Авиация
А зачем нам шасси? Нам шасси не нужно!
Казалось бы, удивительно – основное количество самых разнообразных (а иногда и безумных) технических решений в авиации пришлось на 1950-1960-е годы. Между тем всё объясняется просто. Реактивная авиация пришла на смену поршневой и стала активно развиваться. А начавшаяся «холодная война» между СССР и США подстегнули этот процесс.
Герой сегодняшней статьи – самолет SE5000 Baroudeur французской авиастроительной компании SNCASE, которая ныне уже не существует (эта компания выпускала небезызвестный пассажирский самолет «каравелла»). Впервые в воздух он поднялся в 1953 году.
Главная фишка SE5000 – полное отсутствие шасси. Это смелое и даже шокирующее для несведущего человека решение было принято конструкторами не случайно. Первое, что приходит в голову, это возможность облегчить самолет и сэкономить место, так как вся конструкция шасси обладает достаточно большой массой и размерами. Но основная причина крылась в другом.
Еще во время корейской войны американские войска серьезно столкнулись с проблемой инфраструктуры. Конкретно – с отсутствием подготовленных аэродромных площадок, которые требовали недавно появившиеся реактивные истребители с их высокими посадочными скоростями.
Французы внимательно и досконально изучили опыт действия американских ВВС на Корейском полуострове, после чего приступили к разработке легкого бомбардировщика, требующего для взлета и посадки минимально подготовленный грунт. Разработчиком и идейным вдохновителем стал Всеволод «Джон» Якимук, конструктор польского происхождения, уже работавший над похожими проектами в Польше и Канаде.
Команда Якимука, проработав возможные варианты, остановилась на использовании для взлета бомбардировщика специальной стартовой тележки с двумя или четырьмя (в зависимости от условий) ракетными ускорителями с тягой по 750 кг. Самолет использовал тележку вместо шасси, а сразу после достижения взлетной скорости замки отсоединялись и самолет поднимался в воздух.
Сама тележка представляла собой площадку, сваренную из труб и снабженную тремя пневматиками низкого давления. Также тележка была оборудована тормозным парашютом – ее пробег после взлета самолета составлял около 100 метров.
Нужно сказать, что идея с тележкой была не нова: немцы уже применяли подобное решение на реактивных самолетах Me-163 и Ar-234. Но у немцев конструкция тележки была весьма простой, что касается французов, то они довели ее до идеала.
Для посадки бомбардировщика использовались выдвижные полозья наподобие лыж. Концы полозьев имели выдвигающиеся штыри, которые выполняли роль тормозов.
Многочисленные испытания, проведенные летчиком-испытателем Жаком Мауланди, подтвердили способность SE5000 взлетать и садиться, используя малоподготовленные площадки. Самолет мог даже летать с установленной стартовой тележкой, взлетать прямо с полозьев при подходящем для этого покрытии, приземляться на песок, замерзшие водоемы, болота и автодороги.
13-метровый бомбардировщик управлялся одним пилотом и мог развивать максимальную скорость до 1140 км/ч. Взлет самолета можно посмотреть на видео. Крайне интересно – не пожалеете!
К сожалению, SE5000 не заинтересовал потенциальных покупателей, и причиной тому скорее всего послужила именно стартовая тележка – весьма нетрадиционное решение для самолета. Поэтому после испытаний проект был закрыт, а отработанная технология стартовой тележки стала еще одной вехой в мировом опыте авиастроительства. Все прототипы SE5000 были уничтожены в качестве артиллерийских целей на полигоне французской авиабазы, но один экземпляр впоследствии удалось восстановить и поместить в музей авиации Le Bourget.
Герой сегодняшней статьи – самолет SE5000 Baroudeur французской авиастроительной компании SNCASE, которая ныне уже не существует (эта компания выпускала небезызвестный пассажирский самолет «каравелла»). Впервые в воздух он поднялся в 1953 году.
Главная фишка SE5000 – полное отсутствие шасси. Это смелое и даже шокирующее для несведущего человека решение было принято конструкторами не случайно. Первое, что приходит в голову, это возможность облегчить самолет и сэкономить место, так как вся конструкция шасси обладает достаточно большой массой и размерами. Но основная причина крылась в другом.
Еще во время корейской войны американские войска серьезно столкнулись с проблемой инфраструктуры. Конкретно – с отсутствием подготовленных аэродромных площадок, которые требовали недавно появившиеся реактивные истребители с их высокими посадочными скоростями.
Французы внимательно и досконально изучили опыт действия американских ВВС на Корейском полуострове, после чего приступили к разработке легкого бомбардировщика, требующего для взлета и посадки минимально подготовленный грунт. Разработчиком и идейным вдохновителем стал Всеволод «Джон» Якимук, конструктор польского происхождения, уже работавший над похожими проектами в Польше и Канаде.
Команда Якимука, проработав возможные варианты, остановилась на использовании для взлета бомбардировщика специальной стартовой тележки с двумя или четырьмя (в зависимости от условий) ракетными ускорителями с тягой по 750 кг. Самолет использовал тележку вместо шасси, а сразу после достижения взлетной скорости замки отсоединялись и самолет поднимался в воздух.
Сама тележка представляла собой площадку, сваренную из труб и снабженную тремя пневматиками низкого давления. Также тележка была оборудована тормозным парашютом – ее пробег после взлета самолета составлял около 100 метров.
Нужно сказать, что идея с тележкой была не нова: немцы уже применяли подобное решение на реактивных самолетах Me-163 и Ar-234. Но у немцев конструкция тележки была весьма простой, что касается французов, то они довели ее до идеала.
Для посадки бомбардировщика использовались выдвижные полозья наподобие лыж. Концы полозьев имели выдвигающиеся штыри, которые выполняли роль тормозов.
Многочисленные испытания, проведенные летчиком-испытателем Жаком Мауланди, подтвердили способность SE5000 взлетать и садиться, используя малоподготовленные площадки. Самолет мог даже летать с установленной стартовой тележкой, взлетать прямо с полозьев при подходящем для этого покрытии, приземляться на песок, замерзшие водоемы, болота и автодороги.
13-метровый бомбардировщик управлялся одним пилотом и мог развивать максимальную скорость до 1140 км/ч. Взлет самолета можно посмотреть на видео. Крайне интересно – не пожалеете!
К сожалению, SE5000 не заинтересовал потенциальных покупателей, и причиной тому скорее всего послужила именно стартовая тележка – весьма нетрадиционное решение для самолета. Поэтому после испытаний проект был закрыт, а отработанная технология стартовой тележки стала еще одной вехой в мировом опыте авиастроительства. Все прототипы SE5000 были уничтожены в качестве артиллерийских целей на полигоне французской авиабазы, но один экземпляр впоследствии удалось восстановить и поместить в музей авиации Le Bourget.