Истории
Гибель и возрождение «красного дьявола»
Подводный ас Эрих Топп сумел опровергнуть пословицу про первый блин комом, хотя и столкнулся с немалыми трудностями в первом же походе в качестве командира субмарины. После поломки шумопеленгаторной станции его подлодка U 57 «оглохла», однако это не помешало Топпу добиться успеха. Действуя в районе, насыщенном кораблями и самолётами противника, он потопил несколько судов, наглядно продемонстрировав свой талант подводника. Во втором походе судьба приготовила будущему подводному асу и его экипажу новые испытания. Веря в удачу, Эрих Топп вновь повёл своих «красных дьяволят» к Северному каналу на охоту за английскими конвоями. Он не мог и представить, что это будет его последний поход на U 57.
Навстречу новым приключениям
U 57 вернулась в Лориан 7 августа 1940 года. Лодка нуждалась в серьёзном ремонте: на ней вышла из строя шумопеленгаторная станция (ШПС), что осложнило её «работу» в районах сильной противолодочной обороны противника. Впрочем, такие поломки не удивляли экипаж, ведь «двойка» ходила в походы уже год и была ветераном подводной войны. На этот раз ей требовалось заменить ШПС и перебрать дизели, причём сделать это нужно было как можно быстрее: командующий подводными силами Карл Дёниц хотел, чтобы его лодки не отсиживались на базах, а поскорее отправлялись в море за новыми победами.
Официальный фотопортрет подводного аса Эриха Топпа, сделанный после его награждения Мечами к Рыцарскому кресту в августе 1942 года.
Хотя французский Лориан стал базой для немецких субмарин всего месяц назад, здесь имелись все ресурсы для ремонта. На замену шумопеленгаторов и починку дизелей потребовалась лишь одна неделя. К 14 августа U 57 была готова к новому походу и вышла в море вечером того же дня. Как и ранее, её командир Эрих Топп получил задание действовать у Северного канала — места сбора британских конвоев. Теперь он вёл свою «двойку» на ту же позицию, огибая Ирландию с запада. В Атлантике было ещё достаточно тепло и солнечно: термометр сообщал о +20 по Цельсию, а барометр показывал высокое давление.
До 19 августа U 57 шла в надводном положении, практически не погружаясь. Ни самолёты, ни корабли ей на пути не встречались. Но всё изменилось, когда субмарина стала приближаться к своему операционному району. В 4 часа утра 19 августа Топп заметил эсминцы, и ему пришлось погрузиться. Под водой экипаж слышал работу гидролокаторов. Чтобы оторваться от противника, субмарина ушла на глубину 80 м. Манёвр оказался удачным: вскоре акустик перестал фиксировать шумы эсминцев.
В 05:17 «двойка» всплыла на поверхность. Как оказалось, ненадолго. Вахтенные почти сразу заметили небольшой пароход, и лодка погрузилась для подводной атаки. Но шедшая зигзагом цель была слишком далеко. Сблизиться с ней после всплытия не удалось. В 08:40 U 57 встретилась с U 48, которая тоже гналась за этим судном. Как свидетельствуют журналы боевых действий обеих лодок, успеха они не добились, и пароход сумел уйти. Правда, был у этой гонки и плюс: «двойка» вышла прямо ко входу в Северный канал.
На старой позиции
Первым признаком того, что Топп прибыл на место назначения, оказались корабли и самолёты ПЛО. К вечеру он заметил несколько пароходов, но атаковать их не было никакой возможности. А утром 20 августа командир U 57 наблюдал удивительную картину:
«06:40, квадрат АМ 5257
4 колонны хорошо вооружённых рыболовных траулеров, 1 колонна — два 2-см орудия на корме, маневрирующих (траулеров — прим. автора) в формации, похожей на конвой. Эти 4 колонны состоят из 3–4 сторожевых кораблей, каждая из которых держит курс 270°, впереди справа по борту эсминец.
Подозреваю: конвой-приманка или англичане и в самом деле уже зависят от судов такого размера».
