Истории

"Туполев" с горы Шаман

Цельнометаллический тяжёлый бомбардировщик ТБ-1, он же АНТ-4. После снятия с вооружения (1936 год) ещё с десяток лет под маркой Г-1 работал в гражданской авиации. Этот, что на снимке, в конце 1930-х годов обслуживал трассу строящегося БАМа ("Особая авиагруппа НКВД").

В конце декабря 1940 года потерпел аварию на горе Шаман, в районе золотого прииска Многообещающий (Многообещающая Коса, МОК) в среднем течении реки Витим, где она прорезает Южно-Муйский хребет.

В начале 1980-х годов найден экспедицией, специально снаряжённой на его поиски под эгидой комсомольской организации Бурятии.

"Туполев" с горы Шаман



На снимке, любезно предоставленном М. А. Белокрысом, участники экспедиции. Сидят на фюзеляже слева направо: Кокорин М. И. (Михаил Иванович), ?, ?, ?, Белокрыс М. А. (Михаил Алексеевич), Пинский В. (Валерий, альпинист, руководитель экспедиции), Счастливцев, ?, Мисников А.

"Туполев" с горы Шаман



Место падения самолёта (схематично).

Из книги Сергея Богатко "Особая группа НКВД" (Богатко С. А. Особая группа НКВД: Повесть-хроника. – Калининград: Янтарный сказ, 2004):

1940 год преследовал бамовских летчиков до конца, 25 декабря самолет Г-1, оборудованный лыжами для посадки на снег, шел в сторону Нелят. Вел машину Анатолий Семенович Швидловский. Внезапно самолет попал в сильнейший снеговой поток. Стало темно. Вокруг вспыхивали разряды молний. Шли вслепую. Самолет швыряло из стороны в сторону. Дело могло кончиться плохо. И тут в просвете облаков летчик увидел заснеженный склон хребта. Решил рискнуть сесть.

Встречный ветер дул с такой силой, что при соприкосновении с землей скорость самолета была невелика. Тем не менее, один из членов экипажа получил ранение. Когда непогода улеглась, оказалось что буря загнала их на саму Шаман-гору, на высоту около 3000 метров. Швидловский послал товарищей за подмогой, а сам остался с раненым. Из брезентовых чехлов сделал палатку и пять дней провел у постели раненого. Все продукты отдавал ему. Сам держался на махорке. Выкурил целый мешок.

Местные охотники выручили экипаж, попавший в беду. Однако ни взлететь, ни спустить самолет с Шаман-горы оказалось невозможно. Приборы сняли, а сама машина — фюзеляж, крылья, моторы — сохранилась в целости. Только в 1984 году строители БАМа и пилоты улан-удэнского авиапредприятия добрались туда и с большим трудом переправили остатки самолета в Таксимо.


От себя замечу: в разных интернет-письменах на эту тему, непонятно кем писанных и на основе каких источников, фамилия пилота звучит по-разному: Швидловский, Швидовский, Шведловский, Шведовский. Что за неразбериха? Не так уж много служило тогда в НКВД лётчиков, чтобы вдруг такая путаница... Просто никто толком не разбирался, не копал. По рассказам, со слов участников поисковой экспедиции, экипаж злосчастного самолёта (возможно, не весь) в результате получил сроки – "за воздушный бандитизм". Кто-то потом сгинул, кто-то погиб на войне, а кого-то поисковики разыскали живым уже в 1980-е годы в Москве.

Но так и непонятно – что́ же там у них было не так? Почему "бандитизм"? Не имели права лететь по каким-то причинам? Или ещё что-то нарушили? И с бортовым номером самолёта ́ лично я на снимке не разберу, что́ там такое написано, ближе к хвосту. Абракадабра какая-то. И с остатками самолёта – снова потёмки: после Таксимо их следы затерялись "в мутном вихре перестройки". Может, до сих пор ржавеют там на какой-нибудь свалке.

Словом, поиски поисками, а история недосказана. Впрочем, там столько ещё подобных историй похоронено... Некому заниматься.

Источник

"Туполев" с горы Шаман



На фото - памятник авиаторам, работавшим на обеспечении строительства трассы БАМа в поселке городского типа Таксимо.

"Туполев" с горы Шаман



Самолет Г-1 созданный доработкой военного АНТ-4 (ТБ-1) для нужд гражданского применения в экспозиции музея гражданской авиации в г.Ульяновск Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург