Истории
"Алые паруса" по-немецки
В январе 1917 года в порт назначения не прибыли два британских парохода. Исчезновение «Глэдис Ройял» и «Ланди Айлэнд» поначалу не вызвало особого удивления – в Европе гремит Мировая война, на фронтах ежедневно гибнут тысячи солдат. Кого волнует судьба двух пароходов? Что стршного могло с ними приключиться? Немецких кораблей в Атлантике нет – кайзеровский флот надежно заперт в своих базах. Пароходы наверняка задержались в рейсе, зашли на срочный ремонт в какой-нибудь колониальный порт, сели на мель или выброшены ураганом на рифы… Кораблекрушения нередки, и нет никакой возможности узнать о судьбе судна, если на нем отсутствует радиостанция.
В следующем месяце количество катастроф в Атлантике необычайно возросло – в назначенное время в порты не пришли четыре французских барка, несколько шхун под флагами Великобритании, Италии и Канады. В марте исчез британский пароход Horngarth.
- Сэр, кажется, у нас завелся рейдер.
- Всего лишь фантазии репортеров «Санди таймс». Ни один немецкий корабль не способен прорвать блокаду и выйти на коммуникации в Атлантике.
***
…с хрустом рухнул бушприт французского барка «Камбронн». Капитан-лейтенант граф Феликс фон Люкнер бессильно сжал кулаки: он только что погубил своими руками очередной, девятый по счету шедевр парусной эпохи. Месяц назад фон Люкнеру пришлось потопить «Пинмор», барк, на котором он ходил во время службы на гражданском флоте. Закон войны суров – здесь нет места ностальгии.
Впрочем, судьба на этот раз оказалась благосклонна к «Камбронн», кораблю посчастливилось остаться в живых. Немцы искалечили барк, срубив бушприт и брам-стеньги, - это должно было замедлить его ход, - за то время, пока французское судно доберется до берега, «Зееадлер» успеет покинуть опасный район океана и уйти в неизвестн6ом направлении. На борт «Камбронн» переправили 300 пленников, взяв с капитанов честное слово, что те не станут сообщать никаких сведений о немецком рейдере встречным кораблям раньше того момента, как доберутся до бразильского порта.
На закате 21 марта 1917 года оба судна мирно разошлись своими курсами – искалеченный и ограбленный «Камбронн» пополз в ближайший порт, а «Зееадлер» рванул на всех парусах в Южную Атлантику.
Вид идущего под всеми парусами "Зееадлера" так впечатлил капитана барка "Антонин", что тот приказал сделать фотографию немецкого рейдера - данная картина является репродукцией той самой фотографии.
Гуманное обращение с пленниками дало свой эффект – экипажи потопленных судов сдержали обещание, сообщив о своих удивительных приключениях лишь по прибытию в Рио-де-Жанейро. Бразильские газеты наполнились сенсационными историями о «Морском дьяволе», известие взбудоражило британское командование, на поиски рейдера немедленно вышла эскадра крейсеров. Увы, слишком поздно. «Зееадлер» бесследно исчез.
То, что у них начались проблемы, фон Люкнер понял еще в феврале, после захвата «ЛаРошфуко». Команда французского барка тогда ничуть не удивилась немецкому нападению, заявив, что всего пару дней назад «ЛаРошфуко» подвергся обыску со стороны британского крейсера. Кажется, британцы начали кое-что подозревать. Фон Люкнер принял решение увести рейдер в Тихий океан, туда, где противник меньше всего ожидает немецкого нападения.
***
За тонкой обшивкой борта бился и вздыхал океан. Никем не замеченный, «Зееадлер» огибал мыс Горн и уходил все дальше от преследователей. Впереди лежали тысячи миль бесконечной водной глади и десятки новых побед во имя Германии.
Феликс фон Люкнер мечтательно прикрыл глаза. Расчет командования Кригсмарине полностью оправдался – трехмачтовый парусник оказался прекрасным корсаром. Идеальная маскировка –никому не придет в голову, что парусный барк способен нападать на пароходы. Второе важное преимущество - отсутствие демаскирующего дымового шлейфа. Третий момент - «Зееадлеру» не требовалась бункеровка и корабли обеспечения, запаса провизии хватало год непрерывного плавания. Недостатка в боеприпасах также не наблюдалось – специфика работы парусного корсара была далека от общепринятых представлений о «дыме морских сражений». Ловкий, бесшумный киллер без боя отправил на дно дюжину вражеских кораблей. В ходе рейда «Зееадлера» случайно погиб всего один человек – матрос с парохода Horngarth.