Весь оставшийся световой день немцы наблюдали только сторожевики и эсминцы. Ночью ситуация не изменилась: море кишело сторожевыми кораблями с зажжёнными сигнальными огнями и без них. 21 августа произошло два события: лодка неудачно попыталась атаковать большой пассажирский лайнер и встретила госпитальное судно. Командир так описал его:
«Госпитальное судно, курс на запад, пропускаем беспрепятственно. 3 больших красных креста с подсветкой на белом фоне — зелёная цепь ламп, крест из красных фонарей, высокий мостик».
Английский пароход «Хавильдар», переживший торпедирование U 57.
Вечер 22 августа преподнёс субмарине неприятный сюрприз: в журнале боевых действий сказано, что её атаковал «моноплан типа «Локхид», от которого лодка попыталась уклониться погружением. На глубине 40 м рядом с ней взорвались четыре бомбы. На субмарине погасло освещение, вышли из строя глубиномер и датчик уровня масла, на одной из топливных цистерн образовалась трещина, сорвало несколько болтов крепления главного подшипника правого дизеля.
Как писал в журнале Топп, экипажу удалось починить всё, кроме дизеля — его ремонт на месте был невозможен. На лодке остался лишь один рабочий дизельный двигатель, что сказалось на её маневровых качествах. В принципе, никто не осудил бы командира U 57, если бы он прекратил выполнение боевой задачи. Но Эрих Топп был не из тех, кто пасует перед трудностями и уходит на базу с нерастраченным боезапасом. Он решил оставаться на позиции, пока у него будет топливо и торпеды. И вскоре судьба преподнесла ему подарок — конвой.
«Красные дьяволята» против конвоя
В ночь с 23 на 24 августа «двойка» находилась в районе полуострова Ринс оф Айл. В 00:16 подводники заметили «конвой из 30 средних и крупных судов» в сопровождении трёх эскортных кораблей. Это был ОВ-202, насчитывавший в своём ордере 28 судов под охраной корвета и двух эсминцев типа «W». Конвой вышел из Ливерпуля 22 августа и держал курс на запад, чтобы распуститься, достигнув нужной точки. Но прежде ему предстояло пережить встречу с Топом, и она оказалась для англичан совсем не радостной.
Чтобы атаковать противника, лодке практически не пришлось маневрировать — она находилась на отличной позиции для стрельбы. В 00:42 Топп с интервалом в 12–15 секунд выпустил три торпеды, целясь в три судна в центральной колонне конвоя. Стреляя из надводного положения в упор, Топп сильно рисковал. Уже после пуска первой торпеды лодку заметил эсминец, круто развернулся и полетел прямо на неё. Теперь всё решали секунды.
Командир U 57 проявил исключительную выдержку. Дождавшись пуска третьей торпеды, он объявил срочное погружение. Ещё до того, как прыгнуть в рубочный люк, Топп успел заметить результат первого залпа — взрыв с большим облаком дыма. Второй взрыв он слышал, когда захлопывал люк, а третий прозвучал, когда субмарина уже находилась на глубине 15 м. Из-за неисправности балластной цистерны № 2 погружение происходило практически бесконтрольно. Лодка падала на глубину с дифферентом в 40°. Она достигла дна на глубине 55 м, впечаталась носом в грунт и зависла кормой вверх. Рядом с ней разорвались три глубинных бомбы.
Атака конвоя в фильме Das BootЭта сцена абсолютно реалистична: она практически точно воспроизводит атаку конвоя ОВ-202 в августе 1940 года. Когда вы смотрите тот эпизод, считайте, что находитесь на мостике лодки вместе с Эрихом Топпом
На U 57 царил хаос. Вода поступала внутрь через текущий торпедный аппарат № 1. Торпедный отсек потихоньку затапливало. Экипаж не пал духом и отчаянно боролся за жизнь. Инженер-механик пытался поднять нос лодки с грунта, чтобы избавиться от опасного дифферента. Это было непростым делом, так как продувка балласта и включение трюмного насоса привлекли бы внимание противника. Наконец инженеру удалось грамотно распределить балласт по цистернам, и «двойка» легла на дно ровно.
