Подводная лодка «Дакар» была построена и спущена на воду в годы Второй мировой войны в Великобритании и находилась на службе Соединенного Королевства до 1964 года под названием HMS Totem.
Подводная лодка HMS Totem, декабрь 1944 года
Технические характеристики субмарины HMS Totem
Подлодка была спущена на воду 28 сентября 1943 года, но участия во Второй мировой войне не приняла. С началом холодной войны британское командование признало, что в ближайшем будущем основными задачами подводного флота будут разведка и активные действия по перехвату советских подлодок, действующих в северных широтах. «Тотем» стал одной из восьми лодок, предназначенных для выполнения этих задач. В период с 1951 по 1953 год субмарина подверглась модернизации, которая позволила увеличить ее максимальную скорость и улучшить технические возможности для ведения разведки. В 50-е годы корпус подлодки украсил тотемный столб племени канадских индейцев ковичан, который, по одной из версий, был подарен экипажу субмарины во время его пребывания в Галифаксе.
Тотемный столб, которым была украшена подлодка
В середине 60-х годов Израиль, ощущавший приближение большой войны на Ближнем Востоке, решил усилить свой флот несколькими подводными лодками. Генеральный штаб ЦАХАЛ сформулировал принцип функционирования израильского подводного флота как «одна лодка в море, одна – на базе, одна – на профилактическом ремонте». Находившиеся на тот момент на вооружении Израиля подводные лодки «Танин» и «Рахав» не могли обеспечить следование этому принципу, и в 1965 году Израиль заключил контракт на поставку из Великобритании трех новых субмарин, которые в израильской версии получили названия «Ливьятан», «Долфин» и «Дакар». В британском флоте «Ливьятан» ранее носил название HMS Turpin, а «Долфин» – HMS Truncheon. Все три субмарины относились к третьей группе лодок класса «Тритон». После того как лодки перешли в собственность Израиля, они были отправлены в Портсмут, где «Ливьятан» и «Дакар» прошли плановый ремонт («Долфин» был отремонтирован уже в Израиле), а израильские подводники, приглашенные в Великобританию, прошли инструктаж и курс ознакомления с особенностями субмарин, на которых им предстояло нести службу.
Подводная лодка «Дакар»
Но по воле злого рока в Израиль пришли лишь две из трех субмарин. 12 июля 1967 года берегов Святой Земли достиг «Ливьятан», а 5 февраля 1968 года – «Долфин». Что же касается подводной лодки «Дакар», то 9 января 1968 года она вышла из Портсмута с 69-ю членами экипажа на борту и без вооружения, взяв курс на Хайфу. 15 января была произведена плановая дозаправка в Гибралтаре, торжественная же встреча лодки намечалась на 29 января в Хайфе, однако за четыре дня до прибытия связь с экипажем субмарины оборвалась, и в Израиль она так и не пришла.
Обстоятельства гибели «Дакара» по сей день ясны не до конца. За шесть дней до предполагаемого прибытия в Хайфу командир подлодки Яков Ранаан дважды вышел на связь с Израилем и сообщил, что субмарина прошла остров Крит и движется с опережением графика. В ответ экипажу было приказано сделать задержку, чтобы не срывать график церемонии прибытия. Сеанс связи, на который подводная лодка уже не вышла, был назначен на 6 часов утра 25 января. С этого момента начались безуспешные поиски «Дакара», активная фаза которых продлилась до 6 марта 1968 года. После того как стало ясно, что лодка утонула, в Израиле официально сообщили о ее пропаже и объявили траур по погибшим подводникам. В 1969 году рыбак из селения Хан-Юнес, расположенного в секторе Газа, нашел на берегу Средиземного моря аварийный буй с подводной лодки «Дакар». Экспертиза, проведенная в Великобритании, показала, что буй содержит на себе следы водорослей и микроорганизмов, характерных для северной части Средиземного моря и всплыл с глубины 300 метров, что давало надежду на то, что «Дакар» находится недалеко от побережья. Активные поиски субмарины были возобновлены уже с учетом данных, полученных в результате экспертизы буя, но вновь не принесли желаемого результата.
Буй, найденный рыбаком из сектора Газа
Израильские специалисты искали субмарину долгие тридцать лет, ни на день не прекращая работу. Израильский политический и общественный деятель Натан Щаранский сказал об этом так:
«Тридцать один год Израиль при всех правительствах продолжал тратить десять миллионов шекелей примерно каждый год на поиски погибших. Это традиция нашего государства, это требование иудаизма. Израиль делает все, чтобы найти пропавших без вести, и чтобы найти трупы погибших, и чтобы захоронить наших героев».
