Одним из главных врагов пилотов британской бомбардировочной авиации, помимо немецких Мессершмитов и Фокке-Вульфов были родные британские туманы. К 1942 году счет разбившихся и повреждённых при посадке из-за плохой видимости машин шёл на сотни. Тогда британские ученые (те самые) предложили оригинальный способ борьбы с туманами — обогрев аэродромов.
До введения Закона о чистом воздухе (The Clean Air Act) густые туманы в Англии не были редкостью (см., например, Великий смог). Самолет, вылетевший во время войны на бомбардировку Германии при хорошей погоде, по возвращению мог попасть в такой туман, при котором не видно посадочной полосы.
По инструкции пилот в этом случае должен направить самолет в сторону моря, а сам вместе с экипажем выброситься на парашютах. Это приводило к значительным небоевым потерям самолетов. В 1942-м британцы придумали FIDO — огневую систему разгона тумана.
FIDO — огневая система разгона тумана
Устройство для рассеивания тумана состояло из трех труб, проложенных с обеих сторон взлетно-посадочной полосы (ВПП). Две лежали на земле, верхняя располагалась над ними; в нижних трубах были выполнены отверстия.
В верхний трубопровод нагнеталось горючее, которое перетекало в нижние трубы и через отверстия било струйками вверх. Электрическим путем или вручную струи поджигали, верхняя труба прогревалась, горючее в ней испарялось и система выходила на рабочий режим: из отверстий била не жидкость, а бензиновые пары, образующие факелы высотой 60-180 см.Тепло от пламени испаряло капельки тумана, и тот рассеивался.
Схема системы FIDO
Когда система прогревалась, то черный дым исчезал и оставалось относительное чистое пламя. После первой ночной тестовой посадки пилот сказал, что ощущал себя цирковым львом, которому надо прыгнуть в горящий обруч. Была небольшая турбулентность от горячего воздуха, но проблем она не доставила.
Боевое крещение система получила ночью 19 ноября 1943 года в местечке Fiskerton, когда она за 10 минут улучшила видимость в тумане со 100 ярдов до 2-4 миль. Приземления в ту ночь сопровождались комментариями летчиков типа «Казалось, мы спускаемся в ад, но в итоге оказалось не так плохо».
«Летающая крепость» B-17 на аэродроме с огневой системой разгона тумана, 1944 год
C этого дня и до конца 1943 года в Fiskerton было совершено 39 успешных посадок в тумане. Весной 1944-го уже восемь английских аэродромов оборудованы FIDO, еще семь были в процессе. В случае сильного тумана возвращавшиеся бомбардировщики садились на ВПП с FIDO, заправлялись, и после наступления летной погоды разлетались по своим базам.
Свет от пламени иногда был настолько сильным, что зарево было видно с голландского побережья. Горючее находилось в баках на краю аэродрома, закопанных или защищенных кирпичной кладкой. Расход топлива был громадный — 450 куб.м/час на полосу средней длины. Систему обслуживало 20 человек.
Насосная станция
Всего с 1943 по 1945 год в Британии, используя FIDO, успешно приземлилось 2486 самолетов, из них 79 при видимости менее 100 метров. Использовали эту систему и американцы на Алеутских островах.
Стоимость одной посадки самолета в тумане составляла 625-1500 фунтов по оценкам британцев или $4000-5000 по оценкам американцев.
Были попытки послевоенного применения системы, в частности, в аэропорту Хитроу. Позже были эксперименты в парижском Орли и пекинском Наньюане с установкой вдоль полосы реактивных двигателей для тех же целей. Но то ли это оказалось слишком дорого, то ли туманов стало меньше, а может автоматика «подтянулась», но на гражданке система не прижилась.
Источник