В это время эсминец находился прямо над U 57 и сбрасывал на неё глубинные бомбы. Подводники слышали работу «Асдика», лодку трясло от взрывов. Из-за того, что она приняла достаточно много воды, оторвать субмарину от дна было невозможно. Тогда Топп решил притвориться «мёртвым» и лежать на грунте весь день. Замысел сработал: эсминец прекратил поиск и ушёл. Подводники слышали шумы винтов уходящего конвоя. Когда всё стихло, они откачали воду, и «двойка» поднялась на поверхность.
Английский пароход «Сент Дунстан», потопленный Эрихом Топом во время атаки конвоя ОВ-202.
Всплыв в 22:53, Топп заметил неподалёку большое судно и два эсминца. Атаковать их не было возможности, так как экипаж не успел перезарядить торпедные аппараты. Махнув рукой на эти цели, командир U 57 решил отойти подальше, чтобы зарядить торпеды и оценить масштаб повреждений. Лодка ушла с мелководья к глубокой воде.
Во время атаки конвоя жертвами Топпа стали три английских судна. Пароходы «Хавильдар» (5407 брт), «Камберленд» (10 939 брт) и «Сент Дунстан» (5681 брт) были торпедированы, но остались на плаву. Англичане попытались их спасти, но до порта удалось дотянуть только первый. «Камберленд» пошёл на дно в тот же день, а «Сент Дунстан» затонул 27 августа в Ирландском море. Таким образом, «улов» U 57 составил более 16 000 брт.
Английский пароход «Камберленд», потопленный Эрихом Топом во время атаки конвоя ОВ-202.
Охота продолжается
Отремонтировавшись, «двойка» вернулась в район, где прежде обнаружила конвой: Топп считал эту позицию перспективной. И он не ошибся. Вечером 25 августа подводники заметили ещё один конвой — HX-65B. На этот раз командир U 57 решил не рисковать и атаковать из подводного положения. Правда, работа перископа не внушала ему доверия, но Топп решил попробовать. Он маневрировал по данным акустика. В 19:46 лодке удалось занять позицию для торпедной стрельбы.
Наблюдая за противником в перископ, Топп видел 20 судов и два эсминца, следовавших на юго-восток, к Северному каналу. Впереди конвоя шёл крупный пассажирский лайнер — вспомогательный крейсер «Вольтер». За ним следовали танкеры. Один из них — типа «Регент Лайон» на 9600 брт — командир U 57 выбрал в качестве цели для атаки. В 19:48 «двойка» произвела двухторпедный залп с дистанции в 1500 м. Спустя 92 секунды первая торпеда поразила судно в районе дымовой трубы. Вторая торпеда попала в цель через 18 секунд после первой:
«Второе попадание. Огромный выброс пламени. Танкер быстро затонул, исчезнув за несколько секунд».
Английский танкер «Пектен», потопленный Эрихом Топпом 25 августа 1940 года.
На этот раз торпеды Топпа отправили на дно английский танкер «Пектен» (7468 брт). Из-за проблем с двигателем судно шло в миле от ордера конвоя. Перед тем, как оно было потоплено, к нему подошёл корвет «Гладиолус», чтобы поторопить капитана танкера. Однако тот не успел ничего сделать: судно было торпедировано и затонуло за полторы минуты. Практически весь экипаж «Пектена» погиб.
Сразу после атаки лодка погрузилась на 80 м. Несмотря на волнение моря и большую глубину, её практически сразу обнаружили корабельные гидролокаторы. В течение часа «Гладиолус» и эсминец «Весткотт» сбросили на «двойку» 27 глубинных бомб, но Топпу удалось ускользнуть от преследователей. В 22:52 U 57 появилась на поверхности и направилась на базу.
Противник Топпа — английский эсминец «Весткотт».
Противник Топпа — английский корвет «Гладиолус».
