Наверняка, многие слышали про узкоколейный железнодорожный музей, недалеко от Переславля. Но, думаю, немногие знают о том, что музей возник на месте недействующего депо, относящегося к узкоколейной железной дороге бывшего Купанского транспортного управления. Общая протяженность узкоколейки была огромной, и на пике своего развития, в 70х годах, составляла не менее 150ти километров. Сеть являлась, преимущественно, торфовозной и соединяла собой несколько перегрузочных станций и торфомассивов. На фотографиях ниже, остатки одного их них.
1. Это бывшие торфоразработки Батьковско-Ольховского торфопредприятия, образованного в ~1950ых годах.
2. Потребителями местного торфа, в свое время, были: ярославская грэс, переславский завод кинопленки, переславская прядильно-ткацкая фабрика, множество местных котельных. Некоторая часть торфа поставлялась сельскохозяйственным предприятиям для использования в качестве удобрения.
3. В 1980х годах объём добычи торфа начал резко сокращаться. Предприятия Переславля отказались от использования торфяного топлива.
4. По состоянию на конец 2004 года, на Батьковско-Ольховском торфопредприятии сохранилось около 15ти километров путей. В конце 2007го- всего 3 километра. Но тогда, все еще, производился вывоз торфа для использования на котельной в Кубринске, добывался сельскохозяйственный торф.
5. В 2010 году прекращается отвод воды с торфополей, и начинается затопление.
6. Предположительно, тогда же, были разобраны последние участки пути на территории предприятия.
7. По кабинам тракторов, можно прикинуть глубину.
8.
9.
10. Большую часть техники вывозить не стали. Затопили на месте, а потом, начали вылавливать при помощи экскаватора, который, видимо, нашли там же, и резать на чермет.
11. Внутренности экскаватора
12. Бункеры цепляют тросом, и выволакивают на берег
13. Чермет
14. Чтобы не грузить технической информацией, расскажу очень кратко, каким образом тут добывали торф.
15. Болото осушается при помощи дренажных канав и насосов. Затем, формируются торфополя, по которым проходят трактора, и специальными устройствами срезают верхний слой торфа. Срезанная крошка остается лежать на полях, и сохнуть под солнцем. Иногда ее взрыхляют, чтобы ускорить процесс. Затем, ее собирают при помощи валкователей и вот таких вот уборочных машин:
16.
17. Ну, а затем, торф сваливают в кучу, которой придают правильную форму, при помощи вот такой штабелирующей машины:
18. В итоге, торф перегружают в вагоны, и по узкоколейке отправляют потребителям.
19. Насыпь, кусок пути и этот вагон , использовавшийся в качестве бытовки- единственное, что осталось от узкоколейки.
20. Внутри пусто, окна разбиты.
21. Кое-где до сих пор тлеет торф.
22. Причем, тлеет он так близко к воде, что я уверен, что если туда случайно провалиться, то ноги окажутся в воде, а верхняя часть будет подгорать. Но, проверять как то не хотелось.
23. Сейчас место популярно у рыбаков и охотников.
24. А вообще, даже без техники, место очень живописное. Половодье в любое время года.
25.
26.
Но, так было год назад. Сейчас там почти ничего не осталось.
Источник