Авиация
Сверхзвуковой Boeing 733
Всем известны два сверхзвуковых пассажирских лайнера: французский Concorde (который, возможно, поднимется в небо над Лондоном на Олимпиаде-2012) и советский Ту-144. Но об американском Boeing 733 уже не вспоминают, а ведь он мог стать третьим серийным сверхзвуковым гражданским самолётом.
Гражданская авиация после Второй мировой войны еще только начала возвращаться на линии, мечты о сверхзвуке казались несбыточными. В 1956 году в Великобритании был создан Комитет по сверхзвуковым авиалайнерам, который к концу пятидесятых годов разработал два основных типа сверхзвуковых воздушных судов (им дали аббревиатуру SST — supersonic transport): один обладал скоростью 1,2 маха (на 20% выше скорости звука, то есть примерно 1400 км/ч), второй отличался большей дальностью полёта и скоростью 1,8 маха (2160 км/ч). Когда в 1962 году началась разработка англо-французского проекта Конкорд, а Советский Союз приступил к проекту Ту-144, американцы не могли просто наблюдать со стороны. В 1962 году Аэрокосмисческое агентство США NASA начало реализацию программы Supersonic Commercial Air Transport (SCAT).
В декабре 1966 года государственная комиссия утвердила проект 2707, представленный Boeing (в программе участвовали также Lockheed и North American). Назвали самолёт Boeing 733.
Lockheed L-2000
Boeing 733
North American SST
В отличие от европейского и советского самолётов, американцы пошли еще дальше и предложили выполнить корпус лайнера из стали и титана, применили изменяемую стреловидность крыла (это позволило бы взлетать и садиться со скоростями обычных дозвуковых лайнеров).
Максимальная скорость должна была составить почти 3000 км/ч. Boeing построил полноразмерный макет с подвижными крыльями, пассажирским салоном на 277 кресел.
Для развлечения пассажиров во время полёта в салоне были установлены телевизоры. Дизайн кресел, которые должны были быть удобными даже для пассажиров с двухметровым ростом, выполнили специалисты Boeing.
По аналогии с Конкордом, носовая часть самолёта имела изменяющуюся геометрию, чтобы улучшить обзор пилотам во время посадки. В отличие от англо-французского лайнера, у Boeing 733 нос опускался в двух частях.
Boeing заявлял, что если он приступит к постройке действующего образца в начале 1967 года, то первый полёт будет совершён в начале 1970 года. Предсказывали также, что к середине 1974 года можно было бы закончить сертификацию лайнера и начать коммерческие полёты. А к 1980 году компания имела бы заказы почти на 1000 лайнеров от авиаперевозчиков.
Идее компании Boeing об изменяемой геометрии крыла не суждено было найти применение, в 1968 году от нее отказались. Через три года свернули и саму программу (хотя у Boeing уже было 115 заказов от 25 авиакомпаний) по созданию американского сверхзвукового пассажирского лайнера из-за дороговизны разработки, по причине нехватки денег на лунную программу, а также из-за протестов населения после испытаний с переходом сверхзвукового барьера.
Интересно, что Конкорд в то время выполнял рейсы только в Лондон, Париж, Бахрейн, Рио-де-Жанейро и Дакар. Нью-Йорк отказывался принимать сверхзвуковые лайнеры, хотя это направление было самым выгодным для таких полётов. Впервые Конкорд приземлился в Нью-Йорке 24 марта 1976 года.
Источник
Гражданская авиация после Второй мировой войны еще только начала возвращаться на линии, мечты о сверхзвуке казались несбыточными. В 1956 году в Великобритании был создан Комитет по сверхзвуковым авиалайнерам, который к концу пятидесятых годов разработал два основных типа сверхзвуковых воздушных судов (им дали аббревиатуру SST — supersonic transport): один обладал скоростью 1,2 маха (на 20% выше скорости звука, то есть примерно 1400 км/ч), второй отличался большей дальностью полёта и скоростью 1,8 маха (2160 км/ч). Когда в 1962 году началась разработка англо-французского проекта Конкорд, а Советский Союз приступил к проекту Ту-144, американцы не могли просто наблюдать со стороны. В 1962 году Аэрокосмисческое агентство США NASA начало реализацию программы Supersonic Commercial Air Transport (SCAT).
В декабре 1966 года государственная комиссия утвердила проект 2707, представленный Boeing (в программе участвовали также Lockheed и North American). Назвали самолёт Boeing 733.
Lockheed L-2000
Boeing 733
North American SST
В отличие от европейского и советского самолётов, американцы пошли еще дальше и предложили выполнить корпус лайнера из стали и титана, применили изменяемую стреловидность крыла (это позволило бы взлетать и садиться со скоростями обычных дозвуковых лайнеров).
Максимальная скорость должна была составить почти 3000 км/ч. Boeing построил полноразмерный макет с подвижными крыльями, пассажирским салоном на 277 кресел.
Для развлечения пассажиров во время полёта в салоне были установлены телевизоры. Дизайн кресел, которые должны были быть удобными даже для пассажиров с двухметровым ростом, выполнили специалисты Boeing.
По аналогии с Конкордом, носовая часть самолёта имела изменяющуюся геометрию, чтобы улучшить обзор пилотам во время посадки. В отличие от англо-французского лайнера, у Boeing 733 нос опускался в двух частях.
Boeing заявлял, что если он приступит к постройке действующего образца в начале 1967 года, то первый полёт будет совершён в начале 1970 года. Предсказывали также, что к середине 1974 года можно было бы закончить сертификацию лайнера и начать коммерческие полёты. А к 1980 году компания имела бы заказы почти на 1000 лайнеров от авиаперевозчиков.
Идее компании Boeing об изменяемой геометрии крыла не суждено было найти применение, в 1968 году от нее отказались. Через три года свернули и саму программу (хотя у Boeing уже было 115 заказов от 25 авиакомпаний) по созданию американского сверхзвукового пассажирского лайнера из-за дороговизны разработки, по причине нехватки денег на лунную программу, а также из-за протестов населения после испытаний с переходом сверхзвукового барьера.
Интересно, что Конкорд в то время выполнял рейсы только в Лондон, Париж, Бахрейн, Рио-де-Жанейро и Дакар. Нью-Йорк отказывался принимать сверхзвуковые лайнеры, хотя это направление было самым выгодным для таких полётов. Впервые Конкорд приземлился в Нью-Йорке 24 марта 1976 года.
Источник