Гибель «Красного дьявола»
Возвращаясь с задания, Топп оказался перед дилеммой: куда идти — в Лориан или Киль? Судя по докладу инженер-механика, лодка нуждалась в серьёзном ремонте: глубинные бомбы повредили торпедные аппараты, перископ и дизель-электрическую часть субмарины, аккумуляторная батарея плохо держала заряд, да и в целом подводная лодка напоминала развалину. Командир решил запросить мнение штаба о конечной точке маршрута. Дёниц разрешил идти в Киль на ремонт.
U 57 начала переход в Германию, «ковыляя» на одном дизеле. Когда «двойка» находилась к западу от Оркнейских островов, инженер-механик порадовал командира возвращением в строй второго дизеля. 27 августа Топп отправил Дёницу радиограмму о своих успехах в походе:
«Из замеченного конвоя 28 600 брт, 3 торговых судна, 1 танкер двумя торпедами. Из них затонуло: два судна не видел, но уверен в потоплении. Квадрат АМ 3437».
Эрих Топп после очередного успешного похода.
Как видим, командир U 57 считал, что потопил все четыре судна. Но в действительности его успехи составляли три потопленных судна на 24 088 брт и одно повреждённое на 5407 брт. Дёниц ответил: «Великолепно!» — и запросил о необходимости заправки в Бергене. Топп ответил, что нуждается в топливе, и взял курс на норвежский порт.
Рано утром 29 августа, уже на подходе к Бергену, «двойку» атаковал английский самолёт и во время погружения обстрелял её из пулемета, пять раз попав в цель. Весь оставшийся путь Топп предпочёл проделать под водой и всплыл лишь перед входом в гавань. Приняв в Бергене с судна «Арктурус» топливо и завершив ремонт правого дизеля, U 57 продолжила путь в Киль. 2 сентября её встретил эскортный корабль, проводивший лодку до входа в Кильский канал, к шлюзу Брунсбюттель. Казалось бы, «красные дьяволы» добрались до дома — осталось лишь пройти каналом до Киля. Но судьба приготовила Топпу и его экипажу серьёзное испытание. В ночь со 2 на 3 сентября 1940 года произошла катастрофа: во время шлюзования подлодка столкнулась с норвежским судном «Рона» и затонула прямо в канале.
Эрих Топп вспоминал, что U 57 подошла к воротам шлюза, когда из него выходил транспорт. В этот момент носовую часть «норвежца», корма которого ещё находилась в неподвижной воде шлюза, течение реки начало сносить к подводной лодке. Субмарина пыталась избежать столкновения, дав задний ход, но безуспешно: нос транспорта врезался в борт субмарины и проделал в ней пробоину. Находившийся на мостике Топп приказал экипажу покинуть лодку. Правда, через рубочный люк успели вылезти не все: когда «двойка» затонула, несколько человек всё ещё находились внутри.
U 552 в Атлантике на рисунке Анджея Дередоса, знакомом любителям моделей по коробкам фирмы Revell. На рубке хороша видна эмблема Эриха Топпа — красный дьявол-факелоносец.
Поднятый по тревоге личный состав береговой охраны и спасательной станции вылавливал подводников из воды. Однако темнота затрудняла поиски выживших. Утром Топп недосчитался шестерых:
«Один из спасённых рассказывал, что он восемь раз пытался выбраться из затопленной лодки на поверхность. Лодка лежала под водой с небольшим креном, а он находился в радиорубке, голова в воздушном пузыре, мрак, где выход — неясно, первая попытка вырваться наружу не удалась. Как Тесей, он возвращался по нити Ариадны в пузырь радиорубки. Он повторил это ещё семь раз, и наконец последняя, восьмая, попытка оказалась удачной. Совершенно обессиленный, он выбрался на берег. Когда его нашли, он был без сознания».
