Не все знают, что непосредственное отношение к фильму «Три плюс два» имел известный баснописец и драматург, автор гимнов СССР и России Сергей Владимирович Михалков. Именно его комедия «Дикари» стала основой фильма, полюбившегося многим зрителям.
В пьесе, что интересно, пятеро «дикарей», встречающихся у самого Черного моря, люди достаточно солидного возраста — им было за 30. Однако Оганисян решил персонажей значительно омолодить — и это у него получилось, несмотря на то, что мэтр Михалков настаивал на солидности своих героев.
Пробы проходили в Риге. Рижская киностудия была молода, но протянула руку помощи студии им. М. Горького. Хотя без накладок не обошлось — у рижан не было цветной пленки. Зато тут как тут оказался молодой тогда композитор Раймонд Паулс, который весьма кстати написал запомнившуюся на десятилетия музыку к картине. Выбор актеров и актрис на роли был, понятное дело, трудным. Почему? Да потому что героев всего пять, но зато какие они должны быть! Кстати, до сих пор так и непонятно, почему мужчин в сценарии трое, а женщин только две. Не совсем справедливо получается, тем более для жаркого томного юга...
Зато женщины в картине оказались действительно томными и, в отличие от героинь, достаточно опытными во всех вопросах. Зоей стала Наталья Фатеева, Наташей Наталья Кустинская. Причем Фатеевой предлагали играть Наташу, но она отказалась. Актрисы с солидным кинематографическим и жизненным стажем в результате были утверждены, хотя на роли девушек претендовали Татьяна Конюхова, Лия Алешникова, другие актрисы, даже балерины и манекенщицы.
Фатеева и Кустинская тогда еще не могли представить, что со временем возненавидят друг друга, начнут делить не только славу, но и мужчину — космонавта Бориса Егорова, перестанут общаться, обвиняя друг друга в страшных кознях. Хотя конфликты местного значения возникали и тогда — Фатеева, например, требовала, чтобы ее фамилия шла в титрах раньше Кустинской.
Сундуком, то есть физиком Сундуковым, стал Геннадий Нилов. Вся страна не знала еще, что этот высокий сухопарый артист впоследствии станет известен как папа популярного Алексея Нилова, одного из «ментов». Дипломатом стал Евгений Жариков, ветеринаром Романом Любешкиным Андрей Миронов. Ставшие затем звездами, по тем временам они были артистами неопытными, молодыми, снимавшимися нечасто. Над бородой Жарикова, необходимой по роли, все смеялись, настолько несерьезно это выглядело. Миронов, будущий любимец публики, тоже играл большую часть роли Любешкина с бородой, что было весьма непривычно. Миронов с бородой — такое можно было увидеть не каждый день. Разве что когда легкий искрометный Андрюша изображал крайне серьезного Фридриха Энгельса в фильме «Год как жизнь».
Пенистый напиток лился рекой
Где снимать самое синее в мире Черное море мое? Конечно же, в Крыму. Лагерь «дикарей» расположился в Судаке, на территории завода шампанских вин в Новом Свете. Да, место для съемок, конечно, выбрали еще то, особенно для вольнолюбивых киношников. Тем более жила съемочная группа во дворце князя Голицына, прямо над подвалами завода шампанских вин. А литровая кружка этого самого шампанского стоила тогда 45 копеек.
Можно только представить, что там творилось. Чтобы перелить шампанское из бочки, его приходилось отсасывать, как бензин. Оставалось только соблюдать очередность, чтобы не спиться окончательно.
Море и воздух были чудесными, бытовые условия сомнительными. Воду грели на электроплитках, мылись в тазах. Все удобства во дворе. Только к осени открыли баню. Еду привозили из Судака. Причем пока ее везли, она превращалась в месиво. Зато актеров подкармливали вкусным белым хлебом с корочкой и роскошным виноградом. Фатеева тихо толстела, да и Миронов, судя по съемкам, был не худой. А еще киношники поглощали бычки в томате, позже просто видеть их не могли. Спасали посылки родителей Миронова — колбаска, балычок...
Однажды Фатеева с друзьями решила съездить в Ялту, в ресторан, поесть человеческой, то есть вкусной, пищи. Надела обтягивающие брючки до колен, в которых снималась. А как раз в то время вышел указ, запрещающий пускать в рестораны женщин в брюках. Группе товарищей ничего не оставалось, как есть шницель с макаронами в кафе на набережной.
Преследовали за внешний вид и мужчин. Прекрасно помню те странные времена — в шортах в общественных местах появляться было нежелательно. Мужчин-«кинодикарей» несколько раз забирали в милицию. В конце концов, им выдали справки, что они, дескать, киношники, шорты и бороды полагаются им по роли.
