Украшать самолеты изображениями стали почти сразу после того, как появилась боевая авиация. Считается, что первым рисунком, нанесенным на фюзеляж самолета, стало изображение морского монстра на носу итальянской летающей лодки 1913 года.
Позднее нанесение рисунка на самолет стали называть nose art. Первоначально изображения на самолетах напоминали собой геральдические символы, похожие на те, которые наносили на щиты древние рыцари. Стоит вспомнить вставшего на дыбы жеребца (cavallino rampante) итальянского аса Франческо Баракки. Этот герб позднее использовала компания Ferrari.
Франческо Барака позирует на фоне своего самолета
Позднее рисунки на самолетах стали более разнообразными. Например, на фюзеляжах французских самолетов из Escadrille les Cigognes красовались аисты.
Наиболее популярным nose art стал в американских ВВС во время Второй мировой войны. Инициаторами раскраски самолета часто выступали уже не пилоты, а обслуживающий его персонал. На развитие nose art в США большое влияние оказал пин-ап. Так, изображение обнаженной звезды пин-ап той эпохи Бетти Грейбл красовалось на многих военных самолетах. В СССР таких вольностей, конечно, не допускали, но рисунки на советских самолетах той поры также отличались красотой и изысканностью.
Чаще наносить рисунки на фюзеляж стали после сражения на Курской дуге в 1943 году, когда инициатива перешла к Красной армии. Нередко рядом с изображением на самолете виднелись звездочки по количеству сбитых самолетов противника (впервые это делать стали испанские летчики). На советских самолетах победы могли обозначаться звездочками нескольких цветов. Личную победу отмечали одним цветом, сбитые в группе самолеты — другим.
С рисунками на самолетах многие советские зрители смогли познакомиться благодаря фильму «В бой идут одни “старики”». На фюзеляже самолета командира эскадрильи Алексея Титаренко, которого играл Леонид Быков, был изображен нотный стан. Изображение нот неслучайно. Такой рисунок, например, был на самолете имевшего музыкальное образование советского летчика-штурмовика Василия Емельяненко.
Самолет Василия Емельяненко
Сам маэстро!
Самолет Ла-5 Костылева в экспозиции Музея обороны Ленинграда
Капитан Александр Лобанов (слева) и майор Александр Павлов рядом с Ла-5ФН, 10 апрели 1945 года
Лейтенант Забияка Г.И. на фоне именного Пе-2 205-й серии. Надпись «Забияка» белого цвета, молния – желтого
Лейтенант Геннадий Цоколаев. На борту - эмблема «Гвардия»
Капитан Александр Николаевич Килаберидзе из 65 ГИАП в кабине Як-9, Белоруссия, июнь 1944
“Львиное сердце”, ЛаГГ-3 лейтенанта Юрия Щипова, 9 истребительный авиаполк ВВС ЧФ
Командир эскадрильи 566-го ШАП Герой Советского Союза Василий Мыхлик
Самолет Ил-2 «Мститель» был построен на средства председателя колхоза Григора Тевосяна, у которого на войне погибли два брата. На самолете летал Нельсон Степанян
Георгий Баевский (справа) и механик Собакин на фоне Як-9У. 5 ГвИАП. Аэродром Шпротау, Германия. Апрель 1945 г.
На киле ЛАГГ-3 Леонида Гальченко вместо красной звезды изображена чёрная кошка, играющая с мышкой. 1942 год. Первоначально кошка была белой
Малютина Елена Мироновна и ее ласточка
Командир звена 180-го Гвардейского истребительного Сталинградского Краснознамённого авиационного полка Гвардии старший лейтенант Виктор Лукошков на фоне Ла-5ФН, июль 1944
Генерал-майор Георгий Захаров в кабине Як-3. На самолете – Георгий Победоносец, пронзающий змею с головой Геббельса. Весна 1945
Летчик 958-го штурмового авиационного полка, Герой Советского Союза Иван Мейлус
"Аэрокобра" Вячеслава Сиротина
Николай Прошенков и его "Аэрокобра"
Самолёт Як-9Б командира 168-го ИАП подполковника Григория Когрушева
Капитан Алексей Закалюк, 104-й ГвИАП
Самолет Алексея Алелюхина
Капитан Георгий Урвачёв (слева)
Летчик-истребитель Владимир Дмитриев
Самолет старшего лейтенанта Василия Алексухина
Федор Добыш и Александр Помазунов на фоне Пе-2 с крокодилом
Самолет Абрека Баршта
Самолет Николая Диденко
Самолет Владимира Покровского
Командир эскадрильи «Шербур» полка «Нормандия» Марсель Лефевр (Marcel Lefevre) и его советские товарищи (техник-лейтенант Тарасов и старший сержант Колупаев) у истребителя Як-9 №14