Фон Люкнеру вспомнился досмотр в Северном море. Дозорная служба у британских морских волков была что надо – едва парусник показался на горизонте, ему навстречу выдвинулся крейсер «Эвендж» с досмотровой группой. «Зееадлер», прикинувшийся норвежским парусником, радушно пустил на борт британских моряков, капитан предъявил все необходимые документы и груз леса. Разбирать завалы из бревен британцы, конечно, не стали, иначе они могли обнаружить немало любопытных вещей – пару 105 мм орудий, две цистерны с 480 тоннами солярки и 360 тоннами пресной воды, вспомогательную дизельную установку и даже «тюрьму» для будущих пленников.
Маскировка сделала своё дело – «Зееадлер» не вызвал у британцев никаких подозрений. Половина экипажа рейдера знала норвежский язык, на стенах кубриков висели норвежские открытки.
Однако, согласно законам жанра, немецкий план едва не сорвался в последний момент: сильный шквал прижал британскую шлюпку к борту «Зееадлера» и потащил в сторону кормы. Еще мгновение – и британские моряки заметят в прозрачной воде гребной винт. И поймут, что норвежский парусник «Ирма» не так прост, как показался с самого начала.
Ситуацию спас один из немецких матросов – коротко свистнул в воздухе тонкий линь, ударив по затылкам британских моряков. Снизу полетел шквал отборной брани – но дело было сделано, увлеченно ругая сидящих на реях «норвежских моряков» британцы так и не заметили гребной винт «Зееадлера».
В ходе беспецедентного 224-дневного рейда, парусник "Зееадлер" прошел около 30 тыс. морских миль, уничтожил три парохода и 11 парусных судов (в их число не входит отпущенный на свободу французский барк "Камбронн")
Командир фон Люкнер усмехнулся. В памяти всплыл другой забавный эпизон, когда они брали британский Horngarth. Пытаясь сблизиться с пароходом, немцы попросили сообщить им время (вот это вопрос! еще бы спросили, как пройти в библиотеку). Немецкий сигнал остался без ответа, тогда фон Люкнер пошел на хитрость – на палубе рейдера зажгли целый блок дымовых шашек. Густой черный дым сразу привлек внимание англичан – пароход бросился на помощь «горящему паруснику». И тут же получил в рубку 105 мм снаряд, разбивший радиостанцию. Пришлось сдаваться на милость победителям.
Еще глупее попались французы – увидев в лунном свете сигнал «Немедленно остановитесь! Перед вами немецкий крейсер!», капитан барка «Дюплекс» решил, что это смешная шутка его коллег, и смело двинулся навстречу рейдеру. Французский капитан понял, что крепко ошибся, когда подрывной заряд выбил днище его судна, а сам он оказался заперт в тесной каюте для «почетных гостей» на борту «Зееадлера».
Были и другие моменты, о которых командир фон Люкнер знать не мог – его рейдер чудом избежал гибели у мыса Горн. Подозревая о намерениях неуловимого «Зееадлера», флот Её Величества подготовил ловушку в проливе Дрейка – вооруженный транспорт «Отранто», под прикрытием броненосных крейсеров «Ланкастер» и «Орбита», стоящих в засаде в ближайшей бухте. «Зееадлер» спас случай – сильный ветер отнес парусник к югу и корабли разминулись.
***
Время шло, а трофеи становились все скуднее – за месяц, проведенный в Тихом океане, добычей немецкого рейдера стали всего три американские шхуны «А. Джонсон», «Слейд» и «Манила». Стремительно таял запас провизии и пресной воды – находившиеся на борту 300 членов команд потопленных судов, до того, как их перегрузили на «Камбронн», здорово уменьшили запасы на борту «Зееадлера». Сказался недостаток витаминов – немцев стала мучить цинга. Наконец, сам корабль после 30 000-мильного рейда пришел в негодность и нуждался в срочном ремонте и очистке нижней части корпуса.
