Каждая стрелка по 3 метра, сам циферблат — 6. С брусчатки размер так не ощущается, но главные часы страны занимают несколько этажей. Больше человеческого роста колеса и шестеренки, огромный музыкальный барабан, 32 – килограммовый маятник — итого вся конструкция весит больше 25 тонн. Во всем же остальном куранты самые обычные механические часы.
Евгений Федосеев, начальник Службы времени Астрономического института им. Штернберга: «Новый год наступает при первом же звуке курантов. Дзинь-дзинь-дзинь. Это уже Новый год наступил и надо уже кричать, поздравлять и праздновать, а все вот эти удары и знаки — это все уже потом».
Завертелись колесики. Началось. Так выглядит приход нового года на смену старому в самом сердце главных часов страны.
А если уж еще более педантично подойти к проблеме, то вот:
Момент наступления нового года — понятие условное и относительное. Как договориться. Если живете в городе, то на разных его концах (запад — восток) момент 24-00 ПО МЕСТНОМУ ВРЕМЕНИ будет в разное время. В средних широтах при разнице в расстоянии около 15 км разница уже будет в минуту.
Итак:
Первый удар из двенадцати звучит через десять секунд после начала новых суток. А их смена происходит, когда куранты начинают перезвон. То есть начало перезвона курантов совпадает с мгновением смены суток. В ноль часов ноль минут ноль секунд начинается перезвон. Спустя десять секунд звучит первый удар колокола, отбивающего целые часы.
Первые часы в Москве появились в 1404 г. Тогда Москва была уже большим городом, а Кремль — резиденцией великих князей. Кремлевские часы были одними из первых в Европе и считались чудом своего времени. Находились эти часы на дворе великого князя Василия Димитриевича на Соборной площади, недалеко от Благовещенского собора. Летописец так описал их устройство: «Сей же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и считая часы нощныя и дневныя; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено».
Когда появились кремлевские башенные часы, точно не известно. Есть предположение, что на Спасской башне они были поставлены вскоре после ее сооружения (1491 г.). Однако документальные подтверждения этого относятся к XVI веку. Кем были устроены часы и какие они были, точно пока не установлено.
В начале XVII столетия эти часы были проданы в Ярославль, и из сохранившейся купчей мы знаем, что весили они 960 килограммов. Но вот какой на них был перезвон, документы не упоминают.
На надстроенной в 1625 году Спасской башне появились вторые часы. Их собрали под руководством английского мастера Христофора Головея, приглашенного для устройства курантов царем Михаилом Романовым. Тридцать колоколов, отлитых мастером Кириллом Самойловым, отбивали каждый ровный час. Этот механизм после многочисленных кремлевских пожаров неоднократно ремонтировали, но пожара 19 июля 1701 года куранты не пережили.
Новые куранты по приказу Петра Первого были доставлены из Амстердама в Москву на 30 подводах. Они отбивали часы и четверти и исполняли перезвон на 33 колоколах. Доподлинно известно, что в первый раз москвичи услышали его 9 декабря 1706 года в 9 часов утра.
Увы, эти часы ждала та же печальная участь, что и предыдущие механизмы. Несколько раз их ремонтировали, но после пожара 1737 года куранты встали окончательно.
В 1763 году из помещений под Грановитой палатой были извлечены «большие курантовые часы» английского производства. Три года понадобилось мастеру Ивану Полянскому, чтобы установить их на Спасской башне. Механизм служил верой и правдой несколько десятков лет, за которые его детали износились, и часы встали. Их ремонт производился на заводах братьев Бутеноп в течение двух лет. Там же заново был создан музыкальный механизм, исполнявший марш Преображенского полка петровских времен и мелодию Д.С. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе».
В 1860 году куранты удивили москвичей новой мелодией. Это приглашенный для обслуживания часов немецкий механик Фац перенастроил медный музыкальный вал на незатейливую мелодию «Ах, мой милый Августин». Однако Николай Первый посчитал эту песенку недостойной главных часов государства. Кстати, ранее Николай не разрешил настроить вал на «Боже, царя храни», считая, что куранты не должны исполнять государственный гимн.
В революционном 1917 году в циферблат курантов угодил снаряд, и ремонт часов в 1919 году осуществил мастер Н.В. Берне. Теперь на музыкальный вал были набраны мелодии «Интернационала» и похоронного марша «Вы жертвою пали». Эти две мелодии поочередно (в полдень и полночь) и звучали до 1932 года, когда решено было оставить один «Интернационал». В 1938 году исполнение и этой мелодии прекратилось. Теперь куранты лишь отбивали четверти и целые часы.
В 1974 году куранты были остановлены на сто дней. В течение этого времени механизм часов был полностью разобран, все износившиеся детали заменили. Было сконструировано устройство автоматической смазки деталей. Но музыкальный механизм отремонтирован так и не был.
В канун распада Советского Союза Пленум ЦК принял решение, что куранты должны играть государственный гимн, написанный Александровым. Однако специалисты, обследовавшие музыкальный механизм, пришли к выводу, что находящимися в наличии колоколами исполнить эту мелодию невозможно.
Всякому, наверное, известен принцип действия обыкновенной музыкальной шкатулки. Она изобретена несколько столетий назад, но особенно была распространена в XVIII и XIX столетиях, когда даже карманные часы, портсигары и табакерки исполняли различные мелодии. Музыкальный механизм имел так называемый программный цилиндр, усаженный мелкими короткими штифтами. При вращении цилиндра они приводили в звучание тонкие металлические пластинки.
В кремлевских курантах тоже есть программный цилиндр, но диаметр его — около 2 метров, ширина— более 2 метров. Механизм приводится в действие тяжелой гирей весом более 200 килограммов.
После боя часов отключается стопор механизма курантов. Медленно вращается огромный цилиндр, ощетинившийся тысячей стальных штифтов.
Размеры колоколов курантов различны, поэтому и звуки они издают разные: от густого баса до звонкого дисканта. Вес колоколов зависит от их размера — от десятков до сотен килограммов. Вес самого большого колокола — 500 килограммов.
При вращении программного цилиндра штифты задевают за специальное приспособление вроде педали. Педаль соединена стальным тросиком с ударным механизмом (он расположен выше, на 10-м этаже, где висят колокола). Тросик оттягивает от края колокола специальной формы молоток, штифт срывается с педали, и молоток ударяет о край колокола, извлекая из него звук.
В то время как на протяжении многих десятилетий кремлевские куранты претерпевали всевозможные переделки, механизм часов все время работал исправно и почти не останавливался.
И музыка московских курантов не звучала вплоть до 1996 года. Тогда состоялась инаугурация Б.Н. Ельцина, к которой музыкальный узел был вновь отремонтирован. На этот раз его «научили» исполнять «Патриотическую песню» и «Славься» Глинки. Для этого записали звучание каждого колокола и проанализировали обе мелодии с помощью компьютера. Умная электроника подсказала, сколько и какой тональности колоколов не хватает. В Голландии были отлиты, доставлены в Москву и установлены на звоннице три недостающих колокола.
И сегодня вы можете услышать мелодии Глинки в исполнении московских курантов. Конечно, если окажетесь на Красной площади в полдень или полночь.
Источник