим пулемётам".
Этот в общем-то изначально незлобивый парень, который на себе познал, что такое жестокость со стороны офицеров и который сам потерял здоровье в штрафном лагере, куда его отправили в 1942 году по приговору военного трибунала с Восточного фронта за дерзость в разговоре с офицерами, похоже пока ещё искренне сочувствовал тем, кого он скоро начнёт хладнокровно нашпиговывать раскалённым свинцом…
В 20 веке с развитием генетики возникла тема существования особого гена убийц, маньяков и прочих нелюдей. В прессе замелькали сообщения о якобы найденном «гене маньяка». И в самом деле выяснилось, что генетическая предрасположенность к тому, что при определённых обстоятельствах из обычного на вид улыбчивого паренька получится отличный убийца, есть. Например, в ходе исследования образцов крови 800 заключённых финских тюрем профессор кафедры клинической нейробиологии из института Каролинска (Швеция) Йари Тиихонен и его коллеги обнаружили два гена, отвечающие за выраженное агрессивное поведение, которое может "включаться" в человеке в ответ на ситуационные раздражители. Образцы крови всех исследованных рецидивистов содержали оба варианта гена CDH13 и так называемого гена MAOA. Известно, что «ген воина» участвует в выработке нейротрансмиттера дофамина, который при определённых условиях превращает человека в отличную боевую машину. Учёные из других стран подтвердили факт наличия у определённой группы людей гена, отвечающего за агрессивность и воинственность. Однако, само по себе наличие таких генов в структуре ДНК юноши не гарантирует, что он непременно станет превосходным киллером. К примеру, он может состояться в карьере чемпиона по боксу или стать отличным профессиональным хоккеистом, где драчливость и хладнокровие в опасности только приветствуются. Однако оказавшись на передовой с пулемётов м в руках, такой парень вдруг обнаруживает в себе удивительный талант. И начинает поражать своими способностями даже своих видавших виды командиров. Потому что в нормальном обществе есть лишь очень небольшой процент людей, пригодных использования их в качестве солдат на передовой. К примеру, в Арденах, когда американцы столкнулись с неожиданным контрнаступлением немцев, армейские психиатры армии США отмечали тысячи случаев помешательства среди попавших в настоящую мясорубку призывников. Тоже самое было во Вьетнаме и после него ("вьетнамский синдром").
И ещё меньше существует людей ответственных, уравновешенных, в некотором смысле даже интеллигентных, которых можно обучить убивать профессионально и многократно, не испытывая при этом укоров совести или внутренних конфликтов.
У этого 21-летнего недавнего штрафника, отправленного во Францию из-за слабого здоровья, сделавшего его непригодным для службы на Восточном фронте, вдруг обнаружилось такое редкое качество, как «интеллигентная жестокость». Другими словами, Северло стал способен убивать продуманно, эффективно и главное – с чувством удовлетворения от выполненного долга. Когда в то утро его раскалённому от непрерывной стрельбы пулемёту будет требоваться время на остывание, ефрейтор будет брать в руки один из запасных карабинов и точными снайперскими выстрелами в голову хладнокровно уничтожать пытающихся спрятаться на трупами товарищей таких же мальчишек в форме врага… Нет, он не стал кровожадным маньяком, просто у него в какой-то момент службы существенно поменялась жизненная философия. Ведь этот домашний юноша до службы ходил во воскресеньем в кирху и слушал проповеди о божественной любви и милосердии, и тоже считал право на жизнь незыблемым законом божьего мира. Но на фронте он пересмотрел прежние обывательские догмы о метафизической неприкосновенности чужой жизни. Те, кто подпадал под категорию «врагов», переставали быть для него людьми и становились целями для охоты. Да и был ли у него выбор? За неисполнение приказов перед лицом противника немецким офицерам к 1944 году лично фюрером было дано право вершить скорый и суровый суд посредством табельного "парабеллума".
С другой стороны, где гарантия, что идущие на штурм враги захотят взять тебя в плен, а не пристрелят или не приколят штыком, едва завидев, ведь так значительно проще... Стрелять без остановки мог подсказывать ему собственный инстинкт, стремящийся любой ценой выжить в творящемся вокруг аду... Впрочем, не будем забегать вперёд.
"Тысячи американских солдат начали медленно двигаться к пляжу перед нашим дотом, - вспоминал Северло в своей автобиографической книге. – В этот момент в заливе стояла полная тишина, ни одного выстрела не было. Всё было настолько спокойно, так организовано, что создавалось впечатление, будто они просто выполняют какие-то упражнения… Эти люди выглядели как ничего не понимающие ягнята, идущие на бойню».
