Многие знают «фишку» Квентина Тарантино, делающего в своих работах отсылку на другие киноленты, которые он особенно ценит. Удивительно, но советские режиссёры делали так же, черпая вдохновение своих зарубежных коллег по цеху.

Талант и уважение: как советские режиссёры делали отсылки к зарубежному кино





Например, в фильме «Бриллиантовая рука» Гайдай, стремясь намекнуть зрителю на намерения Геши, героя Миронова, заимствует образ Алена Делона из фильма «Самурай».

Талант и уважение: как советские режиссёры делали отсылки к зарубежному кино




Идя «на дело», герой Делона надевает белые перчатки. Эту сцену, только с черными перчатками, повторяет герой Миронова, запугивая Семена Семеныча на автомойке.

Талант и уважение: как советские режиссёры делали отсылки к зарубежному кино




Гайдай, по-видимому, был поклонником бондианы, ведь, например, сцена, где вертолет поднимает в воздух машину, точь-в-точь, будто подсмотрена в фильме «Живешь только дважды». Также лицо Шефа в «Бриллиантовой руке» раскрывается только в конце фильма, равно как в бондиане лицо злодея Блофельда.

Талант и уважение: как советские режиссёры делали отсылки к зарубежному кино




Кстати, сцена с ночным кошмаром подсмотрена уже не у Бонда, а у фильма «Головокружение» Хичкока.

Талант и уважение: как советские режиссёры делали отсылки к зарубежному кино




Талант и уважение: как советские режиссёры делали отсылки к зарубежному кино




Также Гайдай, наравне с бондианой, часто использовал приемы Чарли Чаплина. Так, в «Операции «Ы»» повторяется забавная сцена боксерского боя из «Огней Большого Города».

Талант и уважение: как советские режиссёры делали отсылки к зарубежному кино




Талант и уважение: как советские режиссёры делали отсылки к зарубежному кино




В фильме «Три плюс два» режиссера Генриха Оганисяна Степан взял с собой в отпуск книгу с вымышленным названием «113-й Лондон». При этом читаемые героем сцены иллюстрируются на экране. И эти вставки взяты из реального фильма «Сын Франкенштейна».

Талант и уважение: как советские режиссёры делали отсылки к зарубежному кино




Находясь в гостинице в Риме, Эльдар Рязанов «наткнулся» на фильм «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир», а вернувшись в Россию начал съемки кинокартины под названием «Una matta, matta, matta corsa in Russia» («Одна безумная, безумная, безумная гонка по России»). Однако сцена, в которой взрывается бензоколонка, больше походит на сцену из фильма «Забриски-пойнт».

Талант и уважение: как советские режиссёры делали отсылки к зарубежному кино




Талант и уважение: как советские режиссёры делали отсылки к зарубежному кино




В фильме «Берегись автомобиля» образ Деточкина представлен ночью, а сама атмосфера мрачная, даже нуарная. В целом в фильме есть много нуарных моментов, в том числе детективная составляющая, рваные кадры, умалчивание. Кстати, герой Деточкина работает страховщиком, равно, как и герой зарубежного фильма «Двойная страховка».

Талант и уважение: как советские режиссёры делали отсылки к зарубежному кино




Талант и уважение: как советские режиссёры делали отсылки к зарубежному кино




Одну из самых заметных отсылок в советском кино можно заметить в фильме «Пес Барбос и необычный кросс», где в титрах появляется пес Барбос, пародируя известного льва студии Metro Goldwyn Mayer.

Талант и уважение: как советские режиссёры делали отсылки к зарубежному кино




Талант и уважение: как советские режиссёры делали отсылки к зарубежному кино




Сцена в «Джентльменах удачи», где дети выступают в костюмах поросят, им аккомпанирует Евгений Иванович Трошкин. Кстати, он играет песню из мультфильма «Disney» «Три поросенка».

Талант и уважение: как советские режиссёры делали отсылки к зарубежному кино








Кто-то заметил сходство между фильмами «Кавказская пленница» и французского фильма «Велосипед»? Герой напоминает Шурика застенчивостью и очками, в обоих фильмах похожа сцена танцев.

Талант и уважение: как советские режиссёры делали отсылки к зарубежному кино




Талант и уважение: как советские режиссёры делали отсылки к зарубежному кино