Истории

Цена ошибки

В военное время задача подводных лодок — атаковать и топить вражеские суда и корабли. Чтобы знать, в кого они выпускают торпеды, командиры субмарин пользовались справочниками по торговым и военным флотам. Однако за годы, прошедшие от издания документа до атаки, корабли могли быть списаны или проданы другой стране. Порой это приводило к неразберихе и казусам при попытке идентифицировать цель. Примером тому служит курьёзный случай с британской подлодкой «Торбэй», которая по вине справочника «Джейнс» чуть было не отправила на дно нейтральную испанскую субмарину.

Цель в перископе

5 февраля 1943 года британская подводная лодка «Торбэй» под командованием лейтенанта Роберта Клаттербака вышла в море из Гибралтара. Согласно полученному заданию, она должна была действовать в районе между испанским портом Валенсия и островом Ибица. Спустя двое суток субмарина находилась на позиции к северу от Картахены. В 13:45 7 февраля Клаттербак заметил в перископ торговое судно и опознал его как испанское. Оно находилось в 2 км от субмарины и держало курс прямо на неё. Клаттербак погрузился глубже, пропустив судно над собой. Через 20 минут лодка вернулась на перископную глубину.

Цена ошибки



Адмирал Придхэм-Уиппелл поздравляет экипаж «Торбэй». Фото сделано в Александрии. Офицер в шортах рядом с адмиралом — первый командир лодки Миерс.

Подняв перископ, командир «Торбэй» опять увидел то же испанское судно, уходившее на юго-запад. А вскоре британский офицер заметил на море ещё один объект, находившийся от «Торбэй» в 4 км. Клаттербак опознал его как неизвестную субмарину, которая следовала в надводном положении тем же курсом, что и судно. Сначала британские подводники решили, что это испанская подлодка, сопровождавшая торговца. Но справочник «Джейнс» от 1940 года ничего не сообщал о наличии в испанских военно-морских силах субмарины, которая бы совпала силуэтом со встреченной лодкой.

Заметив на загадочной субмарине два орудия и большой перископ, Клаттербак решил, что перед ним итальянская подводная лодка типа «Архимеде». Командир «Торбэй» знал, что, по докладу разведки, в этом районе может находиться испанская субмарина «Генерал Санхурхо», которая в сопровождении миноносца № 7 совершала переход из Альмерии в Картахену. Однако замеченная «Торбэй» лодка шла без корабля сопровождения. Согласно справочнику, её тип не соответствовал «Санхурхо». В 14:20 Клаттербак решил всплыть и начать преследование незнакомки.

Чьи будете?

К 16:00 «Торбэй» сблизилась с целью на дистанцию, достаточную для открытия артиллерийского огня. Все свои дальнейшие действия, как и решение атаковать артиллерией, Клаттербак основывал на том, что перед ним итальянская подлодка типа «Архимеде». По его мнению, она не уклонялась погружением из-за того, что имела повреждения: субмарина кренилась на левый борт и садилась кормой в воду. Как оказалось впоследствии, это был оптический обман.

Клаттербак недоумевал, почему с вражеской субмарины не открыли огонь по приближавшейся «англичанке». Впрочем, британские подводники нашли объяснение и этому факту, пусть и звучало оно странно: по их мнению, итальянский экипаж был деморализован предстоящим боем с преследователем. С «Торбэй» сигнальной лампой передали приказ застопорить ход — и не получили никакой реакции. В 16:10 вражеская субмарина изменила курс, не снижая скорости. Через пять минут Клаттербак, занявший такую позицию, чтобы солнце слепило глаза противнику, приказал открыть огонь из палубного орудия.

Первый выстрел оказался и последним: на «Торбэй» заклинило орудие. Снаряд попал противнику в один из гидропланов. Британцы заметили множество людей на мостике вражеской подлодки, что ещё больше уверило командира в том, что это итальянцы, которые собираются сдаться. Справившиеся с дефектом орудия артиллеристы «Торбэй» получили приказ огня не открывать. Британская подлодка застопорила ход и приготовилась принять капитуляцию противника.

Цена ошибки



Подводная лодка «Торбэй» в Плимуте, 1945 год.

И вот тогда Клаттербак заметил то, чего совсем не ожидал: на рубке противника был нарисован испанский флаг! «Торбэй» снова замигала сигнальной лампой, требуя «представиться», но на испанской лодке запрос вновь оставили без внимания. Британская и испанская субмарины дрейфовали друг к другу, и вскоре «испанка» мягко «поцеловала» нос «англичанки» свои бортом. Столкновение не принесло серьёзного ущерба — только несколько вмятин. После такого близкого «знакомства» британцы наконец-то поняли, с кем имеют дело: перед ними была испанская субмарина «Генерал Санхурхо»! Извинившись, они покинули испанцев, взяв курс на восток.

Излишняя самоуверенность

Как говорится, информация правит миром. Если бы британские подводники знали о нахождении одиночной испанской субмарины в этом районе, то инцидента, скорее всего, удалось бы избежать. Однако есть один небольшой нюанс. Судя по всему, события разворачивались в пределах испанских территориальных вод — севернее испанского города Алаканте, в точке с координатами 38°18' северной широты и 00°06' восточной долготы.

Испания, будучи нейтральной страной, имела право не уведомлять о передвижении своих военных кораблей в пределах своих же вод — как и «терпеть» присутствие военного корабля другой страны в своих водах без уведомления. Но воевавшие стороны, в частности, Великобритания, показали, что на нейтралитет другой страны можно иметь особый взгляд: «если нельзя, но очень хочется, то можно». На мысль о том, что события могли происходить в водах Испании, наводит тот факт, что Клаттербак сначала пытался установить контакт с целью и только потом пустил в ход оружие.

Цена ошибки



Испанская подлодка «Генерал Санхурхо» (экс-«Торричелли»).

С другой стороны, его действия выглядят весьма необычно. По сути, он рисковал и подвергал свой корабль и экипаж неоправданному риску — ведь «незнакомка» могла оказаться врагом и нанести удар первой. Суждения о низком боевом духе итальянцев и их возможной сдаче в плен не оправдывают чрезмерно уверенного в своём превосходстве командира британской субмарины. Клаттербак делал выводы, опираясь не на конкретные действия предполагаемого противника в виде белого флага или передачи сигнала о сдаче, а лишь на свои предположения.

Причина ошибки

Возникает вопрос: почему же британские подводники не смогли идентифицировать испанскую лодку по справочнику и приняли её за «итальянку»? На самом деле подлодка «Генерал Санхурхо» являлась бывшей итальянской лодкой «Эванелиста Торричелли» (тип «Архимеде»), которую Испания купила в апреле 1937 года. Войдя в состав испанского флота, она получила название С 5, а затем сменила имя на «Генерал Санхурхо». Нет ничего удивительного в том, что визуально Клаттербак идентифицировал её как итальянскую субмарину. Но почему об этом ничего не было сказано в «Джейнсе»?

Изучавший справочник историк Денис Жуков отметил, что издания 1940 и 1942 годов не упоминают о передаче Испании этой итальянской лодки. Более того — и в том, и в другом издании «Эванелиста Торричелли» указана предположительно погибшей в составе итальянского флота! Оба справочника лишь сообщали, что в испанском флоте в строю находится шесть субмарин (B2, C1 — C5) и три в постройке (D1 — D3).

Цена ошибки



Страница британского справочника «Джейнс» с информацией по испанским субмаринам. На ней есть примечание, что лодки С 3 и С 5 были переименованы в «Мола» и «Санхурхо». Но нет никакого упоминания об итальянских субмаринах. Более того, сказано, что С 3 была потоплена в декабре 1936 года, но затем поднята и отбуксирована в Кадис. Это ещё одна ошибка британского справочника: останки этой лодки до сих пор лежат на дне моря

Далее интрига с «Джейнсом» закручивается в почти детективную историю. Названные субмарины типа С строились по голландскому проекту. Во время Гражданской войны в Испании С 3 и С 5 погибли. Первая была потоплена торпедами немецкой субмарины U 34. Судьбу второй выяснить не удалось. Испанцы решили возместить потери, купив итальянские подлодки «Архимеде» и «Торричелли». После введения в строй испанских ВМС экс-«итальянки» приняли на себя номера погибших С 3 и С 5, а затем были переименованы в «Генерал Мола» (экс-«Архимеде») и «Генерал Санхурхо» (экс-«Торричелли»).

Любопытно, что «Джейнс» отметил переименования лодок С 3 и С 5 в «генералов», но не указал, что первоначально носившие эти номера лодки типа С погибли, а их место заняли «итальянки». Поэтому в британском справочнике «Мола» и «Санхурхо» упоминались как тип С, а не тип «Архимеде». Иными словами, «Джейнс» вводил своих читателей в заблуждение.

Цена ошибки



Страница из справочника Е.Е. Шведе «Военные флоты 1939—1940 гг.», изданного в 1939 году. Таблицы, посвящённые испанскому флоту, занимают страницы 74–77, иллюстрации — страницы 351–354. В иллюстративной части присутствуют только лодки типа C, а вот внизу страниц 76–77 сделана сноска, сообщающая о включении в состав флота двух бывших итальянских подлодок, названных Mola и Sanjurjo. Их элементы тоже приведены, но не правильные, а соответствующие более мелким лодкам типа Sirena

Потому командир «Торбэй» и не смог правильно определить, что за лодка перед ним. Клаттербак верно понял, что это итальянская субмарина, но он не знал, что такой тип лодок есть в испанском флоте — ведь в «Джейнсе» об этом не было сказано ни слова. Денис Жуков отмечал:

«Так что если бы редакторы и составители «Джейнса» проявили больше внимания к серьёзно потрёпанному гражданской войной испанскому флоту, шансы на возникновение ошибки, едва не стоившей жизни 50 с лишним испанским морякам, могли быть существенно ниже…»

Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург