Март 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Реклама на сайте

Авиация

Бесславный конец "Морского хозяина"

Появление крупного подводного флота у СССР вынудило США задуматься о создании системы противолодочной обороны. Одним из главных элементов должен был стать реактивный стратегический гидросамолёт большой дальности Martin P6M SeaMaster. Передовой для своего времени, SeaMaster был способен работать на огромном расстоянии от берегов США, много недель проводить в море, находясь на дежурстве. Но даже этого для флотских офицеров было мало, в их мечтах виделось распространение автономных действий гидросамолётов на все мировые океаны и на любую дальность. Для этого необходимо было создать систему снабжения для SeaMaster, способную обеспечить самолёт и его экипаж всем необходимым в любой точке мира.

Бесславный конец "Морского хозяина"



Передовые мобильные базы снабжения

Одной из самых первых идей стало создание аэромобильной базы снабжения, способной к быстрому развёртыванию в любой точке мира. Рассматривались варианты с созданием баз из поплавков, наполненных топливом. Поплавки сбрасывались с дальних транспортных самолётов в определённую точку, позже к ней выходил SeaMaster, нуждающийся в дозаправке, доковался к предварительно сброшенному буйку и размещался над поплавками. По мере выкачки топлива буйки всплывали и в конце концов поднимали SeaMaster над водой и можно было провести обслуживание самолёта.

Бесславный конец "Морского хозяина"



Несколько схем баз снабжения из поплавков

Такая схема показалась флотским офицерам излишне сложной и создающей большие трудности для пилотов при неточном всплытии поплавков, которые могли даже опрокинуть самолёт. Потому был предложен иной проект базы снабжения из плавучих секций. Они так же сбрасывались с транспортных самолётов, с небольшим обслуживающим персоналом, обеспечивавшим собирание полноценной плавучей базы из сброшенных элементов. В отличии от предыдущего варианта в этой базе размещалось не только топливо но и боеприпасы и снабжение для экипажа. Планировалось хранение комплектов для сборки таких плавбаз на всех значимых базах флота.

Бесславный конец "Морского хозяина"



Рисунок сборной плавучей базы снабжения.

Хозяйка морей приходит на помощь

Другим вариантом снабжения SeaMaster’ов в дальних патрулях было создание большого транспортного гидросамолёта, способного доставлять припасы в любую точку мира. Такой аппарат у Мартин на примете был — унифицированный с SeaMaster проект SeaMistress. Этот самолёт создавался для транспортных и десантных операций, но был разработан и вариант снабжения с него обычных гидросамолётов. К сожалению, корпус морской пехоты, основной заказчик SeaMistress, потерял к проекту интерес, а обычный флот не был готов финансировать ещё один проект гидросамолёта.

Бесславный конец "Морского хозяина"



Модели SeaMistress и SeaMaster в одном масштабе

Бесславный конец "Морского хозяина"



SeaMistress осуществляет снабжение эскадрильи SeaMaster.

Рука помощи из глубин

Ещё одним, достаточно типичным вариантом стал проект переоборудования нескольких старых дизельных субмарин в плавучие базы снабжения. Планировалось оснастить подлодку дополнительными внешними баками для топлива и механизмом для стыковки с гидросамолётом. Проект не вышел из стадии предварительной проработки, так как вызывала сомнение оперативность получения снабжения в отдалённых точках мира.

Бесславный конец "Морского хозяина"



Схема доработки подлодки в плавучую базу снабжения.

Бесславный конец "Морского хозяина"



Бесславный конец "Морского хозяина"



Швартовка гидросамолёта к подлодке.

Атомный огонь

Конечно не прошла мимо SeaMaster и тяга к повальной атомизации. И правда, это выглядело достаточно логичным решением, так как позволяло снять ограничения по топливу и значительно увеличить дальность патрулирования. Был разработан проект Martin Model 361 — SeaMaster, доработанный под установку двух ядерных двигателей, которые размещались в легко демонтируемых модулях, что позволяло забирать их на проверку а взамен быстро устанавливать новые. Кроме того было разработано несколько систем поддержки самолётов с ЯСУ в море. Исследовались варианты доработки уже создаваемой плавбазы из транспортных кораблей, после который на ней было бы возможно проводить монтаж и демонтаж двигателей. Другим вариантом было создание плавучей базы — катамарана, способной проводить все операции снабжения в море. Таким образом, можно было бы осуществлять замену и обслуживание ядерных двигателей вне пределов акваторий городов и военных баз. Флот проект заинтересовал, но для начала было решено дождаться результатов эксплуатации самолётов с ядерными двигателями у ВВС.

Бесславный конец "Морского хозяина"



Бесславный конец "Морского хозяина"



Чертёж Martin Model 361.

Бесславный конец "Морского хозяина"



Демонтаж двигателей на корабле-плавбазе.

Бесславный конец "Морского хозяина"



Плавучая база по схеме катамаран

Бесславный конец "Морского хозяина"



Проведение обслуживания SeaMaster на плавучей базе снабжения.

Выбор

В конце концов, в качестве плавбазы для SeaMaster был выбран старый авиатендер «Элбемарл», основательно модернизированный в 1956-57 годах. Корабль снабдили усовершенствованной кормовой рампой — пандусом и всем необходимым для ремонта гидросамолетов в море, в том числе — специально спроектированной стабилизированной штангой, к которой можно было швартовать обслуживаемый самолет даже при сильном волнение без риска разбить его о борт плавбазы. В объемистых хранилищах 163-метрового корабля должны были разместиться запчасти, двигатели, топливо и вооружение для SeaMaster’ов. Позже планировалась постройка полноценной серии специально спроектированных кораблей снабжения.

Бесславный конец "Морского хозяина"



Бесславный конец "Морского хозяина"



Снабжение SeaMaster'ов с авиатендера "Элбемарл".

Бесславный конец "Морского хозяина"



SeaMaster и корабль снабжения специальной постройки

Бесславный конец

В середине 1959 г. ВМС США коренным образом пересмотрели свое отношение к доктрине применения «Си Мастера», решив, что существующие палубные самолеты и вертолеты справятся с задачами охоты на подводные лодки, фоторазведкой и минными постановками гораздо лучше, чем гидроплан.

Летающая лодка, хоть и большая — все же не корабль, она недостаточно мореходна для океана, да и психофизиологические нагрузки на экипаж «Си Мастера», вынужденный много суток проводить, качаясь на волнах в тесноте фюзеляжа, сочли чрезмерными. Исходя из этого, ВМС приняли решение отказаться от программы «Си Мастера» и аннулировали заказ. После этого все машины отправили под пресс, несмотря на просьбы руководства фирмы «Мартин» о сохранении хотя бы одного экземпляра этого безусловно незаурядного изделия.



Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург Яндекс.Метрика