Основным занятием тавров было пиратство, но этот рассказ не о древних морских разбойниках, а про самую большую добычу древних корсаров, об одном из древнегреческих кораблей заходивший в древний порт Херсонес.
В античные времена по Черному морю ходило множество кораблей, причем в несколько раз больше чем в наши дни. В III веке до н. э. военный и торговый флот имела греческая колония Гераклея; у босфорского царя Миндридата было около 400 кораблей; свой флот был у скифов; готы выходили в море целой армадой, так что можно смело сказать, что в наше время море опустело.
Парусники античности были крупными мореходными лодками. Средний тоннаж торговых античных кораблей был примерно равен тоннажу европейских кораблей XVIII века. Наиболее массово распространенным кораблем той эпохи была трирема, ее водоизмещение около 300 тонн, а это в три раза больше чем у флагманской каравеллы Христофора Колумба, но ни один корабль, рассекающий синие волны Понта не мог сравниться с Леантофорой антийской из Гераклеи.
Так мог выглядеть древнегреческий корабль Леантофора, модель
Греческая колония Гераклея Понтийская в III веке до нашей эры имела на вооружении корабль, названный Леантофорой. Он имел восемь рядов весел с каждого борта, которыми управлялись 1600 гребцов. Кроме того на палубе находилось 1200 воинов. Это был настоящий «Титаник» древнего мира. В своем стремлении превзойти всех и создать нечто грандиозное древний человек ничем не отличался от нас. Возможно, греческие корабелы мечтали построить непросто торговое судно, а корабль достойный славы богов. Гиганты древности и современности, как правило, не оправдывали надежд их создателей, ведь истинное предназначение их быть символом подобно спортсменам, ставящим рекорды. Постройка больших кораблей требовала наивысшего напряжения человеческих сил, ведь символ могущества и мощи государства достаются нелегким трудом, а рекорды ставятся страшным усилием воли и напряжения всех сил, но от этого они не становятся менее притягательными.
История с Леантофорой является одной из загадок древности. Доподлинно известен лишь один корабль, который был построен на верфи Гераклеи Понтийской и ходил в первую очередь в Херсонес, город основанный самими гераклейцами. Точного описания древнегреческого корабля не сохранилось, бесспорно, нет и ее изображений, известно лишь то, что его нос украшала морда льва. И название Леантофора можно перевести как «несущая образ льва».
Город-колония Херсонес был основан моряками переселенцами из Гераклеи Понтийской в V веке до нашей эры. В те далекие времена именно греки контролировали торговлю на Черном море. Большинство кораблей, ходивших по Понту принадлежало им. В III веке до н. э. когда строился древнегреческий корабль Леантофора, город сохранял тесные морские торговые связи с Гераклеей. В это время город достиг своего расцвета. Он занимал площадь в 27 гектаров, улицы Херсонеса были величественно украшены величественными статуями. Это был многолюдный и многоязыкий город-порт. В портовых тавернах можно было встретить не только греков, но и тавров, скифов, римлян. Леантофора могла стоять на внешнем рейде порта, но, вероятнее всего, входила в бухту, которая имеет современное название Карантинная бухта, для погрузки товаров: пшеницы, вина, рыбы, а ее матросы сходили на берег. С веками поблекла древняя слава Херсонеса, а море уже поглотило его часть.
Доказательством этому стал найденный на прибрежном дне свинцовый шток древнего якоря размером 1,7 м. Это самый большой якорный шток, найденный на Черном море. Не исключено, что это может быть якорь Леантофоры.
Но по какой причине мог затонуть такой большой корабль. Дело в том, что Черное море в переводе с древнегреческого языка «Понт Аксинский» означает «Негостеприимное море». И дело вовсе не в его характере, а в пиратах. Морские разбойники были на всем побережье Черного моря, но наиболее кровожадными считались тавры, чьи разбойничьи базы располагались на Южном берегу Крыма. Нам почти ничего не известно о культуре этого народа, ведь для греков они были одними из варваров того сложного времени. Но ясно одно, чтобы напасть на большой корабль тавры могли прибегнуть к хитрости. Известно, что греки пользовались примитивными маяками-кострами, пылающими на побережье. Пользуясь туманом и плохой видимостью, тавры разжигали ложные маяки, и древний корабль летел прямо на скалы навстречу своей гибели. Не исключено что Леантофору погубило коварство варваров. Кораблю не помогло ни вооружение, ни опыт мореходов. Выживших после кораблекрушения моряков приносили в жертву.
С гибелью гигантского корабля наступила новая эпоха. Вскоре после того как исчезла Леантофора все стало меняться в привычной жизни греков. Спустя столетия ученые назовут этот период закатом эллинизма.
Источник