За время поиска «Дакара» было организовано 25 различных экспедиций, а израильские ВМС объявили награду в размере 300 000 долларов США тому, кто предоставит данные о возможном месторасположении субмарины.
«Дакар» удалось обнаружить только в 1999 году – это смогла сделать американская частная компания «Неотикус», ранее занимавшаяся подъемом на поверхность вещей с легендарного «Титаника». Между «Неотикусом» и ВМС Израиля был подписан контракт на полтора миллиона долларов США, согласно которому судну компании предписывалось пройти по маршруту следования «Дакара» и просканировать морское дно в районе, где находился «Дакар» во время своего последнего выхода на связь. Поиски начались в середине апреля 1999 года, и за несколько недель был изучен участок дна площадью в 1500 гектаров. 29 мая 1999 года на участке между островами Кипр и Крит был обнаружен подводный объект, напоминающий подводную лодку. Глубоководный робот сделал снимки, показавшие, что этот объект является субмариной «Дакар». На поверхность удалось поднять фрагмент рубки «Дакара», который в настоящее время экспонируется в музее ВМС Израиля в Хайфе. Руководитель поиска, представитель компании «Неотикус» Том Детвеллер, заявил, что тел погибших в подлодке не оказалось:
«Мы не нашли останков моряков. На глубине три тысячи метров за тридцать один год такое бывает. Кроме того, это было бы больно для близких и родных».
Рубка «Дакара» в музее ВМС Израиля в Хайфе
В 2013 году, спустя сорок пять лет после гибели «Дакара», в Израиле на горе Герцль был установлен памятник шестидесяти девяти погибшим подводникам. По израильской традиции основная цель памятника – увековечивание имени каждого погибшего. Поэтому, как и в любом другом израильском военном мемориале, главным элементом памятника являются мемориальные доски с именами подводников. Сам мемориал выполнен в виде погруженной в землю подводной лодки, в которую можно зайти и пройтись по коридору памяти, на стенах которого начертаны имена членов экипажа субмарины. В том же 2013 году были рассекречены шестнадцать документов, касающихся гибели субмарины. Несмотря на то, что согласно законодательству Израиля рассекретить документы можно лишь по истечении пятидесяти лет с момента наложения на них грифа «Секретно», в сорок пятую годовщину гибели подлодки правительство страны пошло на частичное рассекречивание документов. Остальные документы по этому вопросу будут опубликованы в 2018 году.
Памятник экипажу подлодки «Дакар» на горе Герцль
Внутренняя часть памятника
Из рассекреченных документов следует, что эксперты ВМС Израиля рассматривали три вероятных причины гибели субмарины: ошибка экипажа или техническая неисправность, вмешательство вражеского флота (вероятно, египетского или советского) и столкновение с другим плавсредством. Версия об атаке вражеских кораблей была опровергнута данными, полученными в результате глубоководной съемки, – обшивка «Дакара» была повреждена не от попадания снаряда или разрыва мины, а от удара о морское дно. Предположение о том, что субмарину атаковали египетские или советские корабли, основывалось на предположении, что капитан подводной лодки использовал вынужденную задержку, связанную с опережением графика следования, для того, чтобы подойти к египетскому берегу и произвести съемку порта и военных объектов Александрии. Однако вице-адмирал В. В. Платонов, в январе 1968 года занимавший пост начальника штаба советской средиземноморской (5-й оперативной) эскадры, в своих воспоминаниях утверждает, что в те дни никакой информации о неопознанных или вражеских подводных объектах ему не поступало. Платонов придерживается версии о технической неисправности субмарины или ошибке ее экипажа:
«Могу назвать две группы причин, от которых чаще всего гибнут дизельные подводные лодки. Это отказ технических средств вследствие заводского брака или физической изношенности. Не забывайте, что «Дакару» к моменту исчезновения было почти двадцать пять лет. Это запредельный срок для субмарин такого класса, несмотря на модернизацию. Да и для любого надводного корабля четверть века – очень солидный возраст. К тому же после большого океанского перехода из Англии в восточное Средиземноморье на лодке могли накопиться технические неисправности. Вторая группа типовых причин – это человеческий фактор. Лодку может погубить оплошность любого члена экипажа. Если «Дакар» ходил под Александрию с разведывательной целью, то его командир наверняка использовал режим РДП (работа дизеля под водой). Чтобы соблюсти скрытность в светлое время суток, подводные лодки движутся в приповерхностном слое, выставив воздухозаборную трубу шнорхель, или, как мы его называем, – РДП. Движение под шнорхелем, а особенно срочные погружения в режиме РДП, требуют максимальной осторожности и сноровки. Немало субмарин погибло по неосмотрительности своих экипажей. Классический тому пример – наша С-80, затонувшая на 200-метровой глубине в Баренцевом море за семь лет до «Дакара».