В причинах катастрофы разбиралась комиссия, но она так и не установила, была ли здесь вина норвежского судна. U 57 подняли со дна канала 9 сентября 1940 года. Затем «двойку» доставили в Киль, где после долгого ремонта она вновь вошла в строй кригсмарине. В боевые походы лодка более не выходила и служила учебным кораблём. Эрих Топп был назначен командиром новенькой «семёрки» U 552, на которой он поднял флаг 4 декабря 1940 года. В память о своей первой подводной лодке он выбрал для субмарины ту же эмблему — красного дьявола-факелоносца.
Источник
Навстречу новым приключениям
U 57 вернулась в Лориан 7 августа 1940 года. Лодка нуждалась в серьёзном ремонте: на ней вышла из строя шумопеленгаторная станция (ШПС), что осложнило её «работу» в районах сильной противолодочной обороны противника. Впрочем, такие поломки не удивляли экипаж, ведь «двойка» ходила в походы уже год и была ветераном подводной войны. На этот раз ей требовалось заменить ШПС и перебрать дизели, причём сделать это нужно было как можно быстрее: командующий подводными силами Карл Дёниц хотел, чтобы его лодки не отсиживались на базах, а поскорее отправлялись в море за новыми победами.
Официальный фотопортрет подводного аса Эриха Топпа, сделанный после его награждения Мечами к Рыцарскому кресту в августе 1942 года.
Хотя французский Лориан стал базой для немецких субмарин всего месяц назад, здесь имелись все ресурсы для ремонта. На замену шумопеленгаторов и починку дизелей потребовалась лишь одна неделя. К 14 августа U 57 была готова к новому походу и вышла в море вечером того же дня. Как и ранее, её командир Эрих Топп получил задание действовать у Северного канала — места сбора британских конвоев. Теперь он вёл свою «двойку» на ту же позицию, огибая Ирландию с запада. В Атлантике было ещё достаточно тепло и солнечно: термометр сообщал о +20 по Цельсию, а барометр показывал высокое давление.
До 19 августа U 57 шла в надводном положении, практически не погружаясь. Ни самолёты, ни корабли ей на пути не встречались. Но всё изменилось, когда субмарина стала приближаться к своему операционному району. В 4 часа утра 19 августа Топп заметил эсминцы, и ему пришлось погрузиться. Под водой экипаж слышал работу гидролокаторов. Чтобы оторваться от противника, субмарина ушла на глубину 80 м. Манёвр оказался удачным: вскоре акустик перестал фиксировать шумы эсминцев.
В 05:17 «двойка» всплыла на поверхность. Как оказалось, ненадолго. Вахтенные почти сразу заметили небольшой пароход, и лодка погрузилась для подводной атаки. Но шедшая зигзагом цель была слишком далеко. Сблизиться с ней после всплытия не удалось. В 08:40 U 57 встретилась с U 48, которая тоже гналась за этим судном. Как свидетельствуют журналы боевых действий обеих лодок, успеха они не добились, и пароход сумел уйти. Правда, был у этой гонки и плюс: «двойка» вышла прямо ко входу в Северный канал.
На старой позиции
Первым признаком того, что Топп прибыл на место назначения, оказались корабли и самолёты ПЛО. К вечеру он заметил несколько пароходов, но атаковать их не было никакой возможности. А утром 20 августа командир U 57 наблюдал удивительную картину:
«06:40, квадрат АМ 5257
4 колонны хорошо вооружённых рыболовных траулеров, 1 колонна — два 2-см орудия на корме, маневрирующих (траулеров — прим. автора) в формации, похожей на конвой. Эти 4 колонны состоят из 3–4 сторожевых кораблей, каждая из которых держит курс 270°, впереди справа по борту эсминец.
Подозреваю: конвой-приманка или англичане и в самом деле уже зависят от судов такого размера».
Весь оставшийся световой день немцы наблюдали только сторожевики и эсминцы. Ночью ситуация не изменилась: море кишело сторожевыми кораблями с зажжёнными сигнальными огнями и без них. 21 августа произошло два события: лодка неудачно попыталась атаковать большой пассажирский лайнер и встретила госпитальное судно. Командир так описал его:
«Госпитальное судно, курс на запад, пропускаем беспрепятственно. 3 больших красных креста с подсветкой на белом фоне — зелёная цепь ламп, крест из красных фонарей, высокий мостик».
