Пражское метро очень похоже на наше, российское. Пожалуй, это самое "близкое" нам метро, построенное за пределами советских республик. Причина близости проста - строили его по советским стандартам, планам, а иногда и наши архитекторы.
Предлагаю вам виртуально "прокатиться" по чешской подземке.
1. Первое, что бросилось в глаза - эскалатор прямо от входа, на улице. Почти на все станции есть возможность спуститься на нём, а не по лестнице. Такое я видел в очень многих городах мира, но только не в Москве. У нас нет ни одного перехода с эскалатором на улице. Ноги-то казённые.
2. Вместо билетных касс несколько автоматов, которые принимают только монеты. Очень неудобная штука. На нескольких станциях есть по одной кассе, но обычно оплатить проезд можно только в таком автомате. Карты не принимает, купюры тоже.
3. Билеты в метро действуют определённое время. Есть варианты оплатить полчаса, полтора, сутки, трое суток. Потом идут уже недельные-месячные-годовые проездные.
4. Зато турникеты это просто столбики с валидаторами: компостируете свой талон и едете. Точь-в-точь как в Мюнхене и других городах Германии. Теоретически, на станциях и в вагонах вас могут встретить контролёры. Мне не попались.
5. Эскалаторы - до боли знакомые.
6. Да и станции, хоть и не все похожи на наши, но "островная" система присутствует почти везде. В Западной Европе обычно две разные платформы и пути посередине, как у в Москве на станции "Александровский сад". А ещё здесь тоже непонятно зачем нумеруют пути.
7.
8. Да и вагоны ведь "те самые", наши. Изначально взяли всем знакомую "номерную" модель мытищинского завода и обновили. Теперь на табличках красуется индейская стрела "Шкоды". Ну да, кто же ещё в Чехии может делать вагоны :)
9. По цветовой раскраске вагоны чешского метро очень похожы на тбилисские. Но я про них ещё не писал, вот чужая картинка.
10. В центре зала почти каждой станции стоят терминалы, с помощью которых можно узнать всю информацию о городском транспорте. Почти как наши SOS-INFO, только с компьютером.
11. И абсолютно на каждой станции есть большие схемы метро, информация об изменении в движении автобусов, расписание ближайших же автобусов, а также подробная карта квартала. Точно как в других странах. И вот тут главный вопрос - почему так же нельзя сделать и у нас?
12. Почему нельзя сделать указатели "к поездам до станций" нормального размера, а не как в кабинете окулиста? Цвет указателя соответствует цвету линии. У линий, кстати, буквенные обозначния, а не длинные и никому не нужные "Калужско-Рижские" и "Серпуховско-Тимирязевские". Какой больной человек вообще придумал в московском метро названия линиям и зачем они нужны? Всё равно все ориентируются по цветам.
13. От Союза кое-что здесь осталось. Фреска гордым покорителям Космоса.
14. Как в Москве есть станция Пражская, так и в Праге была станция Московская. Была. Сейчас она называется Андел, то есть Ангел. Предлагаю переименовать Пражскую в станцию "Медведь", например.
15. Вагоны, так похожие на наши снаружи, внутри больше напоминают что-то французское, с сиденьями, как в автобусами, а не с боковыми лавками. Ещё очень нужная вещь - вертикальные опоры по центру салона, чтобы можно было стоять и держаться за него, а не за куртки соседей.
16.
17. Все вагоны оборудованы кнопкой открывания дверей, как в очень многих метрополитенах.
18. В пражском метро всего три линии, поэтому схема компактно расположилась над каждой входной дверью. Удобно и наглядно. Обратите внимание на количество станций, оборудованных для удобства инвалидов. Причём старые станции тоже смогли переоборудовать, было бы желание. А на нашей новой схеме, недавно расклеенной по всем вагонам, появились значки "Парковка" (я так и не понял, что они обозначают), но станции, на которых есть лифты, по-прежнему никак не обозначаются (а в московском метро таких пять из 174)
19. На станциях мелкого заложения у нас такие пандусы точно можно было бы сделать. Это же совсем не сложно. Повторю: было бы желание.
20. Практически Бутово.
21. Новые станции тоже симпатичные.
22. Мне, определённо, очень нравятся эти вагоны.
23. В Праге есть ещё один тип вагонов, совсем новые. Чьи составы взяли за образец я не знаю, но шильдик всё тот же - Шкода.
24. Тоже неплохие вагоны, но наши новые "Русичи", которые ходят по кольцу - ничуть не хуже.
25. Внезапно на всех станциях обнаружились мусорные баки! Минимум один в центре зала, а иногда и с промежутком в сотню метров. Могут, когда хотят?
26. В пражском метро я встретил одного знакомого. Правда, тот почему-то был собакой в фраке и жевал биг-мак.
27. Почему-то ещё с детства у меня в голове был именно такой образ чешской подземки: красно-серый состав въезжает на станцию, оформленную выпуклыми и "впуклыми" шарами. Где в детстве я взял картинки этого метро - не помню. В Праге я был один раз.
28. Такое оформление типично для местного метрополитена, есть около пяти станций в этом стиле. Чем-то похоже на Ясенево в Москве.
29. И всё равно здесь есть эскалаторы. Много станций, где обычных лестниц нет совсем, только эскалаторы. Почему? Ножки граждан берегут?
30. Как и в Москве, многие станции имеют только один выход, другой конец платформы заканчивается тупиком. И вот там-то метростроевцы и построили лифты для инвалидов.
31. Если выйти на конечной станции, то можно сразу и не понять, в каком городе оказался.
32. Может, это Москва? С панельными домами без решёток на окнах и парковкой прямо у метро?
33. С покрашенными домами и аккуратными парками?
34. С размеченной парковочной зоной и местами для инвалидов, на которые никто не встаёт?
35. Нет, это всё ещё Прага.
36. Вход в метро на окраине города. С отдельным входом-лифтом.
37. Одна из современных станций, Raiska Zahrada. Станция уникальна тем, что имеет два этажа.
38. К сожалению, мне не удалось поймать два поезда одновременно на обоих этажах.
39.
40. Уличный вестибюль станции, никаких ларьков и палаток. Хотя это самый обычный спальный район. Так что может и неплохо, что у нас их стали убирать? К сожалению, убрали не везде. На Щёлковской, например, всё тот же базар и балаган из девяностых.
41. От станции "Райска заграда" до следующей, конечной станции "Чёрный мост" поезд идёт по улице, внутри стеклянного тоннеля. На верхнем этаже большая зона для променада. Здесь гуляют с детьми, собаками и катаются на велосипедах.
42. На самом деле и в Пражском метро встречаются ларьки на станциях, как у нас в переходах.
43. Но вот то, что в Москве не сыскать никогда, тем более в метро - это туалеты. Здесь они почти на каждой станции, обычно в переходах. А вы в курсе, что в московском метро тоже есть туалеты, причём и на самих станциях? Но они в служебных зонах, поэтому - не для нас с вами.