Еще одна версия причины крушения «Дакара» также основывается на факторе вынужденной задержки в пути и предполагает, что капитан подлодки начал «играть» с проходившим рядом крупным судном, обходя его то с одного, то с другого борта. Тем самым он спровоцировал столкновение с этим судном, экипаж которого впоследствии скрыл этот факт от общественности. Тем не менее, эта версия до сих пор не подтверждается никакими данными.
Опубликованные Израилем документы также восстанавливают хронологию поиска подлодки в первые дни после ее исчезновения. 26 января 1968 года советник посольства Израиля в США Шломо Аргов сообщил в министерство иностранных дел Израиля о том, что американские СМИ, ссылаясь на британские источники, опубликовали информацию об исчезновении израильской подлодки «к северу от Александрии», что косвенно намекало на предполагаемую причастность к этому инциденту египетских или советских вооруженных сил.
27 января министерство иностранных дел Израиля передало своему послу в Афинах информацию о том, что самолет ВВС Израиля, ведущий поиски подлодки, обнаружил масляное пятно недалеко от некоего греческого судна. Израильским дипломатам дали задание выяснить, видел ли пятно экипаж греческого судна, и что моряки предприняли в связи с этим. Грекам было также предложено направить в этот район поисковый корабль, однако официальные Афины ответили, что никакого пятна греческие моряки не наблюдали.
28 января вопрос об исчезновении субмарины рассматривался на заседании израильского правительства. Командующий ВМС Израиля Шломо Арэль доложил, что по имеющимся у него данным, египетские ВМС не причастны к исчезновению израильской подлодки. Также он сообщил, что шансов выжить у подводников очень мало и предоставил расшифровку истории переговоров с экипажем «Дакара».
Через некоторое время к поискам подлодки подключились союзники Израиля, однако большой пользы это не принесло. Так, правительство Нидерландов предложило Израилю обратиться к помощи известного астролога, который, по словам голландцев, имел опыт обнаружения подлодок с помощью своих астрологических знаний и экстрасенсорных возможностей. Астролог сообщил, что, по его ощущениям, подводная лодка «Дакар» была торпедирована к западу от Кипра.
В последующие годы таинственность обстоятельств исчезновения «Дакара» неоднократно привлекала любителей эзотерики и теории заговоров. Несмотря на казавшуюся абсурдность такого подхода к делу поиска подводной лодки и расследования причин ее гибели, эти изыскания имели под собой почву. Так, некоторые западные журналисты, ссылаясь на доклад командования специальных операций Военно-морского флота Великобритании, утверждают, что 26 января 1968 года экипаж рыболовецкого судна наблюдал возле острова Крит подозрительный подводный объект. По описаниям моряков он был большого размера, ярко светился, но при этом не издавал никаких звуков. Показания очевидцев приобщили к делу, а позднее следственная комиссия сделала вывод, что таинственный объект может быть напрямую связан с пропажей подлодки. Через два дня после описываемых событий в тысяче миль к западу от места гибели «Дакара» проходили учения французских ВМС. В какой-то момент экипаж субмарины «Минерва» передал сообщение, что начинает преследование неопознанного объекта, который появился на экране гидролокатора подлодки. На глубине 58 метров связь с «Минервой» пропала. В спасательно-поисковой операции приняли участие пять государств, несколько десятков плавсредств и единиц авиации, однако поиски, во время которых спасатели то и дело сообщали о появлении и исчезновении таинственного неопознанного подводного объекта, не увенчались успехом. В последующие годы в этом же районе пропали еще три французские подводные лодки: «Сибиль», U-2326 и «Эредис». Во всех случаях обстоятельства исчезновений до конца выяснены не были, а найти удалось только субмарину «Сибиль» – ее обломки находились на глубине 800 метров, однако причины аварии установить не удалось.
Безусловно, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что Мировой океан еще слабо изучен человеком, и таинственные светящиеся объекты могут быть подводным природным явлением наподобие шаровой молнии в атмосфере. Однако нельзя забывать и то, что журналисты, падкие до сенсаций и таинственных историй, могли искусственно «раздуть» историю с неопознанными объектами. В этой ситуации Израиль сделал то, что и должно сделать любое государство – из года в год 25 января в стране происходит траурная церемония в память о погибшем экипаже субмарины «Дакар» с участием моряков-подводников и членов семей экипажа. А эзотерические версии гибели подлодки вполне могут помочь будущим научным открытиям подобно тому, как поиски Атлантиды привели к десяткам серьезных археологических находок.
Источник