Английский пароход «Хавильдар», переживший торпедирование U 57.
Вечер 22 августа преподнёс субмарине неприятный сюрприз: в журнале боевых действий сказано, что её атаковал «моноплан типа «Локхид», от которого лодка попыталась уклониться погружением. На глубине 40 м рядом с ней взорвались четыре бомбы. На субмарине погасло освещение, вышли из строя глубиномер и датчик уровня масла, на одной из топливных цистерн образовалась трещина, сорвало несколько болтов крепления главного подшипника правого дизеля.
Как писал в журнале Топп, экипажу удалось починить всё, кроме дизеля — его ремонт на месте был невозможен. На лодке остался лишь один рабочий дизельный двигатель, что сказалось на её маневровых качествах. В принципе, никто не осудил бы командира U 57, если бы он прекратил выполнение боевой задачи. Но Эрих Топп был не из тех, кто пасует перед трудностями и уходит на базу с нерастраченным боезапасом. Он решил оставаться на позиции, пока у него будет топливо и торпеды. И вскоре судьба преподнесла ему подарок — конвой.
«Красные дьяволята» против конвоя
В ночь с 23 на 24 августа «двойка» находилась в районе полуострова Ринс оф Айл. В 00:16 подводники заметили «конвой из 30 средних и крупных судов» в сопровождении трёх эскортных кораблей. Это был ОВ-202, насчитывавший в своём ордере 28 судов под охраной корвета и двух эсминцев типа «W». Конвой вышел из Ливерпуля 22 августа и держал курс на запад, чтобы распуститься, достигнув нужной точки. Но прежде ему предстояло пережить встречу с Топом, и она оказалась для англичан совсем не радостной.
Чтобы атаковать противника, лодке практически не пришлось маневрировать — она находилась на отличной позиции для стрельбы. В 00:42 Топп с интервалом в 12–15 секунд выпустил три торпеды, целясь в три судна в центральной колонне конвоя. Стреляя из надводного положения в упор, Топп сильно рисковал. Уже после пуска первой торпеды лодку заметил эсминец, круто развернулся и полетел прямо на неё. Теперь всё решали секунды.
Командир U 57 проявил исключительную выдержку. Дождавшись пуска третьей торпеды, он объявил срочное погружение. Ещё до того, как прыгнуть в рубочный люк, Топп успел заметить результат первого залпа — взрыв с большим облаком дыма. Второй взрыв он слышал, когда захлопывал люк, а третий прозвучал, когда субмарина уже находилась на глубине 15 м. Из-за неисправности балластной цистерны № 2 погружение происходило практически бесконтрольно. Лодка падала на глубину с дифферентом в 40°. Она достигла дна на глубине 55 м, впечаталась носом в грунт и зависла кормой вверх. Рядом с ней разорвались три глубинных бомбы.
Атака конвоя в фильме Das BootЭта сцена абсолютно реалистична: она практически точно воспроизводит атаку конвоя ОВ-202 в августе 1940 года. Когда вы смотрите тот эпизод, считайте, что находитесь на мостике лодки вместе с Эрихом Топпом
На U 57 царил хаос. Вода поступала внутрь через текущий торпедный аппарат № 1. Торпедный отсек потихоньку затапливало. Экипаж не пал духом и отчаянно боролся за жизнь. Инженер-механик пытался поднять нос лодки с грунта, чтобы избавиться от опасного дифферента. Это было непростым делом, так как продувка балласта и включение трюмного насоса привлекли бы внимание противника. Наконец инженеру удалось грамотно распределить балласт по цистернам, и «двойка» легла на дно ровно.