Дот был связан телефонной линией с командирским бункером, в котором находился обер-лейтенант Бернхард Фрекинг, командир Северло. Солдат слышал, как лейтенант пробормотал: «Бедные свиньи», а затем скомандовал: «Огонь!».
«Они были передо мной как на ладони. Я хорошо видел брызги от пуль и перепуганные перекошенные ужасом лица вражеских солдат – писал в своих мемуарах Северло. – С первыми пришлось немного повозиться, чтобы понять, как следует накрывать их с первой же очереди, зато потом стало проще.
Я дожидался, когда створки других десантных барж открывались, чтобы выпустить новую порцию серых фигурок, и начинал стрелять прямо в проём рампы… И всё же некоторым везло выползти на мокрый песок. Они метались, ползали и всячески пытались найти укрытие за трупами своих убитых товарищей, которыми уже был завален весь пляж. Но конические пули калибра 7,92 из моего MG 42 легко прошивали любое мясо…"
Эти кадры сделаны легендарным американским военным фотографом Робертом Капой. На Омаха-Бич под свинцовым дождём, сеящим вокруг смерть и от которого нигде нельзя было укрыться, впервые в своей бурной карьере, прошедший до того огни и воды Капа, пришёл в такой ужас, что из-за тряски рук смазал почти все кадры. И именно в таком виде они вошли в золотой фонд американской фотографии как памятник ужасной бойне, учинённой худеньким немецким пареньком.
Через шесть часов расстрела Северло уничтожил примерно 2000 американцев. За это время он сделал не менее 400 выстрелов из двух маузеровских карабинов и расстрелял около 15 000 пулемётных патронов. Общий вес потраченных боеприпасов составил около 560 килограммов! Собственно таков был стандартный боезапас, выделенный командованием для расчёта каждого опорного пункта обороны Атлантического вала. Северло мог бы продолжать убивать и дальше, тем более, что все атаки на него захлёбывались в крови, но у него просто вышел боекомплект! Но американцы так и не взяли в лоб позицию, обороняемую его ротой. Они сумели захватить побережье только обходным маневром, когда большинство защитников просто покинули свои позиции.
Северло благополучно сдался в плен через несколько дней. Правда его командир обер-лейтенант Фрейкинг был убит ещё до захода солнца, он задержался на обречённой позиции дольше, чем следовало, и исчез в раскалённой струе огнемёта. А вот "герою" повезло. Причём пленившие его джи-ай принадлежали к тем немногим счастливчикам из подразделений рейнджеров, которым повезло уцелеть на Омаха-бич. Естественно, пулемётчик скрыл своё участие в недавнем бою. В своей книге он с симпатией пишет о своих врагах, что мол никому бы не пожелал бы оказаться на их месте. Победители действительно отнеслись к нему очень неплохо.
Парнишка в американском плену помогает фермерам, которые и не догадываются, сколько американских матерей и жён этот вежливый скромный юнец сделал вдовами
В июне 1944 года Северло как военнопленный был отправлен в США, где до марта 1946 года занимался сбором урожая картофеля и хлопка в штате Миссисипи. Пленных хорошо кормили, лечили и даже платили им небольшие деньги. Их участь никак нельзя было сравнить с каторжным трудом тех, кто оказался в сталинских лагерях. Уже в 1947 году Генрих вернулся в Фатерлянд.
К 40-й годовщине высадки союзников в Нормандии - 6 июня 1984 года на американском телеканале ABC вышел документальный фильм, превративший никому не известного немецкого пенсионера в настоящую "звезду". О ветеране написали многие газеты. На съёмках фильма Северло подробно поведал американским документалистам в четырёхчасовом интервью о своём «подвиге». Правда, Северло, по его словам, не любил все эти годы вспоминать о том бое на Омаха-Бич. И уверял потомков убитых им солдат, что после плена никогда не прикасался больше к оружию вообще. Конечно, в мирной жизни люди меняются. Тем не менее остаётся вопрос: "Если бы в бункере номер 62 имелось не 15 000 патронов к единому пулемёту MG 42, а в три раза больше, какой бы в итоге мрачный суперрекорд сумел установить этот паренёк с совсем не злым мальчишеским лицом?".
Впрочем, может и не стоит задаваться подобными вопросами, тем более, что сегодня на Омаха Бич играют молодые французы в футбол, и спроси у них, что тут произошло почти 80 лет назад, боюсь некоторые футболисты толком и не смогут ответить.
Источник