Август 2019

Новый взгляд на старое пламя

Впервые продемонстрировано, что особый тип химических превращений, называемый окислительно-восстановительной химией, может контролироваться с большой точностью в пламени на твёрдой поверхности. Открытие, о котором рассказывается в журнале Angewandte Chemie, имеет самые широкие последствия — к примеру, для обнаружения химикатов в воздухе или для дальнейшего понимания химии молний.

Новый взгляд на старое пламя

Атиф Элахи, один из авторов работы (фото University College London).

Как показало исследование, в зависимости от химического состава пламени учёные могут записать соответствующий неповторимый электрический отпечаток, являющийся следствием поведения особых химические веществ на проводящей поверхности, где электроны способны обмениваться при точно определённой разнице потенциалов. По словам руководителя работы Дарена Каруаны, пламя может быть смоделировано для того, чтобы помочь нам сконструировать эффективные горелки и двигатели внутреннего сгорания. А присутствие в пламени заряженных частиц (ионов и электронов) придаёт ему уникальные электрические свойства.

Рассматривая газообразную плазму пламени в качестве электролита, исследователи утверждают, что становится возможным контролировать окислительно-восстановительные реакции на границе раздела фаз между твёрдой подложкой и газом.

Британцы разработали электродную систему, которая использовалась для зондирования химического состава пламени. Добавляя к пламени химические вещества, им удавалось зафиксировать токовые сигналы при специфических величинах разности потенциалов, получая тем самым уникальный электрохимический отпечаток, называемый вольтаммограммой. Вольтаммограммы для трёх металлических оксидов — вольфрама, молибдена и ванадия — совершенно уникальны. Кроме того, было показано, что размер «токовой подписи» (интенсивность измеряемого тока, как в разбавленных растворах электролитов) зависит от количества оксида, внесённого в пламя. То, что хорошо известно и делается на рутинном базисе для жидкостей, только сейчас впервые было продемонстрировано для газовой фазы (с пламенем вместо растворителя).

В общем и целом британские химики показали, что существует значительная разница между реакциями на границе фаз «твёрдое — газ» и их эквивалентов в жидких растворах. Безрастворная электрохимия предоставляет доступ к огромному числу окислительно-восстановительных реакций, многие из которых неосуществимы в традиционных растворах.

Новый взгляд на старое пламя

Подготовлено по материалам Университетского колледжа Лондона.