Атолл Маупихаа
28 июля 1917 года фон Люкнер привел свой корабль на необитаемый атолл Маупихаа (Французская Полинезия), где планировалось сделать остановку, пополнить запасы и дать отдых экипажу. Увы, в этот раз удача отвернулась от смелых моряков – пока немцы пили шнапс на берегу райского острова, налетевший шквал сорвал с якоря «Зееадлер» и разбил его о рифы. История парусного крейсера на этом завершилась, а история его немецкого экипажа – нет.
Командир фон Люкнер во главе маленького отряда из шести человек отправился на 10-метровом баркасе в сторону Фиджи, где намеревались захватить какой-нибудь парусник, вернуться за оставшимися членами команды и продолжить «грабить корабли на потребу своей черной души». Прикидываться американскими туристами долго не получилось – на острове Вакайя шутники были схвачены местной полицией и отправлены в лагерь для военнопленных на территории Новой Зеландии. Откуда вскоре бежали, захватив скоростную моторную лодку, принадлежавшую начальнику лагеря (справедливо заметить, начальник лагеря сам разрешил немцам на ней «покататься»). По пути немцы захватили 90-тонную шаланду «Миа» и, с помощью самодельного секстанта и карты из школьного атласа, добрались до острова Кермадек, где вновь были схвачены при попытке захвата более крупного судна.
Остов "Зееадлера"
В то же время, оставшиеся на Маупихаа члены команды «Зееадлера» время зря не теряли – на якорь у атолла встало французское судно, которое было немедленно захвачено и переименовано в «Фортуну». Несмотря на своё красноречивое имя, судно фортуной не отличалось, и вскоре было разбито о скалы острова Пасхи. Немцы выбрались на берег, где были немедленно схвачены чилийскими властями.
Конец войны фон Люкнер благополучно встретил в новозеландском лагере для военноплен ных, после чего был репатриирован в Германию в 1919 году. Во время Второй мировой совершил свой единственный подвиг – сдал наступающим американским войскам гарнизон города Галле. Стоит признать, фон Люкнер очень не любил льющуюся кровь. Сам герой скончался в Швеции в 1966 году в возрасте 84 лет.
Выжиматели ветра
Легендарный немецкий «Зееадлер» (неправильный перевод - «Морской орел», правильный перевод – «Орлан») относился к последнему поколению крупных коммерческих парусников, строившихся в конце XIX века, т.н. «винджаммерам» (выжимателям ветра). Их конструкция была доведена до совершенства. Полностью стальной корпус позволил реализовать все требования гидродинамики – корабли получили большое удлинение корпусов, в результате радикально возросла их скорость, побив все рекорды «чайных клиперов». Длина винджаммеров превышала 100 метров, водоизмещение могло достигать 10 тыс. тонн – просто феноменальные показатели для парусных судов.
Огромные стальные мачты поднимали паруса на немыслимую ранее высоту, в разы увеличилась площадь парусного вооружения. Для управления гигантскими полотнищами применялись лебедки с паровым или электрическим приводом. На некоторых из винджаммеров имелась ь паровая рулевая машина и даже телефонная сеть. Золотая эра парусного флота, шедевры кораблестроения!
Гигантским стальным парусникам не было равных на дальних океанских маршрутах. В отличие от закопченных пароходов, парусник не тратил ни грамма угля за весь рейс (впрочем, на многих из них все же была вспомогательная машина для особых случаев). Более того, парусник был быстрее – свежий бриз разгонял винджаммер до 15 и более узлов, что в два раза превышало крейсерскую скорость пароходов тех лет.
Винджаммеры успешно конкурировали с пароходами до 1914 года. С открытием Панамского канала парусный флот был обречен, Панамский канал изменил все маршруты морских перевозок в Новом Свете. Полностью повторилась ситуации 1869 года, когда открытие Суэцкого канала поставило крест на эпохе «чайных клиперов». Непроходимые для винджаммеров Суэцкий и Панамский каналы стали «камнем преткновения» парусного флота. Красавцы-винджаммеры сопротивлялись еще около тридцати лет лет, но время их было сочтето - дымящая и грохочущая паровая машина уверенно вытеснила белые полотнища парусов.
Четырехмачтовый барк "Крузенштерн", бывший немецкий винджаммер "Падуя" (1926 г.). Российское учебное парусное судно, неоднократный участник кругосветных экспедиций.