Авиация
Строительство и продвижение американского перспективного разведывательно-ударного летательного аппарата
Опытный Sikorsky S-97 на аэродроме Редстоунского арсенала
Армия США продолжает работы по программе создания перспективного разведывательно-ударного летательного аппарата Future Attack Reconnaissance Aircraft (FARA). Проводятся различные мероприятия, принимаются необходимые документы и т.д. Активно работают и компании, претендующие на победу и будущее получение контрактов. К примеру, компания Sikorsky пытается привлечь заказчика не только готовым проектом, но и экспериментальной техникой.
В декабре 2020 г. Пентагон в лице соответствующего управления утвердил «обзоры проекта и рисков» (Final Design and Risk Review, FD&RR) по программе FARA, входящей в состав более крупной FVL. Таким образом, заказчик оценил представленные на конкурс проекты и признал их пригодными к дальнейшему развитию и сравнению. Более удачный образец в дальнейшем будет принят на вооружение и заменит существующие вертолеты.
9 апреля состоялось заседание Совета по надзору за требованиями (Requirements Oversight Council, ROC), в ходе которого составили и утвердили новый определяющий документ. «Сокращенный документ по развитию возможностей» (Abbreviated Capabilities Development Document, A-CDD) утверждает тактико-технические требования к перспективным летательным аппаратам. Дальнейшее развитие конкурсных проектов будет осуществляться в соответствии с новым A-CDD.
Демонстрационный полет, 13 апреля 2021 г.
По ранее сформированным и теперь утвержденным требованиям компания Sikorsky / Lockheed Martin разработала и выставила на конкурс перспективный проект Raider X. Его конкурентом является вертолет Bell 360 Invictus. Руководство программы FARA хорошо отзывается о предлагаемых проектах. Разработчики новой техники сделали больше, чем от них ожидалось, и получившиеся проекты произвели самое хорошее впечатление.
Осенью прошлого года сообщалось, что компании-участницы FARA уже начали строительство новых опытных образцов, полностью соответствующих разработанным проектам. Прототипы должны быть готовы к концу 2022 ф.г., после чего начнутся их летные испытания. Затем технику нескольких типов сравнят и выберут более удачный образец для дальнейшей постановки на вооружение.
Компания Sikorsky участвует в проекте FARA с проектом вертолета Raider X. В его основе лежат технологии, разработанные ранее и опробованные на нескольких экспериментальных машинах. В настоящее время для отработки таких решений используется опытный вертолет S-97 Raider.
На днях S-97 прибыл на базу «Редстоунский арсенал» (шт. Алабама) для выполнения демонстрационных полетов. Сообщается, что организация такого мероприятия была связана с некоторыми сложностями. «Рейдер» является инициативной разработкой «Сикорского» и имеет лишь косвенное отношение к FARA. Это в некоторой мере затруднило организацию показа на армейской базе.
13 и 15 апреля летчики из компании-разработчика выполнили серию полетов. В ходе мероприятия S-97 продемонстрировал свои скоростные и маневренные характеристики, а также способности к решению всех основных боевых и транспортных задач.
За полетами наблюдали представители управления Future Vertical Lift Cross Functional Team (FVL CFT), а также офицеры армейского Авиационного и ракетного командования Aviation & Missile Command (AMCOM). FVL CLT отвечает за проведение программы FVL и ее составляющей FARA, а командованию AMCOM в будущем предстоит стать основным эксплуатантом перспективной техники. Таким образом, на полетах присутствовали совсем не случайные зрители.
Рекламное изображение вертолета Bell 360 Invictus
Как на показательные полеты отреагировали представители армии – неизвестно. В то же время, в Sikorsky / Lockheed Martin высоко оценивают как сам проект S-97, так и демонстрацию вертолета потенциальному заказчику будущего Raider X. Разработчики ожидают, что недавние полеты были первыми, но не последними – и перспективные вертолеты «Сикорского» еще не раз будут демонстрироваться и испытываться Редстоунским арсеналом.
Недавние мероприятия не ограничились одними полетами. Личный состав Арсенала и представителей ответственных организаций познакомили с новым вертолетом, хотя к полетам их пока не допускали. Также состоялось совещание на тему реальных возможностей и перспектив эксплуатации новой техники в войсках.
Компания-разработчик особо отметила высокий потенциал вертолета S-97 и перспективного проекта Raider X с точки зрения эксплуатации и обслуживания. Новые вертолеты комплектуются системой самодиагностики, выдающей экипажу информацию о состоянии матчасти и различные рекомендации.
Также разработана система Sikorsky Fleet Decision Tool, способная собирать и обрабатывать данные с нескольких вертолетов. С ее помощью планируется облегчить организацию работы целых подразделений. В частности, командир подразделения сможет оценивать состояние имеющихся вертолетов и на его основании определять очередность их использования в миссии. Это позволит оптимизировать расход ресурса и упростит организацию ремонтов без ущерба для боевой готовности подразделения в целом.
В новой стадии программы FARA участвуют два проекта от компаний Bell и Sikorsky / Lockheed Martin. К этим проектам предъявляются одинаковые требования, но желаемый уровень характеристик достигается по-разному. Так, «Белл» предлагает вертолет традиционной схемы с несущим и рулевым винтами, в котором используется весь ее опыт в области авиастроения. Тем временем, «Сикорский» продолжает развитие своей концепции X2. Она предусматривает применение несущей системы из двух соосных винтов, а также толкающего хвостового винта.
Как следует из доступных материалов, оба проекта имеют преимущества друг перед другом, что затрудняет прогнозирование результатов конкурса. Сильной стороной проекта Raider X является принципиальная возможность получения высокой скорости полета. Используя заданный двигатель, вертолет максимальной массой 6,4 т сможет развивать скорость до 450-460 км/ч. При этом потенциал предлагаемой конструкции подтвержден на практике при помощи опытных вертолетов, один из которых на днях показали представителям армии.
Компания Bell в проекте «360» использует несущую систему традиционной конструкции. Ее уже испытали на скоростях до 370 км/ч, что на 40 км/ч превышает требования заказчика по максимальной скорости. Принимаются меры по повышению прочих рабочих и боевых характеристик, по упрощению эксплуатации и т.д.
С осени прошлого года две компании, занятые в программе FARA, ведут строительство опытной техники своей разработки. Условия программы позволяют им не торопиться, но в обозримом будущем вертолеты двух новых типов выйдут на испытания и «сразятся» друг с другом. Какой проект выберет армия – неизвестно. Пока ответственные лица положительно отзываются об обоих вертолетах от Sikorsky и Bell.
Участники проекта, в свою очередь, ведут уже начатые работы, а также проводят рекламные кампании, компании по продвижению своей продукции, стараясь заинтересовать армию и возможных других заказчиков. Как всегда, публикуются различные материалы по проектам. Кроме того, имеют место и альтернативные способы продвижения – такие как недавний показ техники военным.
Испытания двух вертолетов начнутся только в следующем году, а победителя конкурса объявят еще позже. Смогут ли нынешние меры повлиять на решение ответственных лиц – неизвестно. Но будущие контракты по FVL и FARA слишком выгодны, чтобы отказываться от какой-либо дополнительной рекламы или возможности показать свои разработки заказчику.