Цельнометаллический тяжёлый бомбардировщик ТБ-1, он же АНТ-4. После снятия с вооружения (1936 год) ещё с десяток лет под маркой Г-1 работал в гражданской авиации. Этот, что на снимке, в конце 1930-х годов обслуживал трассу строящегося БАМа ("Особая авиагруппа НКВД").
В конце декабря 1940 года потерпел аварию на горе Шаман, в районе золотого прииска Многообещающий (Многообещающая Коса, МОК) в среднем течении реки Витим, где она прорезает Южно-Муйский хребет.
В начале 1980-х годов найден экспедицией, специально снаряжённой на его поиски под эгидой комсомольской организации Бурятии.
На снимке, любезно предоставленном М. А. Белокрысом, участники экспедиции. Сидят на фюзеляже слева направо: Кокорин М. И. (Михаил Иванович), ?, ?, ?, Белокрыс М. А. (Михаил Алексеевич), Пинский В. (Валерий, альпинист, руководитель экспедиции), Счастливцев, ?, Мисников А.
Место падения самолёта (схематично).
Из книги Сергея Богатко "Особая группа НКВД" (Богатко С. А. Особая группа НКВД: Повесть-хроника. – Калининград: Янтарный сказ, 2004):
1940 год преследовал бамовских летчиков до конца, 25 декабря самолет Г-1, оборудованный лыжами для посадки на снег, шел в сторону Нелят. Вел машину Анатолий Семенович Швидловский. Внезапно самолет попал в сильнейший снеговой поток. Стало темно. Вокруг вспыхивали разряды молний. Шли вслепую. Самолет швыряло из стороны в сторону. Дело могло кончиться плохо. И тут в просвете облаков летчик увидел заснеженный склон хребта. Решил рискнуть сесть.
Встречный ветер дул с такой силой, что при соприкосновении с землей скорость самолета была невелика. Тем не менее, один из членов экипажа получил ранение. Когда непогода улеглась, оказалось что буря загнала их на саму Шаман-гору, на высоту около 3000 метров. Швидловский послал товарищей за подмогой, а сам остался с раненым. Из брезентовых чехлов сделал палатку и пять дней провел у постели раненого. Все продукты отдавал ему. Сам держался на махорке. Выкурил целый мешок.
Местные охотники выручили экипаж, попавший в беду. Однако ни взлететь, ни спустить самолет с Шаман-горы оказалось невозможно. Приборы сняли, а сама машина — фюзеляж, крылья, моторы — сохранилась в целости. Только в 1984 году строители БАМа и пилоты улан-удэнского авиапредприятия добрались туда и с большим трудом переправили остатки самолета в Таксимо.
От себя замечу: в разных интернет-письменах на эту тему, непонятно кем писанных и на основе каких источников, фамилия пилота звучит по-разному: Швидловский, Швидовский, Шведловский, Шведовский. Что за неразбериха? Не так уж много служило тогда в НКВД лётчиков, чтобы вдруг такая путаница... Просто никто толком не разбирался, не копал. По рассказам, со слов участников поисковой экспедиции, экипаж злосчастного самолёта (возможно, не весь) в результате получил сроки – "за воздушный бандитизм". Кто-то потом сгинул, кто-то погиб на войне, а кого-то поисковики разыскали живым уже в 1980-е годы в Москве.
Но так и непонятно – что́ же там у них было не так? Почему "бандитизм"? Не имели права лететь по каким-то причинам? Или ещё что-то нарушили? И с бортовым номером самолёта ́ лично я на снимке не разберу, что́ там такое написано, ближе к хвосту. Абракадабра какая-то. И с остатками самолёта – снова потёмки: после Таксимо их следы затерялись "в мутном вихре перестройки". Может, до сих пор ржавеют там на какой-нибудь свалке.
Словом, поиски поисками, а история недосказана. Впрочем, там столько ещё подобных историй похоронено... Некому заниматься.
Источник
На фото - памятник авиаторам, работавшим на обеспечении строительства трассы БАМа в поселке городского типа Таксимо.
Самолет Г-1 созданный доработкой военного АНТ-4 (ТБ-1) для нужд гражданского применения в экспозиции музея гражданской авиации в г.Ульяновск
Источник