Апрель 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Авиация

Может ли американский самолет выполнить "Кобру Пугачова"

Существует достаточно распространенный миф, гласящий, что одну из самых известных и зрелищных фигур высшего пилотажа — «Кобру Пугачева» — могут выполнить только российские истребители. На самом деле, это не совсем так: например, американский палубный многоцелевой истребитель McDonnell Douglas F/A-18 Hornet способен показать очень похожий маневр с полутора тоннами ракет, расположенными под крылом.



Приведенное выше видео — достаточно старое, это запись демонстрационных полетов, где показывалась высочайшая маневренность проверенного временем «Шершня» в боевых условиях. Российские самолеты почти на каждом авиашоу демонстрируют «кобру», но делают это без ракет или иных боеприпасов на подвеске. И это при том, что зачастую необходимость столь необычного маневра объясняется возможностью уклониться от огня противника в ближнем бою или не дать ему нацелить ракеты. Ранее упоминалась и возможность «увернуться» от ракет, однако данная версия несостоятельна, так как пилот, скорее всего, не успеет среагировать на подлет боеприпаса вовремя, а даже если и заметит его приближение, то из радиуса поражения боеголовки выйти не успеет.

Может ли американский самолет выполнить "Кобру Пугачова"



Миг-29М

Тем не менее, справедливым будет заметить, что выполняемые F-18 на записи трюки — не совсем «кобра» в том виде, как ее показывают российские истребители семейства Су-27. Дело в том, что школы высшего пилотажа сильно отличаются между странами. Чтобы понять эти различия, обратимся к истории «Кобры Пугачева».

Впервые публика увидела это зрелищное представление на Авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 в исполнении советского пилота Виктора Пугачева. Несмотря на то, что он не был первым летчиком, сделавшим «кобру», фигуру высшего пилотажа назвали его именем. На самом деле, ее «открывали» трижды и лишь раз намеренно. В конце 1970-х, в СССР пионером стал Игорь Волк, когда из-за его ошибки Су-27 вышел на закритические углы атаки и электродистанционная система управления (ЭДСУ) самолета перестала функционировать. Чтобы спасти машину, Волк отключил автоматику управления рулями и обнаружил, что истребитель самостоятельно вернулся к горизонтальному полету. Позднее, маневр не раз совершался намеренно и появилась инструкция для его выполнения.

Может ли американский самолет выполнить "Кобру Пугачова"



Миг-21

В 1967 году «кобру» случайно исполнил сирийский летчик Мухаммад Мансур во время обкатки советских Миг-21. «Маневр нулевой скорости» пытались применять в воздушном бою в ходе арабо-израильской войны 1973 года, однако данных по его эффективности в открытых источниках нет.

Может ли американский самолет выполнить "Кобру Пугачова"



Saab 35 Draken

Судя по всему, раньше всех эту фигуру высшего пилотажа именно придумали, а не обнаружили случайно, шведские летчики в конце 1950-х. Они пытались обуздать сложный в управлении неустойчивый в полете истребитель Saab 35. Эта машина во многом опередила свое время, а ее испытания были омрачены несколькими смертями. Чтобы как-то противостоять падению подъемной силы крыла самолета при больших углах атаки, пилоты разработали ряд действий, которые со стороны выглядели как постановка самолета вертикально носом вверх на короткое время. От этого и пошло шведское название — kort parad («короткий парад», ведь машина будто встает по стойке «смирно»).

В силу секретности и в обстановке холодной войны об изобретении шведов никто и не мог узнать, так что неудивительна ассоциация «Кобры Пугачева» с советскими истребителями, которые первыми показали этот маневр на публике. Описание фигуры высшего пилотажа не содержит строгих требований к максимальному углу атаки, главное, чтобы он был 90 градусов и больше. Экспериментальный Су-37 с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением может фактически лететь хвостом вперед некоторое время (угол атаки 150−180 градусов). В целом, «стоять на хвосте без набора высоты» может большое количество современных самолетов, включая F-35 и F-22, а также разработанный на пару лет раньше чем Су-27 многоцелевой истребитель-штурмовик F/A-18.

Может ли американский самолет выполнить "Кобру Пугачова"



Вопрос боевого применения «кобры» не раз обсуждался и единого мнения нет. Некоторые эксперты и летчики утверждают, что такой резкий сброс скорости может быть полезен в реальном бою и есть положительные примеры. Однако Петр Денейкин, бывший главком ВВС СССР и России, заявлял, что эта информация сильно преувеличена и кроме как для шоу, данный фокус не подходит. Американские военные специалисты крайне сдержанно относятся к идее использования фигур высшего пилотажа в реальном бою.

Может ли американский самолет выполнить "Кобру Пугачова"



F-22 Raptor

Стиль ведения военных действий ВВС США предполагает уничтожение авиации противника на дальней дистанции, как наиболее безопасный. Для реализации этого истребители никогда не сражаются без поддержки самолетами ДРЛО и тщательной всесторонней разведки. А с точки зрения ухода от преследователя и попытки атаковать его, гораздо более практичным является маневр Хербста — J-образный разворот с небольшим набором высоты.

Остается добавить, что до "Кобры Пугачева" добрались и китайцы на своем J-10B в ходе показательных полетов на выставке AirShow China 2018:



Вот и выходит, что не имеющиеаналоговвмире очередной рах впіймали облизня. Ниже ролики о том, как "кобру" выполняли на F-14 Tomcat и F-22 Raptor. Ну и просто шикарны пилотаж на F-22.





© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург Яндекс.Метрика