В это время эсминец находился прямо над U 57 и сбрасывал на неё глубинные бомбы. Подводники слышали работу «Асдика», лодку трясло от взрывов. Из-за того, что она приняла достаточно много воды, оторвать субмарину от дна было невозможно. Тогда Топп решил притвориться «мёртвым» и лежать на грунте весь день. Замысел сработал: эсминец прекратил поиск и ушёл. Подводники слышали шумы винтов уходящего конвоя. Когда всё стихло, они откачали воду, и «двойка» поднялась на поверхность.
Английский пароход «Сент Дунстан», потопленный Эрихом Топом во время атаки конвоя ОВ-202.
Всплыв в 22:53, Топп заметил неподалёку большое судно и два эсминца. Атаковать их не было возможности, так как экипаж не успел перезарядить торпедные аппараты. Махнув рукой на эти цели, командир U 57 решил отойти подальше, чтобы зарядить торпеды и оценить масштаб повреждений. Лодка ушла с мелководья к глубокой воде.
Во время атаки конвоя жертвами Топпа стали три английских судна. Пароходы «Хавильдар» (5407 брт), «Камберленд» (10 939 брт) и «Сент Дунстан» (5681 брт) были торпедированы, но остались на плаву. Англичане попытались их спасти, но до порта удалось дотянуть только первый. «Камберленд» пошёл на дно в тот же день, а «Сент Дунстан» затонул 27 августа в Ирландском море. Таким образом, «улов» U 57 составил более 16 000 брт.
Английский пароход «Камберленд», потопленный Эрихом Топом во время атаки конвоя ОВ-202.
Охота продолжается
Отремонтировавшись, «двойка» вернулась в район, где прежде обнаружила конвой: Топп считал эту позицию перспективной. И он не ошибся. Вечером 25 августа подводники заметили ещё один конвой — HX-65B. На этот раз командир U 57 решил не рисковать и атаковать из подводного положения. Правда, работа перископа не внушала ему доверия, но Топп решил попробовать. Он маневрировал по данным акустика. В 19:46 лодке удалось занять позицию для торпедной стрельбы.
Наблюдая за противником в перископ, Топп видел 20 судов и два эсминца, следовавших на юго-восток, к Северному каналу. Впереди конвоя шёл крупный пассажирский лайнер — вспомогательный крейсер «Вольтер». За ним следовали танкеры. Один из них — типа «Регент Лайон» на 9600 брт — командир U 57 выбрал в качестве цели для атаки. В 19:48 «двойка» произвела двухторпедный залп с дистанции в 1500 м. Спустя 92 секунды первая торпеда поразила судно в районе дымовой трубы. Вторая торпеда попала в цель через 18 секунд после первой:
«Второе попадание. Огромный выброс пламени. Танкер быстро затонул, исчезнув за несколько секунд».
Английский танкер «Пектен», потопленный Эрихом Топпом 25 августа 1940 года.
На этот раз торпеды Топпа отправили на дно английский танкер «Пектен» (7468 брт). Из-за проблем с двигателем судно шло в миле от ордера конвоя. Перед тем, как оно было потоплено, к нему подошёл корвет «Гладиолус», чтобы поторопить капитана танкера. Однако тот не успел ничего сделать: судно было торпедировано и затонуло за полторы минуты. Практически весь экипаж «Пектена» погиб.
Сразу после атаки лодка погрузилась на 80 м. Несмотря на волнение моря и большую глубину, её практически сразу обнаружили корабельные гидролокаторы. В течение часа «Гладиолус» и эсминец «Весткотт» сбросили на «двойку» 27 глубинных бомб, но Топпу удалось ускользнуть от преследователей. В 22:52 U 57 появилась на поверхности и направилась на базу.
Противник Топпа — английский эсминец «Весткотт».
Противник Топпа — английский корвет «Гладиолус».
Гибель «Красного дьявола»
Возвращаясь с задания, Топп оказался перед дилеммой: куда идти — в Лориан или Киль? Судя по докладу инженер-механика, лодка нуждалась в серьёзном ремонте: глубинные бомбы повредили торпедные аппараты, перископ и дизель-электрическую часть субмарины, аккумуляторная батарея плохо держала заряд, да и в целом подводная лодка напоминала развалину. Командир решил запросить мнение штаба о конечной точке маршрута. Дёниц разрешил идти в Киль на ремонт.
