Авиация

А зачем нам шасси? Нам шасси не нужно!

Казалось бы, удивительно – основное количество самых разнообразных (а иногда и безумных) технических решений в авиации пришлось на 1950-1960-е годы. Между тем всё объясняется просто. Реактивная авиация пришла на смену поршневой и стала активно развиваться. А начавшаяся «холодная война» между СССР и США подстегнули этот процесс.

Герой сегодняшней статьи – самолет SE5000 Baroudeur французской авиастроительной компании SNCASE, которая ныне уже не существует (эта компания выпускала небезызвестный пассажирский самолет «каравелла»). Впервые в воздух он поднялся в 1953 году.

А зачем нам шасси? Нам шасси не нужно!



Главная фишка SE5000 – полное отсутствие шасси. Это смелое и даже шокирующее для несведущего человека решение было принято конструкторами не случайно. Первое, что приходит в голову, это возможность облегчить самолет и сэкономить место, так как вся конструкция шасси обладает достаточно большой массой и размерами. Но основная причина крылась в другом.

Еще во время корейской войны американские войска серьезно столкнулись с проблемой инфраструктуры. Конкретно – с отсутствием подготовленных аэродромных площадок, которые требовали недавно появившиеся реактивные истребители с их высокими посадочными скоростями.

А зачем нам шасси? Нам шасси не нужно!



Французы внимательно и досконально изучили опыт действия американских ВВС на Корейском полуострове, после чего приступили к разработке легкого бомбардировщика, требующего для взлета и посадки минимально подготовленный грунт. Разработчиком и идейным вдохновителем стал Всеволод «Джон» Якимук, конструктор польского происхождения, уже работавший над похожими проектами в Польше и Канаде.

А зачем нам шасси? Нам шасси не нужно!



Команда Якимука, проработав возможные варианты, остановилась на использовании для взлета бомбардировщика специальной стартовой тележки с двумя или четырьмя (в зависимости от условий) ракетными ускорителями с тягой по 750 кг. Самолет использовал тележку вместо шасси, а сразу после достижения взлетной скорости замки отсоединялись и самолет поднимался в воздух.

А зачем нам шасси? Нам шасси не нужно!



Сама тележка представляла собой площадку, сваренную из труб и снабженную тремя пневматиками низкого давления. Также тележка была оборудована тормозным парашютом – ее пробег после взлета самолета составлял около 100 метров.

Нужно сказать, что идея с тележкой была не нова: немцы уже применяли подобное решение на реактивных самолетах Me-163 и Ar-234. Но у немцев конструкция тележки была весьма простой, что касается французов, то они довели ее до идеала.

А зачем нам шасси? Нам шасси не нужно!



Для посадки бомбардировщика использовались выдвижные полозья наподобие лыж. Концы полозьев имели выдвигающиеся штыри, которые выполняли роль тормозов.

Многочисленные испытания, проведенные летчиком-испытателем Жаком Мауланди, подтвердили способность SE5000 взлетать и садиться, используя малоподготовленные площадки. Самолет мог даже летать с установленной стартовой тележкой, взлетать прямо с полозьев при подходящем для этого покрытии, приземляться на песок, замерзшие водоемы, болота и автодороги.

13-метровый бомбардировщик управлялся одним пилотом и мог развивать максимальную скорость до 1140 км/ч. Взлет самолета можно посмотреть на видео. Крайне интересно – не пожалеете!



К сожалению, SE5000 не заинтересовал потенциальных покупателей, и причиной тому скорее всего послужила именно стартовая тележка – весьма нетрадиционное решение для самолета. Поэтому после испытаний проект был закрыт, а отработанная технология стартовой тележки стала еще одной вехой в мировом опыте авиастроительства. Все прототипы SE5000 были уничтожены в качестве артиллерийских целей на полигоне французской авиабазы, но один экземпляр впоследствии удалось восстановить и поместить в музей авиации Le Bourget.

А зачем нам шасси? Нам шасси не нужно!

© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург Яндекс.Метрика