Интересное
Новороссийский десант
(Нажать для увеличения)
Оборону в районе Новороссийска противник готовил в течение года. Выгодные условия местности, а также наличие в достаточном количестве цемента (значительное количество которого добывалось в окрестностях города) позволяли противнику создать прочную оборону. Большинство тяжелых пулеметов и часть орудий, выдвинутых в первые траншеи, были укрыты в железобетонных сооружениях. Что, обратим внимание читателя, вообще-то являлось невиданной роскошью для большинства других участков Восточного фронта.
Наиболее сильные опорные пункты противник имел на горе Сахарная Голова и в районе цементного завода "Октябрь". В каждом из этих районов было оборудовано до 36 дзотов и до 18 дотов.
На обратных скатах высот были оборудованы убежища в виде глубоких "лисьих нор" или блиндажи с сильными железобетонными перекрытиями, которые выдерживали прямое попадание тяжелого артиллерийского снаряда или 250-килограммовой авиабомбы.
Подступы к переднему краю обороны были прикрыты проволочными заграждениями и сплошными минными полями.
Опасаясь десанта, немцы укрепили и морское побережье. Так, на участке электростанция – цементный пирс было построено пять пулеметных дотов, а на восточном моле у входа в гавань – пушечный дот.
Отдельно стоящие каменные здания в Новороссийске и здания на углах улиц были превращены в опорные пункты. Окна первого и второго этажей были заделаны кирпичом на цементном растворе, а в стенах домов пробиты амбразуры. Стены зданий были усилены с внешней стороны дополнительной кирпичной кладкой, а с внутренней – мешками с песком. Перекрытия между этажами усиливались трамвайными рельсами или толстой прокладкой из железобетонных плит. Лестничные клетки, как правило, были завалены мешками с песком или камнями, а между этажами проделаны специальные лазы.
Укрепленный дом имел два и более ходов сообщения, по которым гарнизон дома в случае необходимости мог перейти в другой дом или отойти в тыл. Гарнизон укрепленного здания располагался обычно в подвалах или в специально оборудованных под домом казематах. Огневые средства располагались по ярусам: в нижнем этаже тяжелые пулеметы и 75-мм орудия, на втором и третьем этажах – автоматчики, легкие пулеметы, а иногда и 37-мм орудия.
Таким образом, хочется заострить внимание на одной примечательной детали. Хотя к 9 сентября 1943 года Красной Армии уже удалось вернуть в боях часть оккупированной территории страны и, в частности, отбить у противника ряд крупных городов (в том числе Ростов-на-Дону – дважды и Харьков – дважды), можно утверждать, что Новороссийск являлся наиболее серьезным городом-крепостью из всех, с которыми пришлось иметь дело нашим войскам до того момента.
Конечно, особняком стоит Сталинград, который был к ноябрю 1942 года почти полностью занят немецкими войсками и который впоследствии немецкая пропаганда объявила "крепостью на Волге". Действительно, уже в ходе советского контрнаступления уличные бои в Сталинграде продлились долго и отличались крайним упорством. Однако, именно в отношении качества продуманного, планомерного инженерного оборудования позиций и плотности фортификационных сооружений Новороссийск представляется более серьезным "фестунгом", чем Сталинград.
К сентябрю 1943 года советские войска на приморском направлении получили достаточные подкрепления и подготовили новую операцию по освобождению Новороссийска. Ее "изюминкой" должна была стать массированная высадка десанта непосредственно в Новороссийский порт. По дерзости замысла эта операция составляет достойную конкуренцию Феодосийскому десанту и, наряду с ним, может быть признана одним из самых славных деяний советской морской пехоты.
Силы высадки состояли из трех десантных отрядов и отряда обеспечения высадки десантных войск. Он делился на четыре группы: группу прорыва и уничтожения огневых точек на молах (эта же группа катеров преодолевала боносетевые заграждения, запиравшие вход в гавань), группу атаки берега, группу атаки порта, которые должны были нанести торпедный удар по вражеским укреплениям на берегу в местах высадки десантов, и группу прикрытия операции с моря.
Всего в составе сил высадки насчитывалось около 150 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов Черноморского флота.
Самые ответственные роли в десанте принадлежали различным боевым и вспомогательным катерам: торпедным Г-5, катерам-охотникам МО-4, катерам-тральщикам КМ, мотоботам ДБ и др.