U 57 начала переход в Германию, «ковыляя» на одном дизеле. Когда «двойка» находилась к западу от Оркнейских островов, инженер-механик порадовал командира возвращением в строй второго дизеля. 27 августа Топп отправил Дёницу радиограмму о своих успехах в походе:
«Из замеченного конвоя 28 600 брт, 3 торговых судна, 1 танкер двумя торпедами. Из них затонуло: два судна не видел, но уверен в потоплении. Квадрат АМ 3437».
Эрих Топп после очередного успешного похода.
Как видим, командир U 57 считал, что потопил все четыре судна. Но в действительности его успехи составляли три потопленных судна на 24 088 брт и одно повреждённое на 5407 брт. Дёниц ответил: «Великолепно!» — и запросил о необходимости заправки в Бергене. Топп ответил, что нуждается в топливе, и взял курс на норвежский порт.
Рано утром 29 августа, уже на подходе к Бергену, «двойку» атаковал английский самолёт и во время погружения обстрелял её из пулемета, пять раз попав в цель. Весь оставшийся путь Топп предпочёл проделать под водой и всплыл лишь перед входом в гавань. Приняв в Бергене с судна «Арктурус» топливо и завершив ремонт правого дизеля, U 57 продолжила путь в Киль. 2 сентября её встретил эскортный корабль, проводивший лодку до входа в Кильский канал, к шлюзу Брунсбюттель. Казалось бы, «красные дьяволы» добрались до дома — осталось лишь пройти каналом до Киля. Но судьба приготовила Топпу и его экипажу серьёзное испытание. В ночь со 2 на 3 сентября 1940 года произошла катастрофа: во время шлюзования подлодка столкнулась с норвежским судном «Рона» и затонула прямо в канале.
Эрих Топп вспоминал, что U 57 подошла к воротам шлюза, когда из него выходил транспорт. В этот момент носовую часть «норвежца», корма которого ещё находилась в неподвижной воде шлюза, течение реки начало сносить к подводной лодке. Субмарина пыталась избежать столкновения, дав задний ход, но безуспешно: нос транспорта врезался в борт субмарины и проделал в ней пробоину. Находившийся на мостике Топп приказал экипажу покинуть лодку. Правда, через рубочный люк успели вылезти не все: когда «двойка» затонула, несколько человек всё ещё находились внутри.
U 552 в Атлантике на рисунке Анджея Дередоса, знакомом любителям моделей по коробкам фирмы Revell. На рубке хороша видна эмблема Эриха Топпа — красный дьявол-факелоносец.
Поднятый по тревоге личный состав береговой охраны и спасательной станции вылавливал подводников из воды. Однако темнота затрудняла поиски выживших. Утром Топп недосчитался шестерых:
«Один из спасённых рассказывал, что он восемь раз пытался выбраться из затопленной лодки на поверхность. Лодка лежала под водой с небольшим креном, а он находился в радиорубке, голова в воздушном пузыре, мрак, где выход — неясно, первая попытка вырваться наружу не удалась. Как Тесей, он возвращался по нити Ариадны в пузырь радиорубки. Он повторил это ещё семь раз, и наконец последняя, восьмая, попытка оказалась удачной. Совершенно обессиленный, он выбрался на берег. Когда его нашли, он был без сознания».
В причинах катастрофы разбиралась комиссия, но она так и не установила, была ли здесь вина норвежского судна. U 57 подняли со дна канала 9 сентября 1940 года. Затем «двойку» доставили в Киль, где после долгого ремонта она вновь вошла в строй кригсмарине. В боевые походы лодка более не выходила и служила учебным кораблём. Эрих Топп был назначен командиром новенькой «семёрки» U 552, на которой он поднял флаг 4 декабря 1940 года. В память о своей первой подводной лодке он выбрал для субмарины ту же эмблему — красного дьявола-факелоносца.
Источник