Крылатая Тэннин. Япония, Период Мэйдзи (1868-1912 гг.)
В искусстве Японии широко распространен мотив девушки-лебедя. Её называют "женой-журавля" (цуру нё:бо), "женой-небожительницей" (тэннин нё:бо) или же хагоромо ("пернатая одежда").
Образ Тэннин можно встретить по всей Японии в сказках или местных легендах, в которых лебеди превращаются в прекрасных женщин.
Существует и другой вариант легенды: каждое утро с неба спускались лебеди (сиротори) и превращались в прекрасных девушек; они собирали камни и строили запруду, а вечером улетали. Этот мотив дал название одноименной деревне Сиротори, которая существует и по наше время.
"Семь богов счастья" в японской мифологии - это божества, дарующие высокие добродетели и приносящие счастье: Эбису, Дайкому-тэн, Хотэй, Дзюродзин, Фукуродзю, Бисямон-тэн, Бэнсай-тэн. Культ "Семи богов счастья" начал складываться в начале 15 века среди городского населения Японии под влиянием синтоистких, китайских и индийских верований.
В трактовке "семи божеств счастья" четко прослеживается характерная для японцев трактовка буддизма: божества буддийского пантеона должны обеспечивать "блага в этом мире" (долголетие, благополучие). Наиболее раннее изображение "семи богов счастья" принадлежит буддийскому монаху 15 века. Считается, что при исполнении в начале года определенного ритуала "Семь богов счастья" обеспечивают человеку благоденствие на весь год.
Богиня Каннон. Период Мэйдзи (1868-1912гг.)
В японской мифологии Каннон - богиня милосердия, способная перевоплощаться. Культ божества Каннон один из наиболее распространенных и почитаемых в Японии. Богиня Каннон изображается в 33 ипостасях: тысячерукой, держащей лотос, свиток, сосуд, жемчужину и другие традиционные в буддийской мифологии символы.
Фигура "Гуань Юй (Кан У)" Япония, Период Мэйдзи (1868-1912) Скульптура представляет собой изображение китайского божества Гуань Юй (в Японии – Кан У) почитаемого в Китае и в Японии как бога войны и богатства. Считается покровителем воинов, торговцев, ученых-литераторов и страждущих.
Легенды приписывали Гуань Юю способность вызывать во время засухи дождь, останавливать наводнения, усмирять демонов и ограждать людей от болезней. Говорят, что он может появиться у постели больного и вложить в руку страждущего волшебные исцеляющие золотые пилюли.
Лампа с изображением дракона и ирисов. Япония, Период Мэйдзи (1868-1912 гг.) В японских легендах и мифах дракон олицетворяет могучие божественные силы.
Если к дракону относиться с должным почтением и уважением, он может щедро отблагодарить человека, посколько драконы считаются сказочно богатыми. Например, в легенде о Короле-Драконе молодой самурай в награду за спасение дочери дракона получает золотой пирог, который, сколько от него не отламывай, никогда не уменьшается.
В Японии изображения драконов украшают храмы буддистов и фонтаны для омовения перед поклонением. Дракон, как персонаж японской народной мифологии и фольклора, имеет два образа-значения в японской культуре: с одной стороны, он одна из ипостасей божества воды, а с другой - совершенное самостоятельное, очень почитаемое божество, играющее в японской культуре огромную роль.
Цветы ириса особо почитаются в Японии. С ними связано много обычаев и ритуалов. Например, в средние века официальные лица носили парики из листьев ириса, а дети использовали связки ирисов в качестве хлыста и соревновались, кто сможет ударить ими громче. Добавляли измельченные листья и в сакэ – так получался ритуальный напиток. Японцы уверены, что ожерелье с листьями ириса предотвращает простуду и очищает от грехов. До сих пор цветами ирисов украшают прически, наряды, предметы обихода, интерьеры.
Скульптура Императора Дзимму. Япония, Период Мэйдзи (1868-1912 гг.) Первый император Дзимму особо почитаем в Японии, ему посвящены многие храмы.
История его появления уходит корнями в древний японский миф о зарождении мира. Дзимму Тэнно (Небесный Государь) (660-585 до н.э.) - первый император Японии, родоначальник всех японцев.