Кто кого?
Конечно же, артисты напропалую влюблялись не только на экране, но и в жизни. А чего вы хотите? Южный берег, бархатный сезон, две соблазнительные львицы, две Наташки — Фатеева с Кустинской. Замужем, не замужем — какая разница! Жариков приударил за Кустинской, но тут чего-то внятного не получилось — тогдашняя супруга Евгения, тренер по фигурному катанию, приехав на съемки в Крым, бурно ревновала Жарикова и даже в пылу ревности бросалась в потенциальную соперницу бутербродами. Добросалась до того, что режиссер попросил ее уехать и не мешать. Видимо, основания для ревности были, ведь уже в наши годы сильно нашумела история о том, что правильный комиссар Кондратьев (одна из программных ролей Жарикова) завел семью на стороне. И это при живой-то супруге Наталье Гвоздиковой!
Юный Андрюша Миронов обратил пламенный взор на свою зазнобу по фильму Наталью Фатееву. Актриса позднее признавалась: «Это был молодой человек, который от смущения не знал, куда девать руки, и держал их перед собой в полусогнутом виде. Я шутливо била его по рукам». Миронов старался развеселить Кустинскую и Фатееву. Когда шли съемки в Риге, актрисы свободное время проводили в комиссионках. Однажды в номере Фатеевой раздался звонок, некий мужчина пригласил на творческую встречу в магазин, обещая хорошие подарки. Всю неделю подружки готовились. Естественно, в том магазине их никто не ждал. Это Миронов разыграл двух Наташ.
Можно сказать, Наталья Фатеева была предметом первого сильного чувства Андрея Миронова. Он горячо объяснялся в любви, писал страстные письма, отношения продолжились и после съемок, но свадьбой дело не завершилось. Наверное, неслучайно, ведь и дальнейшие многочисленные романы и браки звездного Андрюши вряд ли можно назвать счастливыми.
Геннадий Нилов, более спокойный в женском вопросе и по фильму, переживал тогда медовый месяц, поэтому не дергался. Может, этому способствовало присутствие рядом его тихой жены Галины...
Периодически съемочную группу сотрясали и другие страсти. То Фатеева требовала повысить ей ставку, то не могли найти подходящие купальники для Фатеевой и Кустинской, так что пришлось искать их среди отдыхающих, а также обращаться за помощью к супруге режиссера Г. Оганисяна, которая одолжила свой купальный костюм, получив какие-то незначительные рубли за амортизацию. А красивые трусы и шорты купили у фарцовщиков.
Римейк провалился
Постепенно похолодало, в ноябре переехали снимать в Алушту. Приходилось согреваться коньяком (шампанское, надо полагать, уже не помогало). Досняв натуру, вернулись в Москву, где шел монтаж. Там же, в столице нашей бывшей родины, сняли колхоз, где герой Миронова лечит коров, парикмахерскую и т.д. Затем отправились на рижскую киностудию, где снимали павильоны — «палатку», «салон автомобиля «Волга». Нашлось применение и Ленинграду — именно там снимали цирк, ведь Зоя по сюжету была дрессировщицей. Фатеева работала с тиграми знаменитого дрессировщика Вальтера Запашного (в свое время Вальтер Михайлович не только гастролировал в Крыму, но и лечился в ялтинском санатории им. И. Сеченова после внезапного воспаления легких). Актрисе пообещали, что тигр будет шестимесячным, но на съемках оказался вполне взрослый зверь. Наталья Фатеева попыталась не испугаться, но те кадры, где она облокачивается на тигра, приударяет его кулаком, в фильм не вошли, оказалось, в кадре видна рука Вальтера Запашного, который крепко держал хищника за ошейник.
Фильм «Три плюс два» сдавался руководству два раза, ведь снимали два варианта, обычный и широкоформатный, так что каждую сцену приходилось снимать дважды. Оба варианта особого восторга не вызвали, но удачный прокат все-таки помог фильму получить более высокую первую категорию.
Мы с удовольствием смотрим картину и сейчас, согреваясь крымским солнцем и морем на экране, замечательной музыкой Раймонда Паулса и милыми шутками Андрея Миронова.
Уже в наше время кинематографисты предприняли попытку снять римейк картины «Три плюс два» под названием «Дикари» (кстати, лента тоже снималась в Крыму, в окрестностях Севастополя). Но дикари, они и есть дикари, ничего и в помине от легкой красивой истории не осталось — в кадре вовсю лился алкоголь, царили весьма свободные нравы. Так что сегодня о съемках «Дикарей», кроме упоминания о полувменяемом состоянии артиста Марата Башарова, ничего особенного и не вспомнишь..
Источник