В Новороссийском порту десантировались 393-й отдельный батальон морской пехоты под командованием капитан-лейтенанта В.А. Ботылева, 255-я морская стрелковая бригада, 1339-й стрелковый полк 318-й стрелковой дивизии.
Общее руководство десантной операцией осуществлял командующий флотом вице-адмирал Л.А. Владимирский, командиром сил высадки был назначен командир Новороссийской военно-морской базы контр-адмирал Г.Н. Холостяков.
К 9 сентября подготовительные мероприятия к наступлению завершились. В 2 часа 44 минуты 10 сентября все десантные отряды заняли свои места на исходной линии. Сотни орудий и минометов обрушили огонь на оборонительные позиции противника к востоку и югу от Новороссийска, по порту, а также побережью. Одновременно мощный бомбовый удар нанесла авиация. В городе начались пожары. Дымом заволокло молы и порт.
Вслед за этим по порту нанесли удар торпедные катера. 9 торпедных катеров группы прорыва во главе с командиром 2-й бригады торпедных катеров капитаном 2-го ранга В.Т. Проценко атаковали огневые точки на молах, подошли к бонам, высадили там штурмовые группы, быстро подорвали боносетевые заграждения и дали сигнал, что проход в порт открыт.
В это же время 13 торпедных катеров под командованием капитана 3-го ранга Г.Д. Дьяченко атаковали вражеские объекты на берегу. Сразу вслед за этим в порт прорвалась третья группа торпедных катеров во главе с капитан-лейтенантом А.Ф. Африкановым. Они выпустили торпеды по причалам и местам высадки десанта.
По оценкам адмирала Холостякова, торпедами было разрушено либо выведено из строя до 30 дотов и дзотов. "Морской атлас" дает другое число – 19. В любом случае не приходится сомневаться, что подрыв порядка 40-50 торпед вблизи от прибрежных немецких огневых точек внес существенный вклад в расстройство противодесантной обороны врага.
Из 25 торпедных катеров, участвовавших в обеспечении высадки, погибли два. Экипаж одного из них, выбравшись на берег, сражался там во главе со своим командиром Иваном Хабаровым вместе с десантниками.
После того как подрыв боносетевых заграждений и удар торпедных катеров расчистили дорогу в порт, туда устремились катера-тральщики и катера-охотники с штурмовыми группами первого эшелона.
К утру в общей сложности было десантировано порядка 4 тыс. человек. Цифра весьма внушительная, если вспомнить, что под Григорьевкой высаживались 2 тыс. бойцов, а в районе Южной Озерейки удалось высадить всего 1,5 тыс. Для дезорганизации противника и нанесения вспомогательных ударов во фланги и тыл новороссийскому гарнизону этих сил вполне могло бы хватить. Но – при условии, что войска 20-го стрелкового корпуса, наносящие удар с "Малой земли", а равно 318-я стрелковая и части 55-й гвардейской дивизий, наступающие совместно с частями усиления вдоль восточного берега Цемесской бухты, выполнят поставленные на 9 сентября задачи наступления.
К сожалению, 20-й ск продвижения не имел, 318-я сд и штурмовой отряд 55-я гв.сд также продвинулись за день незначительно. Бои за Новороссийск приняли затяжной, ожесточенный характер.
Части морской пехоты в порту и его окрестностях были отрезаны друг от друга, вели бой в окружении.
11 сентября в Новороссийск был высажен второй эшелон десанта: 1337-й стрелковый полк все той же 318-й сд и части 255-й мсбр.
Вслед за тем в бой были введены основные силы 55-й гв.сд и 5-я гвардейская танковая бригада.
Но и после этого бои продолжались еще 5 дней, завершившись только 16 сентября полным освобождением города.
Таким образом, для взятия главной крепости "Голубой линии" нашим войскам при поддержке авиации и Черноморского флота потребовалась неделя упорных, непрерывных наступательных боев.
Битва за Новороссийск началась 4 февраля 1943 года десантами у Южной Озерейки и Станички и закончилась только 16 сентября – после того, как морская пехота и сухопутные войска завершили выполнение поставленной задачи и полностью освободили город от врага.
Но затраченные усилия принесли богатые плоды. Падение Новороссийска означало взлом "Голубой линии". А это, в свою очередь, привело к полному оставлению 17-й армией противника всей Тамани. Тугой оперативный узел на южном фланге советского фронта был развязан, советские войска смогли вплотную приступить к подготовке освобождения Крыма...
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1973 года Новороссийску присвоено звание город-герой
Источник