"Мальчики с мешками богатства и бамбуковыми ветками". Япония, Период Мэйдзи (1868-1912). Скульптуры изображают двух, симметрично расположенных мальчиков с большими мешками за спиной и бамбуковыми веточками в руках. Изображение мальчиков в китайской и японской символике несет обладателю благопожелательный смысл: желают Вам иметь здоровое потомство. Изображения больших мешков - к богатству. Бамбук - символ гибкости и долголетия.
Ваза с изображением карпов. Япония, Период Тайсе (1912-1926). В японской мифологии карпы являются олицетворением силы и упорства в достижении цели и символизируют мужество и выносливость, стойкость и упорство. Такое восприятие образа карпа связано с тем, что он целеустремленно преодолевает пороги реки для достижения ее устья.
Подобно этой рыбе, движущейся против течения и поднимающейся по водопаду, мужчины должны преодолевать жизненные препятствия и делать себе имя. Поэтому предметы с изображением карпа подойдут тем, кто желал бы обладать сильным характером и такими качествами, как мужество и терпение.
Лао Цзы на буйволе. Япония, Конец периода Эдо (1600-1868) Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец)- древнекитайский философ VI—V веков до н. э., один из основателей течения даосизма, автор трактата «Дао дэ цзин» (Канон Пути и благодати, другое название «Три телеги» — написанный на бамбуке занимал три телеги)
Хотэй с мешком и посохом. Япония, Период Мэйдзи (1868-1912 гг.) В древнеяпонской мифологии Хотэй – бог счастья, изобилия и беззаботной жизни, который к тому же является защитником детей. В XVII веке он был канонизирован в Японии и стал одним из Семи богов счастья. Считается, что он предопределяет людские судьбы и помогает в осуществлении заветных желаний.
Дзюродзин и наследник китайского престола. Япония, 1937 год. Считается, что прототипом японского божества Дзюродзин послужил китайский основатель Даосизма – Лаодзы. Обычно его изображают старцем с длинной белой бородой. Атрибутами божества Дзюродзин чаще всего являются посох, свиток, жезл Жуи и долголетние животные, такие как олень, черепаха и аист. Считается, что в свитке Дзюродзина хранятся сведения о всех существах, живущих на земле и тайны долголетия и бессмертия. Жезл Жуи - это жезл исполнения желаний и счастливых предзнаменований. Считается, что он приносит удачу и исполняет желания.
Конфуций. Япония, Период Мэйдзи (1868-1912).
Конфуций (551-479 гг. до н.э.) родился в Китае, в провинции Шаньдун. Основные взгляды философа изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй"), которая представляет собой запись изречений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и последователями.
Курительница с изображением Кирин и фениксов. Япония, Период Мэйдзи (1868-1912 гг.) В японской мифологии, Кирин - это существо с головой дракона, телом оленя и крыльями, имеющее копыта лошади, один рог на голове и шкуру пяти цветов. Согласно преданию, Кирин — добродушное животное, никогда не ступающее на живые растения и не причиняющее вреда ничему живому. Поэтому изображение Кирин способствует благоприятным событиям в жизни.
Феникс является универсальным символом бессмертия во всех мировых мифологиях, символом возрождения в огне. Легенда гласит, что, когда феникс чувствует приближение смерти, он вьет гнездо из благовонной древесины и смол, которое затем подставляет палящим лучам солнца, пока не сгорит дотла в их пламени. Тогда из ее остатков возникает новый феникс. Эта “огненная птица” символизирует божественность царской власти, благородство и единственность. По традиции, в Японии феникс - символ солнца и символ императора.
Праздник Сэцубун. Япония, Период Мэйдзи (1868-1912 гг.) Мастер воссоздает сцену праздника Сэцубун - одного из древнейших праздников в стране, который празднуется в Японии в ночь с 3 на 4 февраля. В эту ночь в домах устраивается церемония Мамэ-маки ("метание бобов").
Обычно этот почетный обряд выполняет хозяин дома, приговаривая «Они ва сото – фуку ва ути», что означает «черти вон, счастье в дом». После этого бобы собирают и едят в качестве ритуальной пищи, чтобы отвести всевозможные болезни. Считается, что надо съесть столько бобов, сколько тебе лет, и еще один для того, чтобы в наступившем году быть здоровым и удачливым в делах.