В тот роковой день (30 августа 1974 года) ЧФ СССР проводил учения с зенитными ракетными стрельбами в условиях постановки радиолокационных помех. В 08.55 в море вышел большой противолодочный корабль (БПК) «Отважный», который должен был обеспечивать выполнение учебной задачи четырьмя другими БПК. Через час «Отважный» был в заданном районе, а спустя еще минуту на корабле сыграли учебно-боевую тревогу.
Командир – капитан 2 ранга И.П. Винник – доложил вышестоящему командованию о готовности к выполнению поставленной задачи, как вдруг на мостике почувствовали слабое сотрясение кормовой части корабля, похожее на последствие взрыва. Тот же час машины остановили и сыграли аварийную тревогу. Еще через 10 секунд прогремел второй, более сильный взрыв, над кормой взметнулись снопы огня и дыма.
Спустя еще 20 секунд прогремел третий, самый мощный взрыв, сорвало и отбросило на кормовую трубу крышку ракетного погреба № 8, и начался сильный пожар. В результате последнего взрыва в бортовой обшивке образовались две пробоины, вода в считанные минуты затопила несколько отсеков, а семерых моряков сбросило в море (чуть позже их подобрали подошедшие на помощь корабли). Экипаж приступил к борьбе за живучесть.
В 10.40 на помощь «Отважному» подошел эсминец «Сознательный», в 10.52 – эсминец «Бедовый». «Сознательный» попытался завести буксир, а с «Бедового» тем временем на терпящий бедствие корабль высадили аварийную партию. Попытка с буксиром удалась, и в 10.54 началась буксировка на мелководье в район Херсонеса.
Командир принял решение эвакуировать секретные документы на эсминец «Бедовый», а в 11.24 – сбросить торпеды в море. На какое-то время это помогло, и крен уменьшился до 14 градусов. В 11.55 для оказания помощи к «Отважному» подошел БПК «Комсомолец Украины» – головной корабль серии 61, к которой принадлежал и аварийный корабль. К 11.59 пожар в погребах удалось локализовать, тогда как в кормовом машинном отделении он продолжал бушевать с прежней силой, и в 12.27 командир приказал прекратить подавать воду, гасить только пеной.
В довершение ко всем неприятностям оборвался буксир, и с «Бедового» начали заводить новый. В 12.49 «Бедовый» с 3-узловой скоростью начал буксировку «Отважного», крен которого снова увеличился до 17 градусов. С подошедших спасателей начали подавать пену в район пожара и предприняли попытку откачки воды из кормовых отсеков. К 14.30 это удалось, казалось, корабль будет спасен, но… В 14.47 прогремел новый взрыв, на этот раз в погребе № 10 взорвался авиационный боезапас и, по всей видимости, цистерна авиатоплива, находящаяся там же.
Крен на правый борт стремительно возрастал – сначала до 19 градусов, потом до 25, а в 15.07 стабилизировался на отметке 27 градусов. Спустя еще три минуты корабль полностью обесточился, и командир понял: это – все! В 15.13 капитан 2 ранга Винник приказал экипажу покинуть гибнущий корабль, сам же, как надлежит командиру, оставил «Отважного» последним… В 15.35 корабль начал погружаться на корму и спустя 12 минут скрылся в морской пучине, на глубине 125 метров. Агония длилась 5 часов 47 минут. Из 287 человек экипажа погибли 24 человека.
Так что же произошло на Черном море? Как впоследствии установила аварийная комиссия, события развивались следующим образом. Находившийся на пульте контроля ракет В-601 противолодочного комплекса «Вьюга» старший по вахте в ракетном погребе № 8 мичман, как положено по инструкции, приказал подключить внешнее электропитание, а затем подал напряжение на механизмы поворота ПУ и в цепь стрельбы. Сразу же после щелчка тумблера он увидел в левом вертикальном барабане с ракетами сильный сноп пламени – это самопроизвольно запустился маршевый, а затем и стартовый двигатели одной из ракет. За ними сработали стартовые двигатели других ракет.
Вместо того, чтобы включить системы пожаротушения и орошения, перепуганный мичман покинул боевой пост и побежал в сторону носовой части. В пути его и настиг взрыв, ударной волной которого его отбросило в сторону. Как показал хронометраж на однотипном корабле, с момента возгорания до взрыва прошло не менее 18 (!) секунд. Более чем достаточно, чтобы принять меры для спасения корабля и экипажа!
По предложению той же комиссии в 1977 году были проведены натурные испытания в специально построенном отсеке, который полностью повторял часть корабля с ракетным погребом № 8. В результате серии испытаний Межведомственная комиссия пришла к выводу, что «…штатные средства противопожарной и противовзрывной защиты ЗРК «Волна» обладают необходимой эффективностью и высокой надежностью. В случае срабатывания маршевого или стартового двигателя ракет они предотвращают развитие аварии, представляющей опасность для корабля…».
Мог бы и корабль остаться целым, и 24 человека остались бы в живых, если бы… Если бы не растерянность (или трусость?) одного мичмана…
Источник