Авто/Мото
Наше наследие: Первый послевоенный велосипед ХВЗ В-14
В конце прошлого года поисковая команда AC Heritage обнаружила в Харькове остатки самого первого послевоенного велосипеда ХВЗ В-14 «Харьков», с которого началось возрождение велопроизводства сразу на двух заводах. Потребовалось несколько месяцев реставрационных работ, чтобы раритетный велосипед предстал в первозданном облике. Но результат оказался более чем впечатляющим.
Харьковский велозавод в годы Второй мировой войны был эвакуирован в Среднюю Азию и велосипеды не выпускал долгих 4 года. Уже после возвращения в родной город, ХВЗ почти 9 месяцев отстраивали и восстанавливали. И только в конце 1945 года завод начал выпускать первые велосипеды. Это и были ХВЗ В-14 «Харьков».
Притом, В-14 – это была абсолютно новая модель, которую до войны на заводе не выпускали. Более того, она заметно отличалась от предыдущей продукции велозавода короткой рамой, 26-дюймовыми колесами и наличием немецких комплектующих, которые СССР получал по репарациям из Германии.
В первые годы В-14 комплектовали немецкими втулками. Во время войны их не хромировали, а красили.
В частности, на найденном экземпляре установлена задняя втулка типа Torpedo фирмы Fichtel&Sachs; еще в военном исполнении. Такие же ставили и на велосипеды вермахта Truppenfahrrad. В качестве опции В-14 можно было снабдить багажником, фарой и генератором-динамкой. Последний здесь фирмы Bosch, а фара также немецкого производства.
ХВЗ В-14 был укомплектован высокопрофильными шинами размерности 26*2, что делало его удобным для езды по грунтовым дорогам и бездорожью. Сейчас бы его отнесли к категории внедорожных байков.
ХВЗ В-14 выпускался с 1945 по 1950 годы. Притом, В-14 уникален еще и тем, что именно с этой модели началась и история еще одного Львовского велозавода (ЛВЗ).
Во Львов с 1946 года поставлялись комплекты таких велосипедов для последующей сборки. Из разных источников известно, что ХВЗ В-14 в 1945 году было выпущено примерно 15 тыс. шт., а в 1946 – 60 тыс. шт. В 1948 году только во Львов было оправлено почти 12 тыс. комплектов В-14.
Найденный экземпляр ХВЗ В-14 долгое время пролежал на чердаке, что и спасло его для истории.
Сохранились не только детали, но и шины и даже оригинальное седло. Реставратору велотехники Виктору Ходееву понадобилось несколько месяцев, чтобы воссоздать оригинальный облик первого послевоенного велосипеда ХВЗ.
Но зато теперь есть полностью оригинальный экземпляр первенца послевоенного велостроения сразу двух заводов – ХВЗ и ЛВЗ.
Сейчас велосипед находится в коллекции AC Heritage, хотя ему явно место в каком-нибудь музее. Ведь до наших дней дожило лишь 5 экземпляров В-14, о которых известно публично.
И в завершение — видео об этом